Odessa DailyАфиша Одессы

Внешкольное образование по-одесски

Аль-Бухари Амаль

30 января 2016 в 17:33

Внешкольное образование играет особую роль в жизни одесситов. Примечательно, что в последнее время всё большую популярность набирает гончарное дело. Именно оно является одним из самых древних ремесел на Земле, ведь с самого начала в нем очень тесно переплетались труд и искусство.

Внешкольное образование по-одесски

На сегодняшний день открываются различные школы, студии, кружки, обучающие мастерству желающих творить. И вот уже третий год «Гончарная студия» продолжает радовать своих посетителей занятиями и мастер-классами.

Искусство рук

 «Гончарная студия»   является совместным социальным проектом сети супермаркетов «Антошка» и Центра социальных инициатив Hub Odessa. Начиная с 4-летнего возраста юные ценители искусства могут полностью погрузиться в мир керамики и гончарства.

Часто здесь можно увидеть детей, которые приходят с родителями или же вместе с любимыми бабушками, помогающими  лепить разнообразные глиняные изделия. А все потому, что работа со взрослыми также является неотъемлемой частью проекта.  Здесь проходят как групповые, так и индивидуальные занятия. Продолжительность каждого из них - 1,5 часа.

В уютном уголке, который на первый взгляд кажется достаточно скромным,  царит настоящая магия. Совершенно бесформенные фигуры в какой-то миг превращаются в прекрасных слонов или жирафов, обитающих в жарких странах; а глиняная посуда сразу переносит вас на машине времени в доисторический период человечества.  

Законченную и подписанную работу клиент оставляет в Студии для сушки и обжига и забирает свой маленький шедевр через 10 дней. В случае неявки хозяина изделия  в течение 2-х месяцев, его работа перемещается в специальный «ящик раздач». Это значит, что произведение искусства может перейти другим желающим.

Инициатор «Гончарной студии» Михаил Плужник-Глыдарь считает, что творчество юных мастеров  обязательно должно быть оценено. Поэтому в дальнейшем планируется создание конкурса рисунка и работы месяца, где победитель сможет получить абонемент на 10 занятий. Также рассматривается вариант  отбора лучшей работы посредством он-лайн голосования на сайте.

Безусловно, «Гончарная студия» - не единственная мастерская в городе, помогающая осваивать навыки лепки и гончарства, однако именно она имеет существенные отличия по сравнению с аналогичными  ей учреждениями.

Прежде всего, её особенность  состоит в бесплатной работе с интегрированной группой: детьми-инвалидами,  воспитанниками детских домов и приютов, а также с теми, кому необходима помощь в преодолении психоречевых и других расстройств. Для того чтобы присоединиться к интегрированной группе, родителям необходимо заполнить анкету и  при возможности предоставить копию медицинского заключения. 

Так, например, среди посетителей такой группы - общественная организация «Солнечные дети»,  группа детского дома  «Перлинка», воспитанники еврейского детского дома «Тиква». В среднем  в месяц «Гончарную студию» посещают около двухсот социальных посетителей.

Данный кружок является коммерческим и финансируется, как правило, за счет родительских затрат. Стартовым капиталом послужили вложения инвестора в данное предприятие, благодаря чему был  проведен ремонт и  закуплено оборудование. Все материалы являются качественными и безопасными для детей,  поскольку сертифицированы и соответствует санитарным нормам.

Внешкольное образование: новые реалии, старые проблемы

Несмотря на существования различных кружков, на сегодняшний день  модель внешкольного образования в Украине переживает не самые лучшие времена. Старые дворцы пионеров не функционируют, кружки и секции при школах малочисленны и депрессивны, вплоть до полной ликвидации. Дело также  могут усугубить реформы в области образования. Вскоре внешкольное образование может стать платным,  если парламентарии одобрят подготовленный правительством законопроект "Об образовании".

Михаил Плужник-Глыдарь считает это своеобразной идеей «невидимой руки» рынка,  которая формирует денежные ситуации со спросом. Однако, учитывая всю жесткость законопроекта,  он не против такой модели, поскольку, по его мнению, именно она может заставить  предприятия двигаться.

Также, по его мнению, люди вынуждены сами формировать структуры  за счет своих ресурсов, которые либо дублируют, либо заменяют то, что когда-то было и  работало в сфере внешкольного образования  и досуга.

Михаил также подчеркнул, что необходимо развивать гайд-скаутинг, поскольку нынешние дети - способные, но современные гаджеты тормозят их развитие:

«Хочется отметить,  что по сей день  не исчезла необходимость в том, чтобы дети ходили в походы. Им необходимо показывать заповедники, катакомбы, Хаджибей… Но, к сожалению,  они всё больше проводят времени за компьютерами, планшетами и смартфонами. Дети должны знать из чего состоит мир», - считает мастер.

На сегодняшний день бывший педагог ЮНПУ им. Ушинского и инициатор «Гончарной студии» Михаил Плужник-Глыдарь непонаслышке знает о всех тонкостях в сфере образования и считает, что  неравные способности детей не позволяют подводить ребенка под какое-либо решение.

Таким образом, еще одним отличием его мастерской  является отсутствие  классической системы внешкольного образования. Работа в «Гончарной студии» скорее ориентирована на метод мини-проекта: каждое занятие является отдельной программой.

«Проект может растянуться на два, максимум три занятия, однако выстраивать их в общую программу в этом виде - лишнее. Также я считаю, что нельзя просто придти и отработать ту программу, которая была написана заранее, поскольку у всех детей разные способности и мышление», - считает Михаил.

Примечательно, что для  трудоустройства вовсе необязательно иметь за плечами специальное высшее образование. В данном случае речь идет о нелицензированном отборе кадров, где прежде всего учитываются опыт, навыки и личные качества будущего сотрудника. Диплом стоит далеко не на первом месте. Так, например, среди работников-гончаров есть художник, художник-педагог, философ, экономист, инженер-энергетик, а также конструктор легкой промышленности. Все они являются частью сплоченной команды, которая помогает  детям и взрослым осваивать навыки гончарного искусства. Перед  тем, как приступить к работе,  будущие сотрудники проходят 10-дневный курс обучения, который показывает дальнейшие результаты.

Для руководителя студии и его команды мастеров очень важно стать частью города и досуга. Любовь к гончарству у Михаила зародилась еще во время обучения в университете. Там у него была возможность попробовать различные техники:

 «Ходили по всем мастерским, сдавали зачеты по гобелену, ручному  ткачеству, моделированию одежды. Конструировали, делали эскизирование…», - с улыбкой вспоминает руководитель «Гончарной студии».

Михаил Плужник-Глыдарь отметил, что хочет быть более удобным для клиентов и лучше понимать чего они хотят, а также,  чтобы общественная миссия была осуществлена в тех точках, где их еще нет.

Аль-Бухари Амаль


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100