Odessa DailyНовости

В Одессе любят старое кино: «Немые Ночи»-2013

Лилия Штекель

26 июня 2013 в 02:01

В Одессе любят старое кино: «Немые Ночи»-2013

Закончился ежегодный фестиваль «Немые Ночи». Запомнятся надолго новые старые фильмы, музыкальные открытия фестиваля, неожиданные изменения погоды.

Уже четвертый год в последние дни июня мы собираемся на набережной возле яхт-клуба на морвокзале и смотрим немое кино. Фестиваль становится очень популярным — к нам едут компании из Киева и из других городов, потому что «Немые Ночи» - это прекрасная возможность красиво и при этом интеллектуально отдохнуть в Одессе, одесситы планируют, что встретятся на этом фестивале с своими друзьями-любителями кино. В конце концов, это уже просто модно!.. И это прекрасно — ездить в Одессу не только ради ночных клубов Аркадии или легендарного Привоза, а ради эстетического и интеллектуального удовольствия.

При этом «Немые Ночи» смогли сохранить камерный формат, создающий иллюзию, что здесь «всё для своих». Возникает интересный эффект: даже если вы случайно попадаете на этот фестиваль, вы очень быстро замечаете, что публика собралась знакомая друг с другом, знающая, разбирающаяся, в какой-то степени культурная элита, и это обладает особым притяжением. Как-то неудобно не влиться в эту группу людей... Тем более, что музыкальное сопровождение — современное, сделанное известными музыкантами — помогает почувствовать прелесть старого кино.

В этом году в Одессу привезли восстановленный фильм Петра Чардынина «Укразия», приключенческий фильм 1925 года, рассказывающий о завоевывании Одессы большевиками. Шпионские страсти, разведчики (почти Штирлицы))), храбрые девушки-революционерки... На экране можно было увидеть старую Одессу: улицы, вокзал. Игра актеров того периода — несколько наивная, преувеличенная, характерный яркий грим, настоящее немое кино.... Саундтрек для фильма делала польская группа «Orange the Juice» (проект «Minimatikon»). Ярко, красиво, но мне показалось, что саундтрек был сделан немного наспех: повторы мелодий, некоторое однообразие делали просмотр не таким гармоничным, как ожидалось.

Следующим фильмом первого вечера стала «Крейцерова соната» чешского режиссера Густава Махаты, к которому сделал свою версию озвучки чешский же джазовый музыкант Павел Файт, опытный и изобретательный.

Первый вечер оставил впечатление традиционного в самом прямом значении этого слова: все было красиво, вовремя, но было немного скучновато.

Второй вечер обещал более интересную, на мой взгляд, программу. Ожидания подогревались приездом Сергея Летова — легендарного музыканта, в соавторстве с Владимиром Голоуховым работавшего уже над несколькими фильмами, а в целом Сергей пишет саундтреки для немого кино уже 15 лет. Уже на пресс-брифинге журналисты и пришедшая заблаговременно публика услышали от Сергея Летова много интересного: о судьбах музыки, о расколе музыки на музыку-развлечение и музыку серьезную, о том, что музыканты хотят играть и хотят, чтобы их поняли, о том, как сыграть серьезную музыку так, чтобы слушатели не заскучали и не разочаровались... Работа с немыми кинолентами дает возможность выразить себя именно в серьезной музыке, так как видеоряд помогает удержать внимание слушателя-зрителя. А музыка от этого только выигрывает. Владимир Голоухов, работавший ранее с Летовым над фильмом «Фауст» Фридриха-Вильгельма Мурнау, а сейчас над фильмом того же режиссера «Последний человек», тоже поделился размышлениями о компромиссе современного музыкального озвучивания старых фильмов — это как путешествие в параллельном мире и одновременно возможность найти себя, свою нишу в музыкальном мире. Музыканты оставили о себе впечатление как об опытных импровизаторах, не боящихся сложностей. Они работали во время фильма импровизационно. Летов и Голоухов посматривали на экран, доставали очередной инструмент, переключали синтезатор, включались в экранное действо быстро и деловито. Работали очень профессионально, и качественно.

Ближе к концу фильма погода начала резко портиться, грозовой дождь начал заливать наш кинозал под открытым небом, но зрители не разбежались! Точнее большинство не разбежалось. Над музыкантами и аппаратурой держали огромные зонты, и мы досмотрели трагически гротесковую историю увольнения старого гостиничного швейцара, пусть даже под дождем.

Да, «вечер перестал быть томным»... Второй фильм этого вечера было решено показать на следующий день, и музыканты белорусской группы «Port Mone», приготовившиеся отыграть саунд для фильма Николая Шпиковского «Хлеб», остались в Одессе еще на один вечер.

Не знаю, как бы они сыграли в тот день: наверное, по-другому, ведь открытое пространство очень влияет на игру таких музыкантов-«атмосферников». А третий вечер в связи с прогнозами погоды решили провести в концертном комплексе морвокзала, чтобы не рисковать. Там, в закрытом помещении, мы уже не видели неба и звезд, но мы бы их все равно не увидели, потому что тучи быстро закрыли небо над одесской бухтой, пошел дождь. Народу собралось очень много, пришли все те, кто не смог увидеть и услышать программу вчера, саунд-чеки закончились впритык к началу. И когда начался фильм «Хлеб», трио музыкантов совершили небольшое чудо: это был очень гармоничный саунд-трек, симфонически мощный, не подстраивающийся под видеоряд, а выстраивающий звукоряд параллельно и органично. И простенький, на первый взгляд, кино-агит-проп 1926 года, посвященный коллективизации, вдруг стал достаточно глубоким. Мне кажется, этот фильм нельзя назвать «большим кино», его кино-язык прост, но операторская работа в этом фильме очень сильная, иногда возникает ощущение, что смотришь цветной фильм. В целом, этот сет удался. Если можно так сказать о тех ощущениях, когда ком подступает к горлу, когда музыка тебя всего перекручивает, когда некогда бывает даже вздохнуть. Они очень «настоящие», эти музыканты, очень серьезные. И даже не верится, что это их первый опыт работы с немым кино.

Дальше мы смогли посмотреть фильм «Патси» - комедийную ленту с Марион Девис, чье лицо украшало афиши фестиваля. История артистки — смешная, изящная — получила очень хорошее звучание — играл Юрий Кузнецов. Играл на рояле, помогая себе губной гармоникой и другими инструментами. Играл — как будто рассыпал цветные стеклышки, как будто фонтанировал — иронично, легко — импровизируя, Кузнецов каждый год на «Немых Ночах» импровизирует, а мы каждый год ждем его бурлесковых импровизаций.

Закрывали фестиваль «Дах Дотерс» - «дочки» киевского театра «ДАХ» под управлением Влада Троицкого, трагифарсовые клоунессы с ярким гримом и шекспировскими характерами. Фрик-кабаре «Дах Дотерс» - один из проектов театра, из которого уже выросла группа «ДахаБраха». Актрисы театра — непрофессиональные певицы, они поют очень театрально, находя интересные режиссерские решения для своих образов. Некоторые их песни очень энергетически сильны. Руслана Хазипова, Наталья Беда — очень впечатляют. Мощно. Зал смотрел, не отрываясь.

Вот такой получился праздник кино. Жаль, что всего три вечера.

Огромное спасибо всем, кто делает это фестиваль — организаторам, Центру Довженко, Государственному агентству Украины по вопросам кино, Благотворительному фонду Ахметова «Развитие Украины», Польскому институту в Украине и Чешскому центру в Киеве. Без них это все бы не состоялось.

Мода на немое кино — возвращается. Возвращается благодаря одесскому кинофестивалю «Немые Ночи» - маленькому, но развивающемуся. И впереди у нас встречи с новыми старыми фильмами!

Фотографии Татьяны Бербат 

Лилия Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100