Odessa Daily Афиша Одессы
Ту би-Шват - Новый год деревьев
Odessa Daily
9 февраля 2017 в 17:00В субботу, 15 числа еврейского месяца шват (11 февраля) евреи Одессы (как и евреи всего мира) отмечают Новый год деревьев (Ту би-Шват).
15 числа еврейского месяца шват (в этом году — 25 января) евреи отметят новогодний праздник Ту би-Шват. Опять новогодний? Вроде бы совсем недавно, осенью, уже были новогоднее празднества, когда евреи отмечали праздник Рош ѓа-Шана! Но дело в том, что в еврейском календаре есть даты начала отсчета, а именно;
а) Первое число месяца нисан — «Новый год царей». В этот день начинают отсчет месяцев (нисан — первый месяц, ияр — второй, а адар — двенадцатый) и времен царствования (При этом может случиться забавная ситуация, когда царь, коронованный, например 27 адара, уже через три дня сможет говорить о своем втором годе царствования!);
б) Первое число месяца элул. Этот день был назван «Новым годом животных», потому что по состоянию на 1 элула определялся возраст приплода скота, что было важно при принесении жертв в Храме (например, считать данного ягненка годовалым или нет);
в) Первое число месяца тишрей — «Рош ѓа-Шана» («Голова года»). В этот день начинается отсчет нового календарного года и в этот же день Всевышний производит суд над всем миром, определяя судьбу всего сущего на следующий год;
г) Пятнадцатое число месяца шват — «Новый год деревьев». В этот день определялось к урожаю какого года следует отнести созревающие плоды и, в какой из праздников их нужно приносить в Храм. Число «15» изображается в иврите буквами «тет» и «вав» (произносится как «Ту») и этот день на иврите называют «Ту би-Шват».
15 швата не упомянуто в Торе в качестве праздника и как особая дата был установлен еврейскими мудрецами. Тора предписывает евреям ежегодно отделять десятину (маасер) от плодов своих деревьев в пользу бедняков, а также священников и левитов. Это делается ежегодно, причем отделять десятину от урожая одного года в счет десятины урожая другого года запрещено. Месяц шват приходится на январь-февраль гражданского календаря, но еврейский календарь привязан к климату Земле Израиля, где в это время уже тепло, только что закончился сезон дождей и на деревьях начинают распускаться почки. В условиях, когда урожаи можно снимать круглый год, дата, отделяющая урожай одного года от урожая года другого просто необходима.
Как празднуют Ту би-Шват? В этот день разрешено работать (в этом году праздник выпадет на субботу, так что пработать все рано нельзя — прим.) и не существует специальных торжественных церемоний, которые обязательно нужно исполнить в этот день. Нет для этого дня и особенных молитв. Большинство евреев стараются отметить Ту би-Шват поставив на стол семь видов плодов, которым славится Земли Израиля — пшеница, рожь, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики. В некоторых общинах на стол ставят 15, 30, 50 и даже 100 (!) видов плодов.
Примерно сто лет назад, когда евреи начали возвращаться на землю предков, в Стране Израиля появилась новая прекрасная традиция — сажать в Ту би-Шват деревья. Посадка дерева — это действие, посредством которого человек подражает Всевышнему и приближается к Нему: как Всевышний посадил райский сад, так и человек должен сажать сады. К сожаленью, говорить о посадке деревьев в Одессе эти дни не приходиться.
В Торе говорится, что человек похож на дерево и это сходство особенно заметно на духовном уровне. Дерево имеет корни, ствол, ветки, плоды или семена. Благодаря корням оно получает питание из земли, необходимое для жизни и опору против ветра. Корни — самый важный элемент жизнедеятельности для дерева, хотя листья также вносят свою лепту в питание дерева. Ствол и ветки образуют тело дерева, по ним можно видеть рост и развитие дерева. Но дерево достигает совершенства, только произведя потомство, давая плоды, семена, так как в них заложен потенциал продолжения вида, поколение за поколением.
Еврейский закон предписывает оберегать деревья не только в мирное время, но и во время войны, запрещая срубать фруктовые деревья даже для строительства осадных сооружений. «Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревьев его, поднимая на него топор, потому что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое - это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?» (Второзаконие 20:19).
Odessa Daily