Odessa DailyМнения

Юлия Латынина: Чубайс обвинил Навального в геббельсовской лжи

Odessa Daily

15 июня 2015 в 09:33
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

В мире все продукты, технологии, прежде всего, выбрасываются на рынок, а не представляются, допустим, президенту Обаме или президенту Саркози. Но у нас все проекты представляются Путину, а потом хоть трава не расти

Юлия Латынина: Чубайс обвинил Навального в геббельсовской лжи

Ещё одна история, о которой я хотела поговорить на прошлой неделе (не успела). Алексей Навальный комментировал в своем блоге результаты проверки Роснано. Сказал, что за эти деньги у них ни хрена не получалось, деньги пропали. Они повинились, сели в служебный Мерседес с мигалкой и поехали обратно на работу. И в ответ Анатолий Чубайс обвинил Навального в геббельсовской лжи, уел на месте с цифрами в руках. Очень многие удивились, зачем Чубайсу нужна эта полемика. Газета «Ведомости» написала, на мой взгляд, совершенно замечательную статью, где она предположила, что Чубайс решил немножко поработать троллем Навального, потому что Чубайс – это отец российской приватизации, это человек, которым многие восхищались, в том числе и я. И что Чубайса в либеральных кругах трогать не принято.

Так вот, Чубайс заявил о 57 заводах в 27 регионах страны, которые произвели в прошлом году продукции на 227 миллиардов рублей. Ещё там упоминалось 12 наноцентров, построенных в 9 регионах страны, и 350 созданных ими стартапов.

Ну это такая, обыкновенная цифирь, потому что… Ну что можно сказать по поводу 57 заводов? Ничего не можно сказать. У меня во дворе, например, стоит автомойка, на ней написано «Наномойка». И если эту мойку включить в число заводов, будет уже не 57, а 58. А если в отчётность включить все наномойки, то нанопроизводство будет исчисляться в России в десятках тысяч.

Поэтому я решила попробовать ограничиться судьбой тех проектов, которые широко анонсировал сам Чубайс. Вот например, 31 октября 2009 года. В присутствии Владимира Путина глава АФК «Система» Владимир Евтушенков и Анатолий Чубайс подписали договор о создании на основе евтушенковского «Микрона» чипов с шагом 90 нм, а пластины были диаметром 200 мм. Проект тянул на 500 миллионов долларов, подавался как прорыв. Многие (в том числе ваша покорная слуга) выражали сомнения, что вся эта история будет работать. И меня, например, удивлял диаметр пластин 200 мм. Ну так случилось, что немножко у меня куча знакомых работает в этой отрасли. Дело в том, что в 2009 году Интел давно перешел на пластины диаметром 300 мм, потому что эти пластины дают больший выход продукции при том же объеме операций.

То есть ещё раз повторяю, да? Вот представьте себе, печатается плата и вы берёте в качестве исходного материала осьмушку листа или четвертушку листа. У вас просто больший выход, хотя, конечно, на качество продукции это никак не влияет. Но это, как бы, знаете, как строить авианосец, а вычисления проводить в вершках и аршинах: теоретически не запрещено, но практически это закрывает доступ к передовым технологиям, которые все разрабатываются по 300 мм.

Ещё удивительней был выбор поставщика технологий: это STMicroelectronics. Это крупнейшая европейская компания по производству микросхем. Знаете, лучшая европейская компания в микроэлектронике – это примерно как лучший сердечный хирург в республике Гана. Дохворалась эта фирма до того, что она принадлежит, в основном, различным госфондам, и всё это подозрительно походило на классическую схему по переводу денег за рубеж под закупку барахла, выдаваемого за прорыв. А кстати, 90 нм на 2009-й год была уже совсем не свежая вещь.

Года через два после этой истории я была на Микроне. Там стояла нераспакованная новая аппаратура от Applied Materials. Расходные материалы к ней, насколько мне известно от моих знакомых, не употреблялись. А пластины, которые шли в работу (и кстати, линия-то была загружена процентов на 20), были даже не 200, а 150 мм.

То есть на тот момент я своими глазами видела, что закупленные технологии, скорее всего, просто не освоены. И кстати говоря, поговаривают, что когда Евтушенкова прессовали на предмет Башнефти… Я уже как-то здесь рассказывала, что, якобы, в кабинет Кремлевский заходил не Сечин, а Чемезов и, типа, разговор был такой, что вот, мол, Евтушенков обещал создать базу для отечественной микроэлектроники, а вместо этого получилось ровно то, о чем писал Навальный.

Так вот, первый вопрос. А вот как обстоит дело не с анонимными 57 заводами, а как обстоит дело с проектом про 90 нм?

Другой вопрос: 18 августа 2011 года Анатолий Чубайс показывает Путину чудо-планшет, способный заменить набор школьных учебников по всем дисциплинам. Я уже много раз говорила о том, что в мире все продукты, технологии, прежде всего, выбрасываются на рынок, а не представляются, допустим, президенту Обаме или президенту Саркози. Но у нас все проекты представляются Путину, а потом хоть трава не расти.

Планшет был анонсирован британской компанией «Пластик Лоджик» за 3 года до этого. Причем, «Пластик Лоджик» к моменту анонсации Чубайса передумала выводить планшет на рынок. После этого Роснано купил долю в «Пластик Лоджик». Всего в проект собирались инвестировать 700 миллионов долларов.

Опять же вопрос, какова судьба этого проекта? Не абстрактных 57 заводов, а этого проекта? Вопрос: нафига покупать на Западе технологию, которая уже провалилась? Этично ли навязывать её на кэптивном рынке за бюджетные бабки школьникам? Ну и, собственно, где сам планшет?

Другая история. В 2009 году Роснано начинает масштабный проект по созданию в России производства солнечных батарей. В Иркутской области на Нитоле должны были делать поликристаллический кремний, в Чувашии – солнечные модули. Ещё производство солнечных батарей планировалось в Краснодаре. Всё это было, насколько я понимаю, под миллиард долларов. Причём, даже российское правительство приняло специальный закон, согласно которому те инвестиции, которые в солнечную и ветровую энергию производятся, наши и без того, мягко говоря, не очень богатые производители, которых и так обирают налогами, проверками и так далее, за всё это они должны были платить свою инвестиционную составляющую.

Рынок солнечных батарей, заметим, переживает взрывной рост. Производят их, кстати, не только в Китае. Я как-то упоминала, что «Solar City», принадлежащая двоюродным братьям Илона Маска, сейчас строит завод в штате Нью-Йорк. А проект Роснано вылетел в трубу. В том числе потому, что была куплена тонкоплёночная технология от компании «Oerlikon Solar», который назывался у Роснано мировым лидером рынка солнечной энергетики. А долю в «Oerlikon» перед этим приобрел Виктор Вексельберг.

То есть я не сомневаюсь, что Виктору Вексельбергу было очень приятно продать Роснано что-нибудь такое из портфеля «Oerlikon». Вопрос: зачем Роснано купила технологию, которая была неконкурентоспособной?

Или, например, еще один пример (уж до кучи, четвёртый). Декабрь 2011 года, Анатолий Чубайс лично открывает в Новосибирске завод Лиотех по выпуску литий-ионных батарей. Опять же, литий-ионные батареи – это последний писк моды. Powerwall Илона Маска, который только что представлен с такой помпой в Калифорнии, — это литий-ионная батарея. Роснано вложила в производство 7,5 миллиардов рублей. В августе 2014 года «Ведомости» сообщают, что Роснано вынуждена остановить предприятие, потому что покупателей на продукцию так и не нашлось.

Вот это не 57 заводов и не 40 тысяч одних курьеров, это вот конкретные проекты, за которые Чубайс радел, которые Чубайс представлял Путину. Я напомню, что в Америке была аналогичная история с солнечной энергией, компания называлась «Солиндра». Она получила 500 миллионов долларов государственных гарантий, и заодно выяснилось, что люди, имевшие отношение к этой компании, финансировали кампанию президента Обамы. То есть они профинансировали, потом получили гарантии, потом компания обанкротилась, потому что она оказалась не конкурентоспособной. Потом всплыли электронные письма, в которых сотрудники компании довольно откровенно об этом говорили и говорили, что их единственная надежда – государственные и бюджетные заказы. Всё как у нас, только, во-первых, сумма меньше, а во-вторых, в Америке был дикий скандал. А у нас никакого.

Я сразу должна сказать две очевидные вещи, что нет в мире верного ничего самого по себе, но всё – смотря по обстоятельствам. Что бесспорно, с моей точки зрения, государственная компания, в принципе, управляется менее эффективно, чем частная. Но я должна сказать, что если ты хороший менеджер, ты прекрасно можешь управлять государственной компанией. Например, есть целое государство Сингапур, которое управляется в сущности как гигантская корпорация, и ничего, государственный сингапурский фонд «Temasek» растёт по 17% в год.

Достаточно посмотреть на суверенные фонды совсем уже неказистых стран типа Дубая. Вы видите, что они растут гигантскими темпами. Вот на этом фоне Роснано выглядит, извините, ровно так, как его описал Алексей Навальный.

И заметна одна очень большая проблема, которая заключается в том, что… Вот например, в свое время Анатолий Чубайс пришел в РАО ЕЭС. И он реформировал РАО ЕЭС. Он реформировал его ровно так, как и обещал. Он уничтожил эту монополию. С моей точки зрения, это было абсолютно благодетельное дело и можно много спорить, так это надо было уничтожать эту монополию или не так. Но можно снять шляпу в случае РАО ЕЭС перед Чубайсом, потому что это редчайший случай, когда человек пришел уничтожить монополию, и в наше время, когда, собственно, все монополии укрепляются (укрепляется Газпром, укрепляется куча квазимонополий государственных вокруг), РАО ЕЭС действительно было реформировано и реформировано было из принципиальных соображений. При этом Чубайс лишился своего места работы.

Это, я доложу вам, очень сложная история, потому что обычно, даже если люди с задачей реформировать какое-то ведомство и уничтожить его, приходят и садятся в кресло, то обычно у них в процессе задача меняется и они пытаются в этом кресле остаться.

Вот Анатолий Чубайс в соответствии со своими убеждениями реформировал РАО ЕЭС. И хотя мы сейчас в такой заднице, что это не очень заметно, потому что причины хворобы нашей экономики заключаются не в монополизме энергетиков, тем не менее, это, с моей точки зрения, был огромный шаг вперёд. И в процессе Чубайс уничтожил своё собственное место работы.

Вот возникает вопрос, что сделано в Роснано? И главное, каким образом Роснано как система государственных инвестиций сопрягается с ранней историей Чубайса, который, как известно, приватизировал российскую промышленность? Если государственные инвестиции эффективны, то зачем Анатолий Чубайс занимался приватизацией?

Код доступа, Радио "Эхо Москвы"

Источник: echo.msk.ru

Метки: Россия; приватизация; технологии; чубайс

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100