Odessa Daily Бизнес
Вагоны: группа "Приват" может стать совладельцем одного из крупнейших грузовых операторов РФ
Odessa Daily
24 июля 2013 в 12:42В случае слияния «Русагротранса» с Rail Garant доминирующей специализацией холдинга станет перевозка не сельскохозяйственных, а промышленных грузов. Примечательно, что в числе совладельцев нового холдинга может оказаться и украинская группа «Приват».
В начале этого лета стало известно, что два крупных российских железнодорожных оператора – ЗАО «Русагротранс» (РАТ) и группа компаний Rail Garant – договорились об объединении активов. К этому времени стороны пришли к согласию по основным параметрам сделки, и сейчас процесс переговоров находится на завершающей стадии. Поэтому, скорее всего, официально о слиянии компаний будет объявлено еще до конца августа.
Согласно предварительным данным, единая компания будет сформирована на паритетных началах, то есть – ее уставный фонд РАТ и Rail Garant разделят между собой поровну. При этом эксперты не исключают, что в числе акционеров создаваемой компании может оказаться структура, входящая в орбиту украинской группы «Приват».
Расширение номенклатуры ЗАО «Русагротранс» было создано в 2008 году в рамках третьего этапа реформы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). С декабря прошлого года единственным акционером ЗАО «РАТ» является ООО «РусТрансКом» (РТК). РАТ специализируется на транспортировке зерновых и масличных, шротов, сахара-сырца и других видов грузов, которые разрешено перевозить в вагонах-зерновозах. Наряду с этим компания предоставляет элеваторные услуги по приему, обработке и отгрузке зерна на железнодорожный (ж/д) транспорт. В период с июля 2011 по июль 2012 года РАТ перевезла 20 млн. тонн сельскохозяйственных грузов. Как констатируют эксперты, это означает, что она фактически является монополистом российского рынка ж/д перевозок зерна, поскольку у ее конкурентов объемы транспортировки этого вида грузов в несколько раз меньше.
К началу апреля этого года кипрская RTK Rail Transports Company Ltd. завершила формирование многопрофильного транспортного холдинга. Так, она стала собственником 100% уставного фонда не только владельца РАТ – ООО «РТК», но и ООО «Грузовая компания», ООО «А-Транс», а также ООО «ЛП-Транс», размер парка которых составляет 31,5 тыс. зерновозов, 2-3 тыс. полувагонов, 3-5 тыс. фитинговых платформ и 3 тыс. специализированных вагонов соответственно. Таким образом, размер общего вагонопарка, сконцентрированного холдингом, составил 39,5-42,5 тыс. вагонов разного типа.
Как уточняют аналитики Центра Транспортных Стратегий, в отличие от РАТ, «Грузовая компания» специализируется на перевозке всех видов металлургических грузов – руды, угля, кокса и металлопродукции, а также – строительных и лесоматериалов. В свою очередь стратегическим направлением деятельности «А-Транса» является управление контейнерными поездами. А «ЛП-Транс» занимается транспортировкой насыпных промышленных грузов – химических, металлургических и строительных. То есть, путем включения этих трех компаний, холдинг существенно расширил свою специализацию.
По мнению аналитиков ЦТС, это было вполне логичным решением. «На сегодня в общем объеме грузов, перевозимых холдингом, доля зерновых в финансовом выражении составляет примерно 70%. При этом следует учитывать, что зерновой рынок имеет определенные особенности. С одной стороны, он весьма стабилен и почти не зависит от мировых макроэкономических показателей, а, с другой, на него оказывает существенное влияние погодный фактор, что предполагает изрядные риски. Поэтому для обеспечения стабильной работы компании было бы целесообразно их нейтрализовать, во-первых, путем расширения номенклатуры перевозимых грузов, а, во-вторых, путем доведения доли выручки от транспортировки других видов грузов до 40-50%. И как раз это и будет достигнуто за счет интеграции и развития других компаний-подразделений холдинга», – рассказывает начальник отдела аналитики ЦТС Андрей Шкляр.
Диверсификация территорий В то же самое время, когда RTK Rail Transports завершила формирование холдинга, – в начале апреля – РАТ достигла договоренности о создании предприятия (СП) с дочерней компанией АО «Казахстан темир жолы» (Казахстанские железные дороги), крупнейшим грузовым оператором Казахстана с вагонопарком в размере 63 тыс. вагонов – АО «Казтемиртранс». «Уставный фонд СП будет создан на паритетных началах, а само формирование компании будет происходить поэтапно. Сначала стороны передадут в нее по 6 тыс. зерновозов, чтобы обкатать модель работы, после чего их доли будут увеличены до 8 тыс. А потом эти активы будут внесены в уставный капитал СП», – уточнил генеральный директор РАТ Константин Засов. Однако, по его словам, начать работать компания должна уже в этом сезоне, как в России, так и в Казахстане.
Как подчеркнул топ-менеджер, данное СП призвано стать для РАТ стратегическим плацдармом для освоения новых рынков и, соответственно, нивелирования сезонного фактора в работе компании. «Мы смотрим на Казахстан, а за ним видим рынки Китая, Узбекистана, Азербайджана. И поскольку сезонность в этих странах по отношению к России существенно смещена, их освоение даст нам возможность работать не семь месяцев в году, а почти двенадцать. То есть, благодаря грамотной диверсификации территорий и сезонов мы сможем максимально использовать не вполне востребованный в России вагонопарк и, при относительно стабильном урожае, будем весьма эффективно управлять даже очень большим парком зерновозов», – уточнил он.
Итак, после создания СП с «Казтемиртрансом», парк вагонов, находящихся под контролем РАТ, увеличится до без малого 40 тыс. зерновозов, а парк RTK Rail Transports – примерно до 50 тыс. вагонов. При этом холдинг сможет двояким образом снизить риски и издержки работы на зерновом рынке – во-первых, нейтрализовать погодный фактор за счет расширения номенклатуры перевозимых грузов, а, во-вторых, нивелировать сезонный фактор за счет диверсификации территорий производства зерновых.
Изменение специализации Одновременно с достижением договоренности о создании СП с «Казтемиртрансом» – также в начале апреля – РАТ начала переговоры о слиянии с Rail Garant. В ее состав входит семь специализированных транспортных компаний, занимающихся перевозками промышленных грузов, сжиженных углеводородных газов и наливных химических грузов, нефти, нефтепродуктов и нефтехимии, а также автомобилей. Ее вагонопарк состоит из 37 тыс. вагонов, в числе которых 15 тыс. полувагонов, почти 5 тыс. цистерн и 17 тыс. платформ, хопперов, трубовозов и крытых вагонов.
Таким образом, если РАТ и Rail Garant объединят свои активы, новая компания будет располагать вагонопарком в размере 69-77 тыс. единиц, а значит – в орбите RTK Rail Transports окажется не менее 85 тыс. вагонов разного типа. В результате, холдинг окажется на четвертом месте среди компаний России по размерам вагонопарка после UC Rail, РЖД и ОАО «Федеральная грузовая компания», оставив позади ныне занимающих четвертое и пятое место Globaltrans и ЗАО «Нефтетранссервис».
Примечательно, что в числе ее совладельцев может оказаться и украинская группа «Приват». Дело в том, что она является опосредованным собственником 70% уставного фонда ООО «РГ-транс» с парком 10 тыс. полувагонов, которыми оперирует Rail Garant. Это дает ей возможность либо обменять свою долю в «РГ-трансе» на 30% акций Rail Garant, а значит – получить соответствующую долю в объединенной компании, либо же просто продать этот актив Rail Garant. Разумеется, владельцам новой компании был бы более удобен второй вариант, однако пока вопрос о том, какой из них будет реализован, остается открытым.
Как бы то ни было, но в случае слияния «Русагротранса» с Rail Garant доминирующей специализацией холдинга станет перевозка не сельскохозяйственных, а промышленных грузов. Более того, их соотношение в структуре деятельности компании изменится прямо противоположным образом. То есть, по сути, холдинг станет многопрофильным предприятием и, как отмечают аналитики ЦТС, окажется гораздо более привлекательным для потенциальных инвесторов.
Источник: cfts.org.ua
Odessa Daily