Odessa Daily Большая Одесса
Тузлы: Территория конфликта
2 февраля 2010 в 12:24
Реклама
Сегодня в Одесской области, да и в Украине, рейдерскими захватами никого не удивишь. Умные аналитики даже расписали, на какие годы придутся массовые захваты промышленных предприятий, на какие – земельных участков, а на какие – зданий. Нет в этом прогнозе только одного – детских учреждений. До такого цинизма не дошли даже далекие от эмоций экономисты, руководствующиеся соображениями не морального плана, а исключительно экономической целесообразности.Но действительность опережает все прогнозы и расчеты. По мнению ряда политиков и политических обозревателей, «педофильский скандал» в главном детском лагере страны – Артеке, в конце прошлого года потрясший Украину, только одно из звеньев этой цепи. Действительно, вполне вероятно, что кто-то из власть (и деньги) имущих решил, что лучшие крымские земли отдавать детям… нерационально. Гораздо правильнее построить на них элитные дачи.
Происходящая в Одесской области попытка рейдерского захвата Тузловского учебно-воспитательного комплекса столь широкого резонанса не получила. Но от этого события не стали менее циничными. И трагичными. Ведь пострадавшая сторона здесь – самые беззащитные и обделенные – дети-сироты.
Тузловский учебно-воспитательный комплекс (УВК «общеобразовательная школа I-III ступеней – школа-интернат – лицей») был создан в 2000 году путем присоединения к интернату сельской средней школы. Уже более четверти века это учреждение (во всех его ипостасях) возглавляет Михаил Покровщук, по специальности – учитель рисования.
В 2008 году, выполняя распоряжение Президента Украины о реорганизации системы интернатских заведений в дома семейного типа, на базе тузловского УВК был создан первый в стране такой дом. Презентация уникального на тот момент для Украины детского учреждения прошла в самой что ни на есть торжественной обстановке – в присутствии районных и региональных властей, членов областного совета директоров 20 школ-интернатов, представителей СМИ. «Дети читали стихи в честь любимого директора, говорили, что он для них больше, чем папа. А когда высокие гости уехали, с детей сняли бутафорские наряды и при выключенных камерах ребятишки жаловались, что жизнь в УВК невыносима. И просили ничего не рассказывать директору…», – пишут жители Тузлов в своем обращении в официальные органы.
В своем письме они приводят вопиющие факты издевательства над детьми. 10 – 15-летние воспитанники интерната вынуждены за еду вскапывать огород у односельчан, работать на стройке, грузить уголь. Иногда просят немого денег – на зубную пасту или шампунь. «Всего этого, как и тетрадей, ручек, средств гигиены, одежды, они никогда не видели в стенах родного интерната в бытность директорствования в этом учебном заведении М. Покровщука», – утверждают авторы обращения.
Борьба между жителями села, неравнодушными к судьбам детей, и М. Покровщуком тянется уже несколько лет. И, хотя сегодня он отстранен от управления интернатом, по сути, это ничего не меняет. М. Покровщук остался полновластным хозяином учебного заведения – 20 октября 2009 года Татарбунарский районный суд передал возглавляемому им благотворительному фонду «Людяність» весь имущественный комплекс интерната.
Справка: БФ «Людяність» зарегистрирован Татарбунарской райгосадминистрацией 30 декабря 1992 года. «Людяність» является неприбыльной организацией, не платит НДС, а также не отчитывается перед Пенсионным Фондом.
По информации Татарбунарской ГНИ, председателем правления фонда является М. Покровщук. Учредителями общественной организации выступают Пелагея Гардинар (до 1998 года – председатель правления), Михаил Покровщук, Людмила Покровщук, Катерина Мельникова и Ольга Босых.
Вместе с тем, М. Покровщук уверяет, что не имеет ни какого отношения к БФ «Людяність».
По данным жителей села, на банковские счета фонда на протяжении 5-6 лет переводились бюджетные средства интерната за разные услуги. Часть этого средства тратилась по назначению, а остаток ложился в карман директора УВК и его сторонников. Также директор зарабатывал, принимая на работу «мертвые души».
Эти факты были выявлены во время проверки учебного заведения КРУ. В отношении М. Покровщука прокуратура Одесской области возбудила уголовное дело по фактам разворовывания бюджетных средств в особо крупных размерах, злоупотребления служебным положением и подделки документов. Сумма ущерба государства составила 107 тыс. 473,8 грн.
Но по решению суда М. Покровщук был амнистирован, его два соучастника-подчиненных оштрафованы на 400 грн. каждый. Материальные убытки государству погашены не были.
После этого М. Покровщук покупает две формально действующие фирмы, зарегистрированные в пгт Сергеевка и переводит бюджетные средства на их счета – за разные услуги, в том числе в за оздоровление детей-сирот во время летних каникул. Во время проверки компетентными органами было установлено, что эти фирмы фактически существуют только на бумаге и никакой коммерческой деятельности не ведут. Таким образом, в кармане М. Покровщука осело около 500 тыс. грн.
В перечне переданного имущества, указанном в решении суда – 115 наименований. От зданий интерната и дорожек к ним до качелей, умывальников и музыкальных центров. Не забыты даже 10 щитов для зала заседаний – стоимостью 90 грн.
Откуда появилось это решение суда? И почему владельцем имущества интерната стал благотворительный фонд? Истцом в данном деле выступает деловод-секретарь Тузловского УВК Елена Чолак. Она обратилась в суд с иском к фонду «Людяність» – о признании права собственности на недвижимое имущество учебного заведения.
Истец ссылается на то, что 3 апреля 2008 года между ней и благотворительным фондом был заключен договор аренды недвижимого имущества. Пользуясь этим имуществом, она модернизировала его и провела комплекс реставрационных работ на объекте аренды. Тем самым стоимость имущества значительно возросла – более чем в два раза. На этом основании она требует признать имущество своим.
В то же время ответчик выступил со встречным иском – признать право собственности благотворительного фонда на движимое и недвижимое имущество УВК. Те самые 115 наименований, о которых шла речь выше. И судья С. Тимошенко, отказав в удовлетворении основного иска, с легкостью удовлетворяет встречный – не принимая во внимание тот факт, что данное имущество находится на балансе не «Людяності», а самого учебного заведения. То есть, владельцем этого имущества является территориальная громада области. Очевидно, сработал инстинкт: общее – значит, ничье…
Называйте это как хотите: судебная ошибка или некомпетентность судьи, а председатель Одесского областного совета Николай Скорик считает, что тут нужно говорить о скрытой приватизации.
«Там есть попытка рейдерского захвата имущества интерната. Детское учреждение просто пытаются украсть у детей и территориальной громады Одесской области», – говорит он.
Данное решение суда не зря вызывает беспокойство жителей Тузлов. Жена М. Покровщука – Людмила Покровщук – председатель сельсовета. По словам местных жителей, она «налево и направо» раздает лучшие земли. Теперь, когда фонд, в котором хозяйничают Покровщуки, стал полноправным владельцем имущества интерната, никто не мешает ей «приватизировать» землю УВК. Сельчане опасаются, что через несколько лет на этом месте появится не учебный, а «спортивно-туристический комплекс».
Правда, Н, Скорик настроен оптимистично: «У меня есть основания говорить о том, что нам удастся сохранить этот интернат для детей, для громады», – уверяет он.
Сейчас Апелляционный суд Одесской области рассматривает апелляционную жалобу на решение Татарбунарского суда Тузловского УВК, поддержанную областным управлением образования. К судебному иску присоединился и областной совет.
«Мы боремся за ситуацию, занимаемся ею в судах. Попытаемся не допустить скрытой приватизации интерната. Этим вопросом занимается прокуратура… Прямые меры в отношении председателя сельсовета областной совет принять не может. У нас нет непосредственной подчиненности. Руководитель каждого органа местного самоуправления по статусу не зависит ни от кого, но, естественно, есть рычаги, которыми будем воздействовать», – говорит глава областного собрания.
Воспитанников Тузловского УВК взрослые предали. Предали дважды. Первый раз – родители, отказавшиеся от них. Второй раз – те, кому государство поручило заботиться об этих детях.
Инна КАЦ, Odessa Daily

Украинская культура в удушающих объятиях украинизации и политическая конъюнктура. Часть первая
Аренда комнат длительно 3000 грн в месяц
Леонид Штекель: Майдан и философия большевизма
Леонид Штекель: Украина: постколониальная или постсоветская страна?
Леонид Штекель: Закон воинствующего убожества - не могу молчать!
Леонид Штекель: Как «профессиональными стандартами журналистики» душили свободу слова
Леонид Штекель: О реванше «мэрской мафии» или как остановить партию «Доверяй делам»?
Леонид Штекель: О 150 мудрых левых интеллектуалах. Плачь!
Одесситы едут поддержать народного мэра Конотопа - Артёма Семенихина.
