Odessa DailyНовости

Сомалийское пиратство: Трактат про засранцев с ответом на вопрос «Что делать»

trudyvl11

7 мая 2010 в 10:00

voytenkomichaelЖизнь и опыт научили меня среди прочего одному методу, позволяющему глубже понять то или иное явление. Это накладывание кальки того, что знаю и в чем разбираюсь, на то, в чем мои познания слабы или вовсе отсутствуют. Этот метод применим далеко не всегда, но он по-моему, безошибочен, когда дело касается пусть разных дел и сфер, но одних и тех же людей, по своей должности или службе имеющих к этим сферам отношение. Что я имею виду? Да очень простую вещь – я вижу, как ведут себя государства, организации и отдельные личности в том деле, в котором я немного разбираюсь, в судоходстве. И я не могу не предполагать, глядя на их выкрутасы, что и в иных сферах нашего бытия они столь же безграмотны и безответственны. С этой точки зрения опыт сомалийского пиратства очень показателен, он демонстрирует нам далеко не только полнейшее нежелание государств поступиться своими облезлыми принципами и наконец, сотрудничать на деле, а не на словах или на показушных посылках своих военных кораблей для защиты судоходства. Он демонстрирует и многое другое. Это полная, пугающая оторванность руководства заинтересованных стран, политиков и аналитиков, формирующих действия этих стран, от действительности. Впечатление такое, что они живут совершенно в другом мире, в котором нет простых людей и небольших компаний, а есть исключительно геополитические интересы. Это запредельный цинизм и ледяная отстраненность от судеб конкретных человеков и компаний, и если бы заправилы стран и международных организаций были столь же безразличны к себе или своим близким, то тогда все это позорище было хотя бы честным. Но нет ведь, они страстно любят себя, пылко – своих любовниц и любовников, нежно – своих детей и до смертоубийства – свою карьеру. Переходим к сути.


Давным-давно понятно, что покончить с сомалийским пиратством можно только в Сомали, наведя там порядок. Давным-давно понятно, что это невозможно сделать без реального сотрудничества мирового сообщества, в первую очередь наиболее заинтересованных стран, а это почти все ведущие страны мира. Никто ничего не предлагает. Ни отдельные страны, ни наша разлюбезная ООН. Но все ревниво косятся друг на друга, а вдруг кто-то полезет в Сомали якобы наводить там порядок, а на самом деле вынюхал что-то, что неизвестно другим? Нашел там залежи алмазов предположим, или нефть, или еще что-нибудь геополитическое?
Но мирового сообщества нехватает не только на такой подвиг, как наведение порядка в стране, не имеющей бьющих в глаза природных богатств, его нехватает и на элементарное устройство безпасного прохода судами вод Аденского залива и Индийского океана. Надо было нагнать туда огромное количество кораблей и держать их там уже скоро два года, чтобы убедиться, что система конвоев малоэффективна? Что вопрос решается обеспечением каждого желающего судна вооруженной военной охраной? Что это куда дешевле и стопроцентно эффективно по сравнению с конвоями? Наконец-то появились первые прозревшие, Палата лордов Англии. Обьявили всему миру давным-давно очевидную для всех моряков и судовладельцев истину. Но толку-то. Чтобы наладить такую систему, опять же, требуется не показное, а реальное сотрудничество заинтересованных стран. Хватит их на это? Будем надеяться, хватит. Ближайшее будущее покажет.
При этом страны и особенно, международные морские организации, не устают порождать бредовые проекты по борьбе с пиратством. Два самых заметных – запрет на выплату выкупа и уголовное преследование пиратов.

Идея с запретом выкупов не только не умирает, но и с каждым днем становится все сильнее. Когда начинаешь задумываться, раскладывать все по полочкам, то эта идея просто ввергает в шок, в ступор, столько в ней лжи, цинизма и лицемерия. Кроме того, она удивляет и знанием ее авторов элементарных принципов экономики и человеческой психики. Откуда они взялись и где живут? Их занесли к нам из космоса? Они живут в бункерах или в башнях, и знают мир только со слов своих советников, недалеко от них ушедших? Какой главный и единственный резон запрета в данном случае? Пираты поймут, что экономически это нецелесообразно, и займутся чем-нибудь другим. Рыбалкой, выращиванием картофеля или батата, срыванием с пальм созревших бананов, да мало ли занятий. Все кто понимает говорили и говорят – пиратов этим бредом не проймешь. Речь идет о сотнях людских жизней и о сотнях миллионов долларов ценностей. Кто-то как-то найдет способы заплатить и освободить судно и людей. Этот якобы удар по пиратам станет на деле ударом по судоходству, по отдельным компаниям и людям. Сложится еще одна криминальная структура выплаты пиратам выкупа – подпольной выплаты незаконного выкупа. Это будет одним из следствий запрета. США с подачи Барака Обамы сделали уже первый шаг, читайте про его закон, под страхом санкций запрещающий иметь какие бы то ни было дела с рядом лиц и организаций в Сомали, внесенных в список преступных Советом безопасности ООН. Уже сейчас под этот закон можно вогнать компанию, ведущую переговоры и выплачивающую выкуп, если удастся доказать, что часть денег ушла этим самым лицам и организациям. При желании – можно и доказать, причем судовладелец о том, куда идут деньги, никогда не знает и более того, ему на это просто наплевать. Теперь следовательно, судовладелец, чье судно захватили пираты, помимо этой головной боли получит и другую, думая, как его может зацепить закон Обамы в том случае, если судовладелец работает на США или имеет там свои активы, я уже не говорю про тот случай, если он там зарегистрирован. Если Обама не знает или не догадывается о последствиях уже этого закона, не говоря о конкретном запрете выкупов, то кто он такой, откуда взялся и чем думает? И каковы его советники? Нам в книгах и фильмах, по телевидению и в газетах, рассказывают про ужасно сложную государственную машину, про выверенный механизм подготовки и принятия законов, про какую-то неземную мудрость государства и его лидеров, а на деле? А на деле видим некомпетентных личностей, окруженных столь же некомпетентными советниками, помощниками и всяческими экспертами, принимающих в конечно итоге откровенно вредные и бессмысленные законы.

Я честно сказать, случая с Обамой вообще не понимаю. Он просто туповатый проныра, которого кривая судьбы случайным броском игральных костей вознесла на самый верх, или как? Когда бессмысленную и вредную идею проталкивают ребята из международных морских организаций, там хоть понятно, по какой причине. Причина сугубо материальная. Они стремятся к росту бюджетов и росту своего влияния, что в конечном итоге тесно переплетено. А Обаме что, личного бюджета нехватает, или влияния? И не надо говорить, что он не может быть специалистом во всем, а потому вынужден полагаться на своих помощников. Как раз в данном случае это никак не проходит. Давайте ставить самим себе вопросы и на них отвечать, чтобы оценить сложность задачи, стоящей перед Обамой и другими политиками такого же рода и таких же способностей. Вопрос первый. Что такое запрет на выплату выкупов? Это значит обречь экипаж судна либо на очень долгие мучения, либо на смерть. Судно вместе с грузом (если его нельзя хотя бы частично разворовать) обрекается на ржавение и гибель. Будут ли судовладелец, грузовладелец и родственники моряков безропотно на это смотреть? Вряд ли. То есть конечно, найдутся судовладельцы, которые только обрадуются, но таких все-таки, меньшинство. Остальные будут искать пути и способы договориться и освободить судно. И если будет спрос на нелегальные переговоры и выкупы, значит будет и предложение.
Вопрос второй. Сколько потребуется судов в плену, которые никто не будет выкупать, чтобы пираты наконец, образумились и не полезли на пальмы за бананами? 5? 10? 100?
Вопрос третий. А если пираты не образумятся? Будут нелегальные выкупы, будут выплаты от родственников поштучно за каждого моряка, в общем, пираты все равно будут что-то получать. Ну и как тогда? И кому от этого закона придется хуже всех? Пиратам или их жертвам - морякам, судовладельцам, грузовладельцам, родственникам?
У Обамы юридическое образование. Вышеперечисленные вопросы понятны мне кажется, даже школьнику без юридического уклона, со способностями ниже средних. Но Обаме, но английским и некоторым другим европейским и не только политикам, а также аналитикам и экспертам, они непонятны. Не под силу. Может быть, они умственно отсталые? Не исключаю.

А теперь у меня вопрос к юристам. К Обаме и другим, ведь плюнь в президента – попадешь в юриста. С какой стати государства берут на себя право запрещать или не запрещать выплату выкупа пиратам? Судовладельцы с моряками сотворили это безобразие, анархию в Сомали? Ответственно мировое сообщество за бардак на Африканском Роге или нет? А ну-ка давайте вспомним, откуда там взялись гражданская война и анархия. Кто перед тем правил бал в Сомали? – СССР. На кого променял СССР Сомали, посеяв в ней своим уходом хаос и поддержав ее врагов? – на Эфиопию. Из чего стреляют пираты? – из АК и РПГ. А кто несколько лет тому назад скинул тех, кого сейчас вынужден поддерживать, умеренных исламистов, за время своего недолгого правления мгновенно покончивших с пиратством? США. Кто валит в воды Сомали черт знает какие именно отходы, кто браконьерничает? Европа.
Так кто там должен наводить порядок, судовладельцы и моряки в свободное от рейсов время (между прочим, есть ведь на полном серьезе и такие предложения, вы будете смеяться, но это так)? Или все-таки мировое сообщество? На кого работает мировое судоходство, в подавляющем большинстве состоящее из частных компаний? На всю мировую экономику. На все мировое сообщество. Чьи грузы возят суда и сколько? До 90 процентов вообще всего что есть в мире, от нефти до прокладок, перевозится морем. Это не эпоха финикийских мореплавателей, и не эпоха Великих Открытий, и даже не 19-й век. Мировое судоходство стало настолько интернационализированым и международным, что отклеивать заинтересованность какой-то страны в данном судне и грузе от заинтересованности еще десятка практически невозможно, один тесный клубок, одна большая дружная семья. Так почему же за общемировой интерес вынуждены отдуваться отдельные конкретные частные компании и отдельные люди, моряки и их родственники? Если они пашут на весь мир, то этот самый мир, это мировое сообщество, оно разве им ничем не обязано? Оно разве не обязано защищать безопасность мирного, гражданского судоходства? Обязано, вроде даже что-то такое написано в различных сводах всяких морских, международных и национальных законов. А коли так, то почему судоходство не только страдает от пиратства, несет материальный, моральный и прочий ущерб, но еще и вынуждено с тревогой ждать, не обьявят ли его действия по освобождению судов, грузов и людей противозаконными? Вот попытайтесь охватить все это, эту дикость, и ответить как не-юрист не-юристу, правильно это или нет. Законно или сомнительно. Там и сям умные люди пишут и говорят, в том числе кстати, высокопоставленные военно-морские чины (увы, не российские, у тех свое мнение отсутствует), что судоходство выходит из этой беды единственным доступным на сегодня способом, выкупами. Государства не в силах освобождать суда военным путем без риска для экипажа и ущерба судну и грузу, не в силах освобождать их иными путями, дипломатическими или юридическими.
Государства не в силах навести порядок в Сомали, наконец. Однако кое-что государства могут – запретить выплату выкупов. Я даже не берусь судить и рядить, какой именно мыслительный процесс приводит многих политиков к такому решению, у меня не получается. Логика – против. Сами законы – против. Простая человеческая порядочность и любовь к ближнему – против. Что за, где за, в чем оно?

А что по идее надо в сложившейся ситуации, уж если мировое сообщество никак не может решиться взять всю ответственность за творящееся в Сомали на себя и не установить там порядок? Что по идее судоходство может и должно требовать от мирового сообщества и самых заинтересованных стран? Прежде всего, единого международного фонда выкупа судов. Участия в нем всех заинтересованных стран. Взносов в фонд судовладельцев – тех понятно, кому сомалийское пиратство угрожает, а не тех, кто гоняет река-море по Дону и Каспию. Если страны, если сообщество не в состоянии обеспечить безопасность, то они, эти страны, должны за свою бездеятельность и нерешительность платить. Они, а не частник и тем более, не моряк. Выкупать захваченные суда – прямая обязанность заинтересованных государств, всего мирового сообщества. И не надо проводить параллели с обычной преступностью и тем более, с терроризмом. Терроризм на данном этапе кардинально извести невозможно. Проблема пока решений не имеет. А вот сомалийское пиратство и проблема Сомали – имеет. Вот в чем принципиальная разница между терроризмом и сомалийским пиратством, вот почему нельзя с мерками терроризма подходить к этому пиратству. Что мешает решить проблему, навести порядок в стране? Только страшный эгоизм государств, полная неспособность искренне сотрудничать хоть в чем-то. Нет чтобы собраться всем заинтересованным, договориться и навести порядок, это ведь и прекрасный пример на будущее. Государства этого сделать не могут. И даже признать не могут, что не могут, они саму такую постановку вопроса старательно затирают.
В Сомали необычная преступность, в Сомали пиратство стало если можно так сказать, народным, единственным доходным промыслом, единственным процветающим сектором экономики. Сомалийские пираты пользуются идеальным географическим положением страны и сравнительной безнаказанностью, они требуют только денег, их не интересует обращение в ислам всех неверных или освобождение из тюрем всех террористов по всему миру. (Не забудем при этом, что они чувствуют или внушают себе определенную правоту со своей стороны, можно с этим не соглашаться, но это факт, имеющий много подтверждений). Захват судов поставлен, благодаря нерешительности мирового сообщества, на поток, это не разовое явление, и от пиратства страдают не только конкретные компании и люди, но и опосредствованно – многие другие, по сути все мы, пользователи конечной продукции судоходства, перевозок им вот этих самых 90% все грузов мира. В таких условиях незлья вставать в гордую позу и заявлять, что никаких переговоров, никаких выкупов. Ведь понятно, что будут платить, что страдают люди в плену и сходят с ума их родственники на берегу, готовые продать последнее. А если при этом проанализировать всю проблему в целом, все ее стороны, то становится понятно, что у тех, кто заявляет о запрете переговоров и выкупов, попросту нет на то прав, или как минимум они очень спорные.

Второе что может и должно потребовать мировое судоходство – гуманитарная помощь находящимся в плену, и вся необходимая помощь освобожденным из плена, от медицинской до денежного вознаграждения. Почему высокоморально запретить выкупы ума хватает, почему хватает денег гнать в регион огромные эскадры очень дорогостоящих кораблей и там их годами держать, но почему никому из наших президентов и прочих геополитиков и в голову не пришло выделить крохотные по сравнению с содержанием военных средства на организацию элементарного – мониторинга ситуации на плененных судах и доставки им гуманитарной помощи? Они-ж гуманисты пробы ставить негде. Они-ж поголовно верующие, в церквах крестятся так, что разит потом с подмышек. А вспомнить про несчастных моряков в плену – тут их нет. Согласятся ли пираты на такой мониторинг и такую помощь, это уже другой вопрос. Кто-то согласится, кто-то нет, но скорее всего, согласятся, потому что помощь будет и им. Где хотя бы идея? Снарядить небольшое судно типа гидрографа или небольшого научного, и пусть оно себе курсирует вдоль побережья Сомали, пусть моряки хотя бы не страдают от голода, жары, отсутствия медикаментов, а иногда и воды. Пусть родственники будут относительно спокойны – моряки живы и у них есть все необходимое.
А вот моряк вернулся из плена, и почему спрашивается, за все должен платить судовладелец, и что именно он выплатит? Где государства? Кто-нибудь этот вопрос государственной компенсации вообще ставит?

Давайте спросим, чего я тут такое пишу, и много ли я знаю? Вот взять какого-нибудь президента и меня. Ночь и день. Сколько у него информации, и сколько у меня. У него табуны помощников и стада экспертов, у него под руки целые организации. При этом президент не ломает голову как я, как бы прожить, и удастся ли прожить вообще, следующие неделю или месяц. Ему и штаны постирают, и полы помоют, и жрет небось не как я, не что удастся, причем жрет здоровыми отличными зубами, которые ему бесплатно лечат. Да чего там, у него машина есть с водилой, самолет, вертолет, поезд, все у него есть. Сиди, читай, советуйся, думай да подписывай. Куда я-то лезу, против такого изобилия? А вот и нет. Есть куда лезть и с чем.
Плывет по морю пароход. Вдруг экипаж узнает, что отныне выкупы выплачивать запрещено. Сказав А, надо ведь говорить и Б, и коли выкупы запрещены, то чтобы люди не мучились, надо брать тогда суда штурмом спецназа. Сторонников штурма захваченных пиратами судов, без оглядки на жизни моряков, тоже между прочим хватает. Многие, натужась от крутизны, кричат – даешь штурм! Определенный резон в этом есть. Если беспощадно, невзирая на жертвы, брать суда штурмом, то пираты очень поубавятся в прыти, а то и вообще перестанут нападать. Однако на пути к счастью есть маленькое, незаметное препятствие, оно называется те, кем собрались, кем готовы пожертвовать. Сколько их будет, прежде чем пираты поймут, что игра не стоит свеч? Десятки, сотни? Кто компенсирует их гибель и увечья родственникам, опять судовладелец? И как самое главное, любителям штурмов все это видится?
Возвращаемся на плывущий по морю пароход. Вдруг люди узнают, что они разменная монета. Что их не будут выкупать, или что их будут освобождать штурмом независимо от их желания, желания судовладельца или фрахтователя – ну, обстоятельства так сложились. Этого требуют политическая мораль и высокая нравственность наших вождей, всего нашего мирового сообщества – хватит цацкаться с бандитами! Ради этого можно и кое-чем пожертвовать, ну вот вами, например, экипажем данного судна. Будь я капитаном такого судна в такой ситуации, я бы немедля собрал экипаж, огласил новость и от имени экипажа или своего лично тут же отбил бы судовладельцу радиограмму – идите вы нахуй с вашими обязательствами, сроками и грузами, меняю курс и следую в ближайший порт, готовьте замену. Риск быть пойманным пиратами остается минимальным, но вот последствия уже совсем другие. Шансы выжить почти нулевые. Зарплата та же. Спасибо большое, мировое сообщество, плыви дальше само. Вот что скажет любой нормальный человек, узнав, как к нему относятся. Для меня это было бы вопросом не столько риска, сколько возмущением, принципом – по какому праву кто-то распоряжается моей жизнью?
То есть если наши бараки обамы решаются на такие меры, как запрет выкупов и/или штурм судов, они должны оповестить об этом заранее, а не подмахивать законы втихую. За полгода, мне кажется. Пусть за это время все моряки для себя решат, что им делать. А также судовладельцы и фрахтователи, грузоотправители и грузополучатели. Одно дело знать, что если попадешься, то потом почти стопроцентно выкупишься, другое знать, что если попался, то вариантов нет, обречены и судно, и груз, и экипаж. И в течении этого полугода мы поймем, к чему данные меры приведут. Скорее всего к тому, что следовать Индийским океаном и Аденским заливом многие категорически откажутся. Удлинятся пути и сроки доставок грузов, чему между нами говоря, судоходство только обрадуется – у него, у судоходства, на дворе кризис перепроизводства, много судов, больше чем спрос на них. Резкое увеличение длительности маршрутов столь же резко превратит избыток судов в их нехватку, ставки взлетят, грузы от этого только подорожают, но морякам до этого нет никакого дела, со всеми благодарностями от конечного потребителя за повышение стоимости товаров на прилавках просьба обращаться к обамам. Другие не откажутся от опасных маршрутов, но любой ценой обеспечат свои суда вооруженной охраной, и дешево это не будет, и тоже скажется на конечной цене товаров на прилавках. Вот как оно должно быть в идеале. Если конечно, наши государства настолько обезумеют, что решатся на запрет выкупов. Но они не решаются, пятой точкой чувствуют, что это плохо кончится. Поэтому публично они метают праведные громы и молнии, осуждая выкуп, но никаких таких законов пока не подписывают. Один вопрос, правда, при этом остается – что же они такое, наше руководители, если жизни людей для них столь мало значат? И почему они руководят нами, а не концлагерем? Еще бы лучше – чтобы они не руководили концлагерем, а в нем сидели.
Вот скажите мне, те кто полагает, что президент, это как хвост собаки, куда собака – его советники да эксперты, туда и он. В свете вышеизложенного задайте сами себе вопрос – есть ли в моих рассуждениях что-то, что требует каких-то знаний судоходства, навигации, астрономии, устройства двигателя внутреннего сгорания или принципов менеджмента судоходной компании? Президенту надо чисто житейски задать вопрос – ну запретим, а что будет с этими, которые на судах захваченных, как их там, матросики что ли? Задать и себе, и своим советникам. Если он его не задал, пора обращаться к врачам. Если задал и все-таки подписал, то надо срочно обращаться к законам в раздел про импичмент, потому что такой президент, с такой моралью, может очень далеко завести и многое натворить, пока его не остановят.
Я не могу ответить на вопрос, чем именно руководствуются те, кто против выкупов. Среди этих противников куча лидеров ведущих мировых держав. Ну не понимаю! Спишу на их общую умственную отсталость, отмеченную наверное, еще в детстве и ставшую необратимой к настоящему времени, полное отсутствие таких понятий, как мораль и ответственность, и все это отягощенное каким-либо гуманитарным, как правило юридическим, высшим образованием.

Переходим к следующей части, к международным морским организациям. К капитанам судоходства, которым по моему глубочайшему убеждению, нельзя доверить и прогулочную лодку на прудах, утопят вместе с пассажирами, если унюхают выгоду. Вот они, эти организации:
Международная морская организация IMO, входящая в ООН, глава конторы – Митропулос. Efthimios E. Mitropoulos
Международная Палата Судоходства и Международная Федерация Судоходства (на их сайта в качестве девиза скромно начертано «Голос мирового судоходства».
Балтийский и Международный Морской Совет БИМКО BIMCO, независимая ассоциация судовладельцев, аккредитованная при ООН, связанная с морскими администрациями и уполномоченными за те или иные законы организациями стран ЕС, США, стран Азии. Контора уверяет, что она является одним из самых полных и достоверных источников информации о судоходстве, оказывает широчайший спектр различных услуг в качестве советника и консультанта для всех своих членов, т.д. и т.п.
Все конторы сидят в Лондоне. Есть еще Интертанко, Интеркарго, Всемирный совет судоходства. Есть ITF – международная федерация транспортных рабочих, но про нее отдельный разговор.

Так вот, если говорить о вышеперечисленных вопросах и предложениях, то их должны ставить и выдвигать именно они, эти международные морские организации. Ставят, выдвигают? Категорическое нет. То есть про пиратство они говорят, они не просто говорят, а трещат без умолку. Но ни разу они не задали вопрос странам, мировому сообществу – почему за все платит судовладелец и вообще, законно ли это? Никогда естественно, они не выдвигали требований создать какой-то фонд выкупа. Никогда, ни разу они не просто не поставили вопроса о гуманитарной помощи попавшим в плен морякам, они более того – ни разу ни словом не обмолвились об этих моряках, никогда не попытались вмешаться в особо вопиющие случаи, и даже не отвечают на письма умоляющих хоть кого-нибудь помочь, откликнуться, родственников! Тем не менее, они стремятся создать фонд и пытаются привлечь в это дело международное сообщество. Какой фонд, спросите вы? Фонд, способствующий отлову пиратов, расследованию их злодеяний и затем, отбытию ими наказания. Еще раз посмотрите на названия этих организаций, связаны они как-нибудь с судебно-карательными органами или нет? Не связаны. Ихнее это собачье дело организовывать международные суды и концлагери? Вроде бы нет. Так чего они лезут? Очень просто ответить, чего. Потому что это немалые деньги, усиление влияния, пиар. Благодарное для исполнителей и инициаторов дело. Пиратов много, почти все трудоспособное население Сомали. То есть и фонд должен быть очень большим, и дел ему – на годы вперед. Работенка очень непыльная, не они ведь будут отлавливать пиратов и держать их под стражей.
А вот если потребовать от мирового сообщества, от наиболее заинтересованных стран, ответов на вопросы, которые я задавал выше, если сказать сообществу – хватит тебе милое, маяться дурью, хватит все валить на судовладельцев и моряков, плати и ты, то в этом случае нашим организациям придется нелегко – дело тяжелое и неблагодарное, как практически любое доброе полезное дело. Выгод мало, шишек можно набить очень много. Поэтому эти морские организации и молчат про наиболее волнующие судоходство вопросы. Поэтому и трещат совершенно пустыми, лишенными смысла и логики, словами – все на борьбу с пиратством! Усилим борьбу с пиратством! Создадим такую систему, чтобы все пираты были наказаны! Время от времени организации лягают судовладельцев – мол, они не следуют рекомендациям, которые мы им подготовили (БИМКО их стряпает, а чего не стряпать – всем кому надо или хочется, все это давно известно, а если БИМКО лень самой собирать материалы и анализировать, то можно зайти на сайты военных и там все содрать, что они по-моему, и сделали), поэтому их суда и попадают в плен. Поведение этих контор в какой-то степени видимо, оправдывает идиотизм политиков. Куда идут советники и помощники политиков за консультациями по проблеме? К этим орлам, они ведь на слуху и на виду, а не я и не другие, кто говорит дело. (с ихним-то бюджетом да не быть на слуху и на виду, добавлю я в скобочках) А что им говорят орлы и альбатросы? А ту ахинею, какую и всем, какую пишет любой «аналитик» из числа тех, кто готов анализировать все, что угодно, лишь бы гонорар был. Вот на основе их консультационных услуг помощники президентов и готовят тот бред, который выливается потом в закон о запрете выкупа, или требование создать международную судебную систему, от которой не сбежит на своей лодке с мотором Ямаха ни один пират.

Не могу не отвлечься от любимых мною организаций и не поговорить об этой пресловутой «неотвратимости наказания». С одной стороны, вроде бы проблема, военные не устают о ней говорить. С другой стороны, она во многом надумана. Военные тоже не просто так к месту и не к месту говорят о проблеме захваченных пиратов, о том, что их некуда сдавать и поэтому приходится отпускать, об этом чуть ниже. Наблюдаем мягко сказать, преувеличение. Многих ловят непосредственно во время нападения на судно, то есть на месте преступления? Немногих. Десятки. Можно ли безоговорочно осудить задержанных в море по подозрению в пиратстве – вот тех самых, кого пачками и захватывают, где счет идет на сотни? Их ловят в открытом океане, вот орудия пиратского промысла, вот то и се, но прямых-то улик нет. Как их судить, если суд – не Басманный? За что, за намерение? Проще отпускать их всех кроме тех, на кого есть досье, данные от потерпевших, а таких досье и данных крайне мало. Неужели из проблемы наказания десятков надо устраивать шум на весь мир и требовать создания фондов, трибуналов и мест отбытия наказания? Постольку, поскольку сомалийское пиратство захватывает широкие слои обычного гражданского населения, всерьез говорить о неотвратимости наказания для всех пойманных могут или те, кому это зачем-то выгодно, или идиоты. Еще раз обращаю внимание на передергивание при освещении этой проблемы – валят в кучу и пойманных на месте преступления, и задержанных по подозрению. Разница в цифрах тех и других огромна. Зачем это надо военным, понятно – им помимо чисто служебных неприятностей, стыдно и по-человечески – суперсовременные корабли бессильны перед первобытнообщинным строем, перед недалеко ушедшим от копья и стрел ржавым АК-47. Эффективность действий военных в сравнении с их количеством и затратами очень мала. Лишний раз помянуть в таких условиях про трудности – святое дело любого нормального военного. Зачем неотвратимость наказания нужна морским организациям, я уже пояснил. Зачем она понадобилась России, тоже можно понять – я говорю о недавнем предложении России в ООН о создании этой пресловутой неотвратимости. В России давным-давно нет ни внутренней, ни внешней политики, какие должны быть у нормальной страны, думающей о своем будущем. В России давным-давно все определяется сиюминутными частно-клановыми сугубо материальными интересами, отсюда и все судороги, и озадачивающие на первый взгляд «инициативы» и «взвешенные походы». Черт его знает, откуда взялась эта инициатива. Может, кто-то захотел прогнуться перед юристом Медведевым, он ведь совсем недавно говорил о пиратской безнаказанности. Может, другая какая интрига. Может, захотели пустить пыль в глаза, чтобы приутихли некоторые недоумения по поводу будущих продаж оружия банкроту Чавесу. Неужели трудно догадаться, что проще оккупировать Сомали и просто кормить ее население, чем отлавливать это население в море, долго и нудно вести следствие и затем суд, и пристраивать куда-то для отбытия наказания, где их опять же, придется бесплатно кормить?

Верхом цинизма стала по-моему, сессия IMO, на которой ее глава Митропулос или Митропоулос, по мне так без разницы, провозгласил 2010 год годом моряка и заботы о нем. На эту сессию, тем кто там заседал, в том числе и на имя Митропулос/Митропоулос, обезумевшие от тревоги за близких родственники экипажа балкера Ариана слали отчаянные письма. Они не получили даже ответа. На сессии никто про них не вспомнил. Вот вам и вся IMO, и все, кто в нее входит, и все судоходное начальство. Но все эти конторы ведь работают, что-то делают, от них действительно, многое зависит. Что они делают и как они это делают? Мы этого не знаем. То есть можно конечно, обратиться на сайты организаций и там подробно прочитать, что и как они делают, если хватит сил и терпения разобраться в их сайтах и том, что на них выложено, особенно на сайте IMO.
Мы знаем, что на судоходство мощным водопадом низвергаются различные новые законы, приложения и дополнения к старым, наставления, рекомендации, инструкции и т.д. и т.п. Я не раз пытался охватить одним взглядом всю эту документацию, свести ее в какую-то управляемую базу данных. У меня не получилось. Знаю только, что большинство новых правил и законов запретительные, ограничительные, ужесточающие и усугубляющие. Это идет параллельно с заботой о моряке, выражаемой в том, что время от времени БИМКО или другие напишут заметку про засилие документации и бумажной отчетности, в которой тонут моряки, особенно комсостав, и призовут всех бороться с этим злом, забывая упомянуть, откуда же это зло берется. Если наблюдать за деятельностью этих контор настолько, насколько это возможно, потому что несмотря на лезущий изо всех щелей пиар, механизмы работы контор почти невидимы, то складывается ощущение, что они идут на поводу: а) новых требований и веяний мирового сообщества, совершенно их не анализируя и не критикуя; б) крупнейших компаний рынка, того или иного его сектора. Они не просто идут на поводу, они обгоняют. Самый яркий пример – борьба IMO с вредными выбросами с судов. IMO совершенно не интересует тот простой факт, что в пересчете на производимую полезную работу морской транспорт самый чистый. IMO наплевать и на то, что постоянно появляются сообщения о все новых исследованиях независимых от IMO институтов, свидительствующих даже не об излишней поспешности и непросчитанности борьбы с выбросами по IMO-вски, а о конкретных вредных последствиях этой борьбы, о том, что она приведет к прямо противоположной от поставленной цели – парниковый эффект только усилится. В гробу наш Митропулос видел и исследования, и сомнения. Я не думаю, что это только потому, что он как глава IMO, является подотчетным подразделением ООН и как обычный бюрократ, хочет блеснуть успехами, стать телегой, которая обгоняет лошадь. Тут задействованы огромные деньги, и я уверен, Митропулос про них очень даже помнит. Да вы найдите в интернете его фото и посмотрите. Я поначалу помню, глядя на его фотку в Фэйрплэй или другом морском СМИ, подумал – спутали, разве-ж это Митропулос. Эфтимиос Митропулос – имя навевает один образ, но когда вы смотрите на его фото, там образ совсем другой – поставщика девочек в притоны Юго-Восточной Азии, или в лучшем и самом почтенном случае, уличного менялы где-нибудь в Малайзии.
Конторы насколько я понимаю, очень сильно зависят от государств и от крупных компаний. Отсюда и вся ихняя игра. Они готовы на любое безумство, лишь бы остаться у руля, лишь бы получить побольше бюджета и власти. Если мировое сообщество в лице ООН поведет с курением решительную борьбу путем его запрета и значит, криминализации, будьте уверены, наши капитаны отрасли в стороне не останутся. Тут же запретят экипажам всех судов во всем Мировом океане курить, потребуют строгой отчетности, создадут индикаторы-обнаружители табачного дыма и будут искать его следы в каютах по приходу судна в порт.
Вот вам один только пример их заботы о моряках – бумажной работы у комсостава очень много, усталость стала одним из главных факторов аварийности, главный источник усталости – стоянки в портах. Что делают конторы? Думаете, разрабатывают способы сокращения отчетности и проверок в портах? Нет, они взяли и придумали еще одно требование, журнал учета рабочего времени и отдыха. И строго за этот журнал требуют. Все знают и понимают, что это фикция, чушь, показуха, лажа, туфта, долбоебство. Но куда деваться, против лома – уважаемых морских организаций – нет приема, и журнал приходится вести. При этом портконтроль получил в руки новое оружие, и вовсю им пользуется, если ему надо придраться. Коли журнал липа, то придраться можно запросто. Чего я так тут расписываюсь в примерах? Есть один, далеко ходить не надо, и дальше уже не надо. Наши почтенные морские организации, вопящие на каждом углу про любовь к морякам, ни разу не заявили решительный протест против идей запрета выкупа или силового освобождения захваченного пиратами судна с неизбежной гибелью моряков. Вот и вся их любовь.
Есть еще одна очень влиятельная организация, ITF – международная федерация транспортных рабочих, и аффилированные с ней национальные профсоюзы моряков. При всем своем негативном к ним и их политике отношении, не могу снова не сказать – они куда человечнее абсолютно бездушных механизмов по производству власти и денег, называемых международными морскими организациями. Профсоюзы являются единственной из всех влиятельных организацией, решительно протестующей даже против разговоров о запретах на выкупы или силовом освобождении. Профсоюзам за это многое можно простить.

Что еще интересного можно сказать о лидерах мирового судоходства? Можно и еще. Они совершенно не критикуемы. Критики в их адрес вы просто не найдете. Что это значит? Вот президентов стран критикуют. Властям тоже достается. Даже самое святое в этом мире, Путина, и того критикуют злобные языки и перья, и на солнышке нашем, поднявшем нас с колен, нехристи находят пятна. И лишь международные морские организации никто и нигде не критикует. Критика бывает доброй и злой. Конструктивной и деструктивной. Но без критики нельзя, если ее нет, то либо механизм совершенен, либо что-то очень нечисто. Совершенных механизмов в природе пока нет и уж кто-то кто, а наши морские организации никак на совершенство не тянут, хотя бы по их бесстыдству. И если их критика отстутствует, то значит, где-то чем-то крепко попахивает. Я много раз думал, но почему же, почему нет самой доброжелательной критики, простого анализа их работы? Мировые морские СМИ – их много, они вроде бы независим

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100