Odessa DailyБольшая Одесса

Анатолий Анисимов: Законопроект о внешнем независимом тестировании не приняли из политических соображений

17 февраля 2010 в 11:53

АнисимовДля поступления в вузы около полумиллиону выпускникам по всей Украине предстоит в 2010 году сдать внешнее независимое тестирование. Из потенциальных участников конкурса в Одесской области уже записалось 40% школьников, хотя до последнего дня регистрации еще полтора месяца – хорошая динамика. Однако при всей массовости и важности мероприятия Верховная Рада отказалась принять законопроект о внешнем независимом тестировании. Почему политики проигнорировали проект и повлияет ли это на общий ход тестирования, Odessa Daily рассказал директор Одесского регионального центра оценивания качества образования Анатолий Анисимов.

- Анатолий Юрьевич, почему же закон не приняли: по политическим соображениям или какие-то неточности и ошибки в проекте?
- По моему мнению, закон не был принят исключительно из политических соображений. Ведь кнопку «против» нажало всего три депутата, остальные же просто не пришли на голосование. Поэтому из-за неявки в большинстве своем депутатов от Партии регионов и КПУ принятие закона было сорвано. Не думаю, что здесь был злой умысел, скорее предвыборная гонка сделала для депутатов данный вопрос неактуальным. Претензий же к законопроекту быть не должно было, потому что все доработки ко второму чтению были внесены. К примеру, средний балл аттестата теперь тоже учитывается при поступлении.
- Можно ли проводить тестирование без принятия закона?
- Дело в том, что украинские законы обязывают осуществлять поступление в вузы на конкурсной основе, но в какой форме и когда это происходит, определяет Министерство образования. Тестирование же является одной из форм конкурса, поэтому и без соответствующего закона у Кабинета министров есть все полномочия проводить его.
- Зачем же тогда нужен такой проект, если и без него тестирование проходит на законных основаниях?
- Он преследовал две функции. Первое, ввести понятие внешнего тестирования и объяснить что это и зачем нужно. Ведь у нас на законодательном уровне вообще нет упоминаний о данной форме оценивания. И второе, обеспечить нормальный рабочий процесс тем, кто будет осуществлять этот процесс, то есть организаторам.
- Как бы повлияло принятие этого закона на абитуриентов и организаторов  тестирования?
- Для абитуриента он не имеет никакого значения, потому что на процесс поступления не влияет. А вот, людям, которые проводят конкурс, закон был необходим как воздух. Начиная от составления тестовых заданий и заканчивая работой на пунктах тестирования, от исполнителя требуется повышенная ответственность. Именно в этом законопроекте прописывалась степень ответственности составителей за неразглашение служебной информации. Кроме того, из-за огромного количества абитуриентов и, следовательно, пунктов тестирования, мы нанимаем инструкторов среди преподавательского состава. Конечно, мы заключаем с ними договор, где описывается, что они могут делать, а что нет. Но следить за выполнением данных норм даже при наличии наблюдателей сложно. Тем более что юридической ответственности за нарушение договора нет. Максимум наших возможностей – разорвать соглашение с таким работником и не оплатить его труд. Но что такое эти деньги, если ребенок из-за халатности инструктора потеряет возможность поступить в вуз на целый год?
- А какие злоупотребления инструкторов могут быть на пунктах тестирования?
- Это наиболее проблематичный этап проведения конкурса. Нам необходимо принять около полумиллиона абитуриентов и, конечно, в работе задействовано огромное количество людей – до 40 человек на одном пункте. И что греха таить, факты списывания абитуриентами, пользования мобильными телефонами во время тестирования, конечно, присутствовали. В свою очередь, элементарная помощь инструктора абитуриенту – уже нарушение. Тем более не всегда такая помощь оправдана. Ведь система работает так, что  инструктор, принимающий тесты по математике, является преподавателем по биологии или другим предметам. Также инструктор может банально мешать абитуриентам.
- Что касается составления тестов, кто задействован и возможны ли нарушения секретности?
- Система хороша тем, что минимизирует субъективный фактор. К составлению тестов привлекается огромный круг преподавателей, начиная докторами наук и заканчивая сельскими учителями. Они составляют вопросы и свои варианты заданий. Дальше круг участников существенно сужается и специальная комиссия из предложенных заданий выбирает наиболее удачные. Вопросы отправляются на апробацию в школы, а далее попадают в так называемый «банк тестов». И из этого банка комиссия, состоящая из нескольких человек, составляет «боевые задания». И здесь уже заходит речь о неразглашении информации и секретности. Однако за все годы тестирования ни одного случая нарушения на данном этапе работы, к счастью, зарегистрировано не было.
- Будет ли подаваться новый проект Закона?
Есть обращение Украинского студенческого союза и еще четырех молодежных общественных организаций, которые ставят вопрос ребром. Однако официального ответа от кандидатов в Президенты пока не получено. Кроме того, народный депутат Вячеслав Кириленко снова внес на обсуждение данный законопроект. Теперь уже своей очереди проект будет ждать под номером 4455. А когда именно до него дойдут пока неизвестно.
Мария СЕБОВА, Odessa Daily

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100