Odessa DailyАфиша Одессы

В плену морском

Аль-Бухари Амаль

30 января 2016 в 17:05

Ни для кого не секрет, что Одесса по праву является морской столицей Украины. Однако места, в которых можно полюбоваться искусными работами мастеров-судомоделистов, практически отсутствуют. Исключением является лишь небольшое помещение на Морвокзале, в котором представлены многочисленные экспонаты.

В плену морском

Также существуют отдельные авторы, занимающиеся судомоделированием, однако на публичное обозрение выставлять свои работы они не готовы. Об одном из мастеров-судомоделистов, готовом поделиться своим мастерством, мы хотим рассказать подробно.

 «Рос я, росли мои работы»

Одесская Морская Модельная Галерея была открыта в 2002 году и располагается на 2 этаже в ТЦ «Среднефонтанский». Её основатель - Игорь Акимов, который еще с детства был вдохновлен чтением морской литературы, в основном - романов. В какой-то момент у мальчика  появилось желание конструировать «кораблики». С годами хобби переросло в профессию. Он начал самостоятельно осваивать навыки резьбы по дереву, работать с чертежами. Профессионально заниматься судомоделированием Игорь Акимов стал с 1990 года. Вскоре  начали поступать первые серьезные заказы от клиентов.  

Буквально каждый день в его голове зарождалось множество идей, и вскоре он стал получать приглашения на международные конкурсы, где со временем получил звание мастера спорта международного класса по судомодельному спорту. С 1994 года Игорь является золотым и серебряным призером многих чемпионатов мира в Европе (Польша, Бельгия, Франция, Италия, Хорватия и др.).

Международная федерация, которая проводит чемпионаты, оценивает работы авторов по 100-балльной шкале. Игорь Александрович вспоминает, что максимальный балл - 98,66 - сумел набрать за модель «Индевор», который  Джеймс Кук использовал в своей первой экспедиции. Материалы,  с которыми работает мастер – дерево: груша, вишня, ольха и орех. Из металлов предпочитает бронзу и медь.

 «Для изготовления модели  необходимо иметь арсенал ювелирных инструментов, уметь работать с деревом и  металлом, быть швеей. Например, нити каната - не покупные изделие, они  свиваются на специальных станках из 3-4 прядей,  как это делали из натурального каната, и в масштабном уменьшении наносятся на модель. Здесь нужно быть немного скульптором и художником», - считает руководитель Модельной Галереи.

Все модели Игоря Акимова не выдуманные, поскольку создаются на основе исторических материалов и чертежей. Среди них можно увидеть египетские корабли, суда викингов, греков и др.

Так, например, реконструкция деревянной «Лодки Христа» была произведена на основании обнаруженных фрагментов. Специалисты определили, что это лодка периода Второго Храма, т.е. времени Иисуса Христа. Углеродный анализ показал возраст находки 2000+ (-) 50 лет. Таким образом, лодка на 10 лет была законсервирована в парафиновой ванне, а в 1995 году помещена в музей.

Не может также оставить равнодушными работа «Санта Мария», выполненная в масштабе 1:75. Она была изготовлена в 2004 году. Автор изобразил флагманское судно Христофора Колумба, на котором вместе с двумя другими каравеллами «Нинья» и «Пинта» было совершено первое плавание к берегам американского континента. Первоначально оно называлось «Маригаланте». Погибло в конце плавания на рифах у берегов Гаити.

Как правило, модели кораблей, изготовленные в мастерской, выполнены по чертежам в двух стилях: дворцовом и адмиралтейском. В первом случае - это модели кораблей, изготовленные в полном объеме. Они богаты декорированием,  в них отмечается много резьбы, элементы позолоты.  Адмиралтейский же стиль представляет собой фрагменты корабля (открытые борты, палубы). Более 250 лет назад, когда при английском адмиралтействе  закладывались и строились настоящие корабли, была задействована именно эта модель. Вдобавок  к чертежу она имела дополнительную нагрузку: внутренние разрезы, убранства, шпангоуты. По ней можно было произвести обмеры и  построить корабль.

Для того чтобы воссоздать шедевр, автору необходимо в среднем 2-3 месяца. Как показывает практика, среди покупателей оказываются не только представители сильного пола, но и женщины, а точнее – жены моряков. Руководитель галереи арендует помещение за счет своих средств, и  свою очередь сотрудничает с всеукраинским журналом «Шкипер», периодически публикующий статьи и отчеты его работ. Помимо судомоделирования, он также входит в Ассоциацию любителей яхт.

«Я строю небольшие прогулочные яхты - парусные лодки до 4 метров, на которых можно плавать по морским заливам, правда пользуется это популярностью в определенных кругах. Также реставрирую мебель малых форм и музыкальные инструменты. По обращению обладминистрации изготавливал также подарочные коробки и ящики для сертификатов и награждений дипломами «Человека года». Считаю себя разносторонней личностью», - заявляет Игорь Акимов.

А как же дети?

К сожалению, в Одессе практически не существует центров технического творчества, в котором дети также могли бы заниматься созданием различных моделей судов. Игорь Акимов, который также является членом жюри и организатором всех чемпионатов по судомоделированию в Украине, поделился своим видением данной проблемы:

«Мы проводим украинские чемпионаты,  тем самым привлекая туда детей. В нашей федерации  есть человек, который курирует внешкольным образованием. Т.е., в Киеве есть человек, руководящий своей секцией, и в каждом областном центре это есть или должно быть. Однако в Одессе, бизнес-городе, этого практически нет».

Игорь Акимов рассказал, что поначалу существовала заинтересованная организация, которая оказывала поддержку. Однако она прекратила свою помощь после «смуты» в стране.

 «Существовала одесская и городская станция юных техников, клуб «Альбатрос» при пароходстве.  Были и секции, и судомодельные, авиакружки на Говорова до тех пор, пока они не начали сдавать в аренду помещения», - рассказал руководитель Морской Галереи.

Впрочем, сам Игорь Александрович пока также не готов помогать детям осваивать технические и творческие навыки судомоделирования:

 «Я считаю, что этим должно заниматься государство. Для того чтобы обучать детей, я должен отказаться от заказов и уйти в педагоги. Я к этому не готов».

Желания написать книгу, которой автор креативных работ мог бы поделиться с читателями,  судомоделиста также не возникало:

«Удовлетворять амбиции за счет книги я не хочу, поэтому дальше журнальной статьи не пошел. Было время, когда я участвовал в разработке материалов для издания книги. Были созданы чертежи, написан материал, однако книгу купило 12 человек из нашей среды», - рассказал Игорь Акимов.

Метки: судомоделирование

Аль-Бухари Амаль


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100