Odessa Daily Мнения
Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад»: личное мнение
Odessa Daily
1 июля 2015 в 14:08В данной статье я хочу высказать своё личное мнение о деталях и о целях Закона Украины «О добровольном объединении территориальных громад» - в существующей редакции. Соглашаться со мной или нет, это личное дело каждого. Я лишь высказываю своё личное мнение.

Основной, по моему мнению, проблемой соответствующего закона является понимание системного подхода к решению проблем связанных с административно-территориальным устройством Украины, а также отсутствие конституционной базы для самой системы АТУ (отсутствие предусмотренного п. 13 ст. 92 Конституции Украины закона об административно-территориальном устройстве).
Однако, данный Закон уже пытаются интегрировать, в том числе и на территории Одесской области, что вызвало широкий интерес у общественности и высветило ряд вопросов по его практической реализации.
И так, давайте попытаемся по пунктам пройтись по тем вопросам, на которые лично я пока так и не нашёл ответы.
В Законе Украины «О добровольном объединении территориальных громад»:
1. Отсутствует расшифровка некоторых понятий, к примеру:
- внешняя граница юрисдикции советов объединенных территориальных громад (см. п. 2 ч. 1 статьи 4 соответствующего Закона);
- качество и доступность публичных услуг (см. п. 5 ч. 1 ст. 4 соответствующего Закона).
- ....
2. Смазаны сами критерии объединения территориальных громад
- исторические, природные, этнические, культурные и другие факторы (см. п. 4 ч. 1 ст. 4 соответствующего Закона);
- качество и доступность публичных услуг, предоставляемых объединенной территориальной громадой, не могут быть ниже, чем до объединения (см. п. 5 ч. 1 ст. 4 соответствующего Закона)
3. Не даёт чёткого представления о том:
- какое именно количество «членов территориальной громады» подает предложения об объединении громад (см. п. 3 ч. 1 ст. 5 соответствующего Закона);
- собственно, каким образом проводится общественное обсуждение внесенного предложения (см. ч. 3 ст. 5 соответствующего Закона).
4. Отсутствует детализация пунктов, которые должны быть включены в план организационных мероприятий по добровольному объединению территориальных громад (см. п. 3 ч. 1 ст. 7 соответствующего Закона).
5. Вызывает сомнение предусмотренный частями 3-6 ст. 7 «превентивный» контроль соответствия подготовленного проекта решения об объединении территориальный громад Конституции и законам Украины, причем сразу по двум причинам:
- во-первых, такой контроль не предусмотрен Конституцией Украины;
- во-вторых, в соответствии со ст. 124 и 144 Конституции Украины решения органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции Украины приостанавливаются в установленном порядке с одновременным обращениям в суд, а не возвращаются на доработку.
Мало того, соответствующий Закон не предусматривает механизм доработки проекта решения об объединении территориальных громад в случае его возврата из областной государственной администрации или Совета министров АРК.
6. Четко не выписаны положения ч. 7 ст. 7 соответствующего Закона по процедуре окончательного решения вопроса о добровольном объединении громад (Достаточно ли решения сессии соответствующего совета, или все-таки необходимо проводить референдум?).
К слову, действующее законодательство Украины на сегодняшний день не позволяет провести местный референдум из-за отсутствия такого закона!
7. Также, очень большие вопросы и по процессу исполнения уже принятых бюджетов местных советов в случае принятия решения об объединении громад.
Например:
а) Ч. 4 ст. 8 говорит о раздельном исполнении бюджетов каждого совета до окончания бюджетного периода, правда, умалчивая о том, кто именно и как будет это делать.
б) С. 2 ст. 10 говорит о том, что предложения о финансовой поддержке объединенной территориальной громады вносятся Советом министров АРК или областной государственной администрацией в Кабинет Министров Украины до 15 июля. Однако, как быть, если объединение громад происходит после 15 июля? Выходит, что раздельное исполнение бюджетов громад может затянуться на полтора года?!... При этом совсем не понятно, как будет приниматься бюджет (бюджеты) объединенной территориальной громады на следующий год!
в) Не до конца определенными является и ряд изменений, внесенных в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине». Например, ст. 6, где предусмотрена возможность выхода территориальной громады из уже созданной объединенной громады. Правда, даже проект закона о механизме такого выхода отсутствует.
г) Ст. 14-1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», которая предусматривает введение должности старосты, которая не предусмотрена ст. 141 Конституции Украины.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, лично у меня складывается устойчивое мнение, связанное с тем, что Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад», в существующей редакции, был создан для того, чтобы решить еще какие-то вопросы, помимо вопросов связанных с объединением территориальных громад!!!
К примеру, полностью перекроить де-факто карту территориального устройства Украины, причем так, что сами территориальные громады будут просто поставлены перед фактом, и ни о какой добровольности этого процесса и речи не будет.
Мне кажется, что данный Закон, в данной редакции, попытка замахнуться на главное национальное богатство Украины — на землю!
С уважением, председатель общественной организации "Единая Фонтанка - Одесса" - Зигангиров Олег Игоревич.
Odessa Daily
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален