В почти дружеской беседе Ян Юсим, арт-диерктор коинозала U-cinemа, а также координатор конурсной программы фестиваля. В частности, ян Григорьевич отметил, что ему очень прияетен тот факт, что ретроспективы Киры Муратовой и Одесской Киностудии проходят в U-cinemа.
Ян, скажите, как Вы думаете — ОМКФ проходит успешно или нет?
Когда зрители посещают зал всё больше и больше. Это самое важное на фестивале! И самое важное — те фильмы, которые мы смотрим — они вызывают все больший и больший интерес. Для меня это приятно! И ещё один момент — ретроспектива Феллини началась очень скромно, а пошла по восходящей. В 23:00 приходят зрители, смотрят фильмы, уходят в 2 часа ночи и ещё даже аплодируют — за что?! Я понимаю, что Феллини – это приятно, но в 2 часа ночи… это настоящий артхаусный зритель! Недавно был случай уникальный — сидели зрители, смотрели «Сладкую жизнь», это шедевр, понятно, и когда они начали аплодировать — проснулся механик (он заснул), его разбудили аплодисментами! Это в его жизни, наверное, в первый раз такое — да и в моей тоже. Вот эти штрихи приятны. Впервые в этом кинозале столько молодёжи. Лицо фестиваля — это молодой зритель. Это для меня тоже очень важно.
А что по поводу фильмов? Что Вы можете о них сказать?
Фильмовая программа — я их отбирал, так что уже давно видел. Но всё, что здесь идёт, вызывает живой интерес у зрителя. Каждый день тут проходят мастер-классы с режиссерами. Кинофестиваль — это ещё и окно в мир, окно в мир кинематографический, в мир социальный и окно в мир политический. Не каждый из нас может побывать в Венесуэле, Перу, Канаде, Испании. А фильм даёт эту возможность. Эту возможность дают нам режиссеры и съемочные группы, которые презентуют фильмы и рассказывают о своих странах и жизни там. Я считаю, что главное жюри — это зритель. Если говорить о «U-cinema», то тут собирается артхаусный зритель. Люди общаются, они идут сюда. Я вижу горящие, сумасшедшие даже глаза, глаз кинематографические – они все хотят стать киношниками. Кем, что, как — они даже не знают, но они хотят быть этим! Какие ленты, на Ваш взгляд, вызовут наибольший интерес зрителя?
Уже вызвали. «Год плотоядия» — я знал, что он соберет полный зал, «Толстяки» — полный зал, «Мамонт» — из-за Депардье, если бы его там не было, фильм бы не собрал такие залы. Фильм собирает полный зал в трёх случая: или громкий актёр, или громкий режиссер, или нет вообще громких актёров и режиссеров, но есть само содержание, наполнение — как в картине «Год плотоядия». Я думаю, что сюрпризом Фестиваля стал фильм «Злоключения Симона Конянськи» — это будет рекорд! Потому что это — комедия, французская, да ещё и еврейская тема, которая вывернута на изнанку. Это очень смешно, я думаю, залы будут переполнены.
Ян, как Вы можете прокомментировать недовольство одесских кинематографистов — и Кира Муратова критиковала, и Союз кинематографистов что-то писал о том, что это «не одесский фестиваль, а фестиваль в Одессе»?
Кира Муратова дистанцировалась от фестиваля. Она не критиковала — она дистанцировалась. А другие кинематографисты критиковали не сам фестиваль, а то что у них ЯКОБЫ, я почеркну это слово, забрали тот фестиваль, который они хотели сделать — мифический. Их проект фестиваля, не подтверждённый ничем — ни деньгами, ни звездами — лежит в обладминистрации уже несколько лет. А когда появился ОМКФ, подкреплённый и деньгами, и звездами, естественно тот (фестиваль — прим. авт.) отложили до лучших времён. Его не похоронили, нет. Я за союз, а почему у нас не может быть два фестиваля? Поэтому то, что сейчас происходит — они просто не обдумали всю ситуацию. Вы задумайтесь: 100 фильмов, которые зрители никогда бы нигде не увидели, как минимум 10 интересных личностей, которых они бы тоже не увидели в Одессе. Это праздник! Праздник, который делает команда из Киева (а если бы она была из Бердичева, да все равно откуда)… Да скажите «спасибо» за этот праздник!