Odessa Daily Новости
В Одессе откроется выставка театральной фотографии по итогам Международного конкурса «Театр в фотообъективе -2019»
Odessa Daily
26 марта 2019 в 14:49Международный конкурс театральной фотографии «Театр в фотообъективе» (THEATRE EXPOSED), посвященный Всемирному Дню Театра, проводится второй год по инициативе Одесского театра юного зрителя им. Ю. Олеши и Продюсерского центра OpenDoors при поддержке Департамента культуры, национальностей, религий и охраны объектов культурного наследия Одесской областной государственной администрации. Партнеры проекта: Белорусский республиканский театр юного зрителя в Минске, Гомельский областной драматический театр, Всемирный клуб одесситов при участии общественной организации «Социальная справедливость» и др.
Международное жюри Фотоконкурса «Театр в фотообъективе» формируется ежегодно из людей разных профессий, близких к искусству (режиссеров, художников, фотографов и т.д.), с безупречной репутацией и многолетним профессиональным опытом. В жюри конкурса «Театр в фотообъективе-2019» вошли:
Юрий Мечитов (Грузия) — легендарный грузинский фотограф, автор многих книг, в том числе книги-фотоальбома «Сергей Параджанов. Хроника диалога», участник семидесяти выставок не только в Грузии, но и за ее пределами;
Елена Вильт (Эстония) — фотохудожник, театральный фотограф;
Сергей Жданович (Беларусь) — фотограф, художник;
Алексей Горбунов (Украина) – народный артист Украины;
Карлос Фабиан Вильярреал (Аргентина) - старший профессор Национальной школы кукол и театра кукол им. Розарио, руководитель «Theatro de titres burbujas»;
Изя Шлосберг (США) – художник, писатель, философ, основатель творческого союза «Shiva-club»;
Питер Глендиннинг (США), профессор истории искусства и искусства Мичиганского государственного университета, его фотографии можно найти в крупных общественных и частных коллекциях, а его проект «Мой Париж» был назван «Лучшим к 2015 году».
Информационные партнеры проекта: Журнал «Чайка» (Балтимор, США); журнал «Фаворит» (Одесса, Украина); журнал «Мастацтва» (Минск, Беларусь), информационный портал «Одесса-Дейли» и др.
Для участия в Фотоконкурсе зарегистрировались 73 человека из Украины, Беларуси, Эстонии, Израиля, Боснии и Герцеговины, Ирана, России. По итогам фотоконкурса Международное жюри выбрало 37 работ – победителей (отдельно среди профессионалов и аматоров) в пяти категориях: художественная фотография (art photo); портретная фотография (portrait photo); движение в искусстве (movement in art); ретро-фотография (retro photo); открытая категория (open category), а также Приз зрительского голосования и Специальный приз жюри.
Сначала Жюри выбрало лонг-листы (длинный список) конкурса среди участников-аматоров и участников-профессионалов (лонг-листы были опубликованы на странице THEATRE EXPOSED в фейсбуке). Каждый желающий мог проголосовать за понравившуюся фотографию, оставить свой комментарий. Затем был выбран шорт-лист (короткий список) победителей конкурса «Театр в фотообъективе-2019». Выставка победителей откроется 27 марта в Одесском театре юного зрителя им. Ю. Олеши и будет открыта для зрителей до 21 апреля 2019 года.
Итоги конкурса «Театр в фотообъективе-2019»
Среди АМАТОРОВ:
ART category:
I место – ДЕМЯНЧУК Сергей (Тель-Авив, Израиль)
II место – DRAZENKO Jurisic (Zenica, Bosnia and Hercegovina)
III место – СТЕПАНСКАЯ Юлия (Санкт-Петербург, Россия);
Специальный приз жюри:
КОВАЛЕВА Александра (Киев, Украина);
МАЛАНЧУК-КУЗЬМИН Галина (Долина, Украина);
ЗОЛИН Владислав (Одесса, Украина)
Специальный приз организаторов:
БАЯТ Марьян (Тегеран, Иран)
PORTRAIT category:
I место – ЗЕЛЕНСКАЯ Дарья (Харьков, Украина)
II место – ГУБИНА Юлия (Тверь, Россия)
III место – СУЩЕНКО Юлия (Одесса, Украина)
Приз зрительских симпатий –
КАГАНОВИЧ Тамара (Одесса, Украина)
OPEN category:
I место – ШАЦ Анна (Одесса, Украина)
II место – КОРНЮЩЕНКО Маргарита (Харьков, Украина)
III место – ЧАЛЫЙ Сергей (Москва, Россия)
Приз зрительских симпатий:
ГЛАДАРЕНКО Юлия (Одесса, Украина)
MOVEMENT in ART category:
I место – ЖЕРЕБЦОВА Юлия (Москва, Россия)
II место – ГИС Сергей (Тернополь, Украина)
III место – ЧЕРНОВ Юрий (Пермь, Россия)
Приз зрительских симпатий:
КАНАРСКАЯ Анастасия (Львов, Украина)
RETRO category:
III место – АНИСКОВ Андрей (Хмельницкий, Украина)
Приз зрительских симпатий:
АНИСКОВ Сергей (Хмельницкий, Украина)
Среди ПРОФЕССИОНАЛОВ:
ART category:
I место – ФРАНЦУЗОВА Анна (Санкт-Петербург, Россия)
II место – ШАРКО Анна (Минск, Беларусь)
III место – НАУГОЛЬНИК Данута (Львов, Украина)
Приз зрительских симпатий:
БЕЛОЗЕРОВ Анатолий (Харьков, Украина)
PORTRAIT category:
I место – ВАСИЛЬЕВА Катя (Одесса, Украина)
II место – ЛОШАТИНСКИЙ Сергей (Харьков, Украина)
III место – ЗАНДБЕРГ Даниил (Таллинн, Эстония)
OPEN category:
I место – СЕРЕДЕНКО Юрий (Тарту, Эстония)
II место – СВИНИНА Марина (Иркутск, Россия)
III место – ЮФЕРОВ Сергей (Киров, Россия)
MOVEMENT in ART category:
I место – ДМИТРИЕВ Виктор (Новосибирск, Россия)
II место – ДЕРКАЧ Ирина (Харьков, Украина)
III место – МАТУСЕВИЧ Татьяна (Минск, Беларусь)
Приз зрительских симпатий:
ГУРКОВСКАЯ Татьяна (Киев, Украина)
RETRO category:
I место – САНДАЛОВ Лев (Мариуполь, Украина)
II место – ХИТРОВ Александр (Киев, Украина)
ИРИНА АВЕРИНА, куратор Продюсерского центра OpenDoors, куратор творческих проектов Одесского театра юного зрителя им. Ю. Олеши:
Сразу хотела бы отметить и поблагодарить всех, кто вдохновил, поверил, поддержал эту идею и помогает воплощать в жизнь. Думаю, что главное в реализации любого творческого проекта – круг единомышленников. Людей, которые загораются идеей проекта, понимают его значимость, масштабы и возможности. Не боятся трудностей и сложностей, которые всегда сопутствуют чему-то новому. Помогают, вникают в детали, советуют. Кому он созвучен по внутренним ощущениям. Человек должен быть наполнен знанием, даже если у него мало практического опыта именно в этой области. Внутреннее содержание - то, на что можно опереться. Знание. Репутация. Профессионализм. Спасибо всем участникам, экспертам и команде проекта!
ЕЛЕНА ВИЛЬТ (Эстония, Таллинн), фотограф, художник, член Международного жюри конкурса «Театр в фотообъективе»:
Профессия фотографа — это непрерывный и постоянный процесс изучения, позволяющий человеку всесторонне раскрыть свой творческий потенциал. К сожалению, большинство современных фотографов вообще не имеют никакого профильного образования: ведь сегодня все, кто имеет доступ к компьютеру, интернету и цифровой камере, что-то создают и распространяют в киберпространстве вне зависимости от образования, кругозора, профессионального опыта и — что, наверное, хуже всего — без знания предмета. В результате этого информационное пространство сильно засорено, и в подобных условиях уровень культурной грамотности населения в целом стремительно падает: а ведь это один из важнейших факторов общественного развития…
…Друзья, будучи фотографом, во-первых, нужно много учиться, причем не просто техническим моментам, но и художественным. Во-вторых, постоянно всесторонне развивать саму личность фотографа, с целью выявления индивидуального художественного почерка. Конечно, все зависит также от цели. Выучиться на фотографа, выйти на профессиональный уровень и освоить секреты мастерства помогут специализированные курсы, где преподают основы традиционной фотографии, технические моменты, постановку света, правила композиции и ритма, будь то любительский уровень (съемка родственников, друзей, поездок, праздничных мероприятий, моментов времяпрепровождения, окружающего мира) или же профессиональная фотография (журналистская деятельность, фотодокументалистика, съемка общественных и государственных мероприятий, подготовка печатных изображений, публикации в СМИ), то есть фотография как ремесло и как средство общественной коммуникации. Но для фотохудожника, желающего освоить специфику работы с театральным пространством, так же, как и для всех занимающихся фотоискусством и работающих в контексте создания художественного образа, образование в сфере культуры и искусства нужно обязательно. Причем непременно в сочетании с хорошей подготовкой по классическому рисунку. А сама способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке и других видах искусства должна стать для фотохудожника нормой, образом жизни. Это необходимо как для сохранения высокого качества создаваемого им художественного образа (что в итоге напрямую влияет на информационную грамотность населения в целом), так и для становления настоящим и признанным мастером фотографического искусства.
Ведь кто такой современный фотохудожник, если не тот же искусствовед? А потому он должен свободно ориентироваться в актуальной эстетической и художественной проблематики, а также в практике художественной жизни. В современных условиях он не только творец истории, участвующий в культурном развитии общества, но и исследователь истории и теории искусства, а также активный участник визуализации художественного процесса и его архивирования.
…Только на основе синтеза пространственных искусств и различных художественных дисциплин можно составить более или менее объективную картину дальнейшего развития самого себя, определиться с направлением собственного «фото-почерка», разрешить серьезную задачу — определить свое место в идеологическом поле современной фотографии …
СЕРГЕЙ ЖДАНОВИЧ (Минск, Беларусь), фотограф, художник, член Международного жюри конкурса «Театр в фотообъективе»:
На поле профессиональной деятельности мне приходится заниматься разными видами съемок, но как раз театральная фотография является одной из самых сложных, требующей полного внимания, концентрации и, в определенном смысле, «чутья» момента, сцены, ракурса. Удачные снимки приходят с опытом/практикой.
Театральная фотография является медиатором коллективного творчества. В постановке важны все компоненты – свет, сценография, костюмы и, безусловно, игра актеров.
Но, в нашем случае, важен момент или «узловая точка» в спектакле, где сходятся смысловые линии с визуальным образом. Режиссеры, как правило, делают акценты на этих «узлах», смакуя их и чуть затягивая по времени. Эти моменты считываются даже если смотришь/снимаешь спектакль в первый раз. Наполненные смыслом, «насыщенные» снимки «случаются» как раз в этих местах спектакля. Желаю участникам конкурса больше «узлов» и удачных моментов!
ЮРИЙ МЕЧИТОВ (Тбилиси, Грузия) - фотограф, художник, член Международного жюри конкурса «Театр в фотообъективе».
Я ожидаю от театральной фотографии фотографического адеквата! Такого чуда как Театр! Но, увы, это - безумно сложная задача. Я давно снимаю театр, но могу похвалиться всего несколькими снимками. Современная техника и упростила - и усложнила задачу. Фиксировать стало легче, созидать – по-прежнему крайне сложно...
Я хочу сказать о тенденции, вызванной техническим прогрессом в области фототехники. Она привела к тому, что фотографы, получившие возможность поднимать чувствительность матрицы до небес, стали просто "замораживать" изображение, исходя из неверного толкования фразы Гёте: Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!
Но применительно к Искусству фотографии, не всё примитивно остановленное - прекрасно. Более того, использование относительно длинной выдержки, позволяет создать более динамичную картину за счёт размазывания некоторых персонажей. Тогда появляется эффект недосказанности, так называемое non finito. Удачных фотографий будет нелегко добиться и в этом случае. Но надо понимать, что снимая фотографии в театре, мы имеем дело с лишенным звука и других прелестей живого исполнения двумерным изображением, которое просто ничто по сравнению с тем волшебством, которое может дать Театр. Желаю всем большого успеха!
Изя Шлосберг (Мэриленд, США) – поэт, писатель, художник, член Международного жюри конкурса «Театр в фотообъективе».
Проблема в том, что искусство - это не спорт и не математика. Критерии правоты, которые можно сформулировать на спортивной площадке или с калькулятором в руке, в творчестве не работают. И всё же попробую вывести формулу, а еще лучше изобразить графически...
Для начала я бы изобразил поле оценки творческого человека как перевернутую плоскую параболу. Представили, да? По вертикальной оси мы отметим количество фотографов – конкурсантов по категориям, по горизонтальной - условный уровень качества их работ. В зону, где парабола начинает подниматься, мы размещаем любителей, в конце - спецы. Причем каждый мини участок нашей параболы, в свою очередь также не прямой, а напоминает график сердцебиения. Поэтому может оказаться, что удачная работа менее именитого фотохудожника объективно интересней провальной работы «художника с погонами».
Любое жюри может ожидать парадокс! Ведь работы любителей могут быть весьма неоднозначны и требовать другого уровня и критериев оценки. И то, что кто-то в данном графике находится в самом начале не означает, что на другой параболе он займет такое же место для новичков. Картины Ива Танги тому подтверждение. Художник, обладая весьма примитивной техникой, благодаря неким заложенным идеям и обстоятельствам, представлен в лучших музеях мира как образец сюрреализма.
Возможно, кто-то из членов жюри, подчиняясь неким теориям, традициям, образованию выберет не очень удачную работу известного автора, другой - юный революционер - будет размахивать своими принципами и вкусом, как флагом, пройдется по громким именам на танке и выберет оригинальное творение фотографа без имени. И оба, по-своему, будут правы.
Поэтому, да простят неотмеченные мной участники фотоконкурса, в своем выборе я исходил из того, насколько идея фотографа мне показалась цельной и интересной. Должен отметить, что пришлось выбирать из множества замечательных фотографий! Будь моя воля, я бы назначил не менее 50 первых мест. Всем успеха и побед на конкурсах и над собой!
Мы не останавливаемся!
Мы благодарны всем тем, кто нас поддерживает!
Мы ждем всех тех, кто присоединится к нам в дальнейшем!
Наши двери всегда открыты для взаимного сотрудничества!
Начинаем готовиться к фотоконкурсу «Театр в фотообъективе» в 2020 году!
Напоминаем, что работы финалистов конкурса «Театр в фотообъективе -2019» вы сможете увидеть в Одесском ТЮЗе им. Ю.Олеши до 20 апреля 2019 года, затем фотовыставка откроется в Минске.
автор фото - Юлия Рубинская
Odessa Daily