Odessa DailyБольшая Одесса

Ветераны ее не забывают

8 апреля 2010 в 07:46

раиса блажиевская одессаВетеран Великой Отечественной войны Блажиевская Раиса Сергеевна родилась 20 июля 1919 года на Урале, в г. Троицке, Челябинской области. Отец ее, красноармеец, уже в 19 лет был назначен начальником городской уездной милиции, мать работала прачкой. То, что последующие поколения читали в книгах по истории или сказках бычий пузырь вместо стекол, земляные полы, колыбель под потолком Раиса Сергеевна пережила сама. И охотно поделилась пережитым с Odessa Daily

Раиса Сергеевна, почему в 16 лет Вы решили вступить именно в летную школу?
Я еще школьницей любила спортивные игры и упражнения: бег, прыжки, конный спорт. Поэтому когда прочитала объявление, призывающее молодежь вступать в летные школы, не могла остаться равнодушной. К тому времени отец был уже одним из руководителей области, наша семья переехала в Челябинск. Вот я и отправилась в летную школу под Ростов-на-Дону. Там обучались курсанты в четырех мужских и одной женской эскадрильях. Но когда я перешла на последний курс, моего отца арестовали якобы за сотрудничество с японской контрразведкой. Меня, как дочь врага народа, исключили из комсомола и училища.


Таким образом, Ваша мечта летать потерпела крах в самом начале?
В какой-то степени да. Отец отбывал наказание в Иркутской тюрьме, туда же переехала семья. Нужно было срочно искать работу. В Иркутске был аэроклуб. Его начальник посмотрел, как я летаю, и на свой страх и риск принял меня на должность начальника учебной части и преподавателя аэродинамики. Начинался 1939 год. Я проработал полгода, затем пришла разнарядка из главного Управления, предлагающая делегировать одного человека для обучения на штурмана. Отправили меня. Тем временем отец, сидевший в одной камере с Рокоссовским, был вместе с ним реабилитирован. 20 мая 1941 года мое обучение закончилось, и я вернулась в Иркутск.

И снова продолжили свою работу в аэроклубе?
Нет. На тот момент я уже переросла его. Организовывалась Авиационно-охранная экспедиция, которая занималась охраной лесов от пожара. Мы каждый день поднимались в небо, пролетали над лесами, высматривали очаги возгорания, отмечали их на листах бумаги, а потом в вымпелах сбрасывали на крыши леспромхозов. Я хорошо помню начало войны. 22 июня 1941 года вечером случилась авария. Отказал двигатель, и наш самолет упал в тайге, попав на поселение староверов. Те сначала испугались, но когда увидели девушку, выбравшуюся на крыло, успокоились и даже помогли исправить поломку. Мы вернулись на аэродром, а навстречу нам бежали мальчишки с криками: «Война! Война началась!». Через два дня меня вызвали в управление гражданской авиации и сообщили, что отправляют в 83-ю летную учебную эскадру. Там я до 1944 года обучала курсантов летному делу. Приходилось делать по 20 взлетов и посадок в день.

Война принесла много горя и огорчений, а были среди них светлые моменты?
В 1942 году курсанты подарили мне на день рождения золотой браслет с аметистом в черной деревянной коробочке на красной бархатной подушке. Это была такая красота, я глаз от него оторвать не могла. Но как раз в тот год в деревне у мамы пропали корма для коровы, и она собиралась продать ее на мясо, а остаться без коровы в войну это же верный путь к голоду. Я передала браслет, мама продала его какому-то кулаку за два стога сена… В том же 1942 году я вышла замуж за своего бывшего ученика Владимира Блажиевского. Впоследствии он осуществил первый полет на реактивном самолете вместе с Василием Филимоновым. До сих пор в аэропорту Внуково стоит стела, на которой обозначен подвиг двух советских летчиков.

Удавалось совмещать личную жизнь с фронтовым долгом?
Я два года не виделась с мужем. Только в 1944 году перевелась в Великие Луки, где Владимир командовал эскадрильей. Там нужен был авиадиспетчер, и в этой должности я проработала до Дня Победы. Погоду мне приходилось определять без помощи метеоприборов – и направление ветра, и скорость, и облачность. Эти данные передавались в эфир, и до сих пор еще хранятся в старых сводках.

Ваша жизнь наполовину на земле, наполовину в небе продолжилась после войны?
В 1946 году я попала под грузовик и два года провела на больничных койках. Доктора не верили, что я выживу, но я поднялась, потому что не собиралась сдаваться. В то время моя жизнь летчика-инструктора сводилась исключительно к инструктированию мужа, который продолжал со мной советоваться. В 1953 году я окончила Иркутский государственный университет, проработала в школе 10 лет пионервожатой. Затем мы переехали в Одессу, я устроилась на джутовую фабрику, и снова работала пионервожатой. На базе 64-й одесской школы открыла курс «Юный летчик». Маршал Покрышкин, трижды Герой Советского Союза, отметил мою работу и лично вручил мне медаль «Почетный член ДОСААФ».

И вы с тех пор на заслуженном отдыхе?
Чего никогда не любила, так это сидеть без дела. Я организовала в Малиновском районе хор ветеранов войны и труда «Ветеран» и руковожу им уже более 20 лет. Наш хор знают, приглашают на различные мероприятия. Так что отдыхать мне некогда. Рановато, я считаю. Ведь пока человек что-то делает, приносит какую-то пользу и радость людям, он живет. Вот я и живу, получаю удовольствие от того, что делаю. И меня в нашей ветеранской организации не забывают.

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100