Вы, конечно, гуляли хоть на одной свадьбе? Тогда Вас ничем новым не удивишь! Свадьбы почему-то всегда похожи. Нюанс туда, нюанс сюда, но в целом все остается на месте. Всегда есть главные действующие лица: невеста, жених, родители новобрачных, гости. А все остальное вокруг – как мишура на елке, как модные вещи – меняются в зависимости от времени и места.
Украинский театр им. В.Василько попробовал найти компромисс и совместить в одном спектакле две классических версии свадьбы («Свадьба» А.П.Чехова и отрывок из «Клопа» В.В.Маяковского) и одну еще не ставшую классической, но близкую всем одесситам, потому что одноактный водевиль «Сильное чувство» был написан нашими земляками – Ильфом и Петровым. Поставлен спектакль Андреем Бакировым, он уже приезжал в Одессу и поставил в Украинском театре «Дамский мастер» Фигейредо. Сотрудничество понравилось, и вот теперь мы можем посмотреть вторую его работу в этом театре. Может быть, потому что одесситы написали пьесу легкую и изящную, ироничную и мудрую – близкую по духу одесситам, где бы они ни жили, именно эта часть спектакля воспринимается зрителями на «ура!», они смеются там, где надо, они поддерживают актеров, переживают. Первые две части встречают несколько прохладнее. А напрасно. И в «Свадьбе» и в «Клопе» есть масса чудесных моментов, ради которых можно пойти на спектакль еще раз. Спектакль смотрится как дивертисмент: все смешалось в «свадьбу», шумную, суетливую, яркую. Например, шикарная акушерка Змеюкина в исполнении Ольги Петровской. Она именно шикарная. Вся такая «чересчур», «слишком», роковая красавица Мценского уезда, смешная и соблазнительная. Петровская купается в роли, ей нравится играть эту почти водевильную красотку, и ее кураж захватывает зрителей. Телеграфист Ять – Александр Самусенко – тоже очень запоминающийся персонаж. Сам жених Апломбов в исполнении Александра Станкевича – узнаваемый такой тип, и апломбу не занимать. Его диалогом с выразительной мамой невесты, Настасьей Тимофеевной, начинается спектакль. В этом дуэте оба хороши: и жених, и мама (Галина Кобзар-Слободюк). Бывает, что зал начинает терять внимание, а ведь на сцене в это время и грек Дымба с его знаменитым «в Греции все есть…», и Ять с пропагандой электричества. Но уже на реплике «Позвольте Вам выйти вон!» зал снова во власти сцены. Линеечка гостей, выстроившихся в ожидании генерала ….. Появление Ревунова-Караулова тоже стало по версии режиссера таким водевильным, что финальные слова роли о человеке, который может помочь вывести отсюда несчастного старика, становятся неуместными. Может быть, поэтому этих его слов зритель на спектакле не услышит, они вылетели при постановке. Об «образе маленького человека» речи тут уже не идет, а мы-то в свое время писали об этом сочинения. Очень изящно сделан переход в следующую часть спектакля «Я хочу, чтоб у меня была красная свадьба!» – от Чехова зрители переходят к Маяковскому, к пьесе «Клоп». Присыпкин и Баян – наверное, одни из самых желанных ролей для актеров. Здесь есть где развернуться. И Валерий Швец (Присыпкин), и Яков Кучеревский (Баян) в бенефисном дуэте стараются выложиться, пластика гротескная, четкая, в движениях выдерживаются «точки», ощущение диалога как танцевального. Они оба легки, подвижны, неистощимы на гэги. Татьяна Паршакова-Саковская, исполнительница роли невесты Эльзевиры, с пластикой захлопотавшейся наседки, вот-вот снесущей яйцо, очень смешна и трогательна. Свадебная мать (Диана Малая) просто уморительна, у нее роль практически без слов, но когда смотришь на Малую, забываешь смотреть на всё остальное. А мама невесты, Розалия Павловна – шикарный типаж! ((Татьяна Глущенко) И все «красные» гости – такие яркие, гротескные. Но, конечно, «За великое чувство любви!» по Ильфу и Петрову по впечатлениям перекрывает две предыдущие части. Это видно по реакции зрителей. Они уже не отвлекаются от сцены. С самого начала, с фразы Риты: «Мама, водки не хватит!» Изящная, как модная картинка, Рита, сестра невесты, в исполнении Нинель Наточей покоряет не только сердце Чуланова (Богдан Паршаков), но и всех зрителей. Фразы из пьесы Ильфа и Петрова, произнесенные ей, вполне могут стать летучими: «Я выйду замуж только за иностранца… Это не жизнь, мама… Мне так давно хотелось поговорить с человеком европейской культуры…» Молодожёны Стасик и Ната, гости – все очень неравнодушны на сцене. Текст позволяет им блеснуть каждой фразой, из каждого диалога сделать целый маленький спектакль. Папа жениха, Мархоцкий, выпущенный из тюрьмы на вечер, сыгран Олегом Руссолом деликатно и изящно. Очень смешные Лев Николаевич и Антон Павлович (Яков Кучеревский и Валерий Швец). Сыгранный дуэт из «Клопа» преобразился с помощью гримеров и не менее сыгранно изобразил двух странных персонажей, подозрительно похожих на двух классиков. Периодически возникает на первом плане девушка, восторженно произносящая только одну реплику: «Я упиваюсь этим фактом!..», и её уже не забыть. Долгожданное появление Исаака Лившица и его объяснение с Натой растрогало до слёз зрительницу, сидящую неподалёку, и не только её. «Исаак!.. Исачок!.. Исачуся!!!» – и всё, что тут уже скажешь. И напоследок постановщик сделал всем зрителям подарок – мы можем посмотреть завершающее все свадьбы дефиле всех невест и женихов. Когда все артисты выходят на сцену в свадебных нарядах, это выглядит очень красиво. Когда же они начинают петь и танцевать, становится жалко, что в зале танцевать можно только в проходе, а ноги так и идут в пляс. Потому, если Вы давно не были на свадьбе, не кричали «Горько!» и не получали заряда хорошего настроения, сходите на это спектакль.