В последний месяц уходящего года Интернет принес весть о «сенсационной» находке. В Одесском музее западного и восточного искусства обнаружено полотно Тициана «Портрет венецианского дожа». В сообщениях подлинность картины почти не подвергается сомнению, обозначена и стоимость шедевра – 200 миллионов долларов. По последним сведениям, с 25 по 28 декабря в Одесском музее состоялась выставка «одного шедевра». Правда, тот же источник сообщает, что картине предстоит путешествие в Италию, где и будет окончательно решен вопрос ее аутентичности Картина, вокруг которой возникло столько шума, имеет отношение и к нашему городу. В Одесский музей она попала из Эрмитажа. Редакция «Санкт-Петербургских ведомостей» сочла необходимым поинтересоваться, что думает о сенсационной находке ведущий научный сотрудник Эрмитажа, хранитель венецианской живописи XV – XVIII веков кандидат искусствоведения Ирина Артемьева. – Картина, о которой идет речь, была передана в Одесский музей из Эрмитажа (старый инв. № ГЭ 7385) в 1949 году как работа неизвестного венецианского художника. В Эрмитаж портрет поступил из частного собрания после революции. На обороте холста имеется старая надпись TIZIANO и этикетка, свидетельствующая о принадлежности работы собранию Валенти Гонзага. Портрет виден на картине Паоло Панини, изображающей галерею кардинала Валенти Гонзага, и фигурирует в инвентарных описях этого собрания (1756 и 1777 годов) как работа Тициана. Тем не менее возможность атрибуции «Портрета венецианского дожа» кисти Тициана следует категорически исключить. Картина из Одесского музея – копия с оригинала Якопо Тинторетто «Портрет Джироламо Приули», хранящегося в Детройтском институте искусств в США. Портрет был заказан дожем вскоре после его избрания в 1559 году. С официального портрета дожа изготавливались многочисленные копии (известно не менее трех). Как правило, они делались в мастерской автора оригинала. Одесская картина в лучшем случае может быть повторением мастерской Тинторетто. Тициан, несмотря на обязанность, налагаемую на него с 1516 года писать портрет каждого вновь избранного дожа, после 1555 года не писал портретов правителей Венеции. Последним был «Портрет Франческо Веньера». Он находится в Мадриде в собрании Тиссен-Борнемиса. С 1559 года официальным портретистом Республики св. Марка фактически стал Тинторетто. К сожалению, это уже не первый пример, когда в средствах массовой информации появляются сообщения об обнаружении «неизвестного шедевра Тициана». Шесть лет назад мир обошла новость о находке в Дальневосточном художественном музее картины Тициана «Ревекка у колодца», на деле никакого отношения к творчеству Тициана не имеющей. В том и другом случае авторство пытались установить с помощью рентгенограммы, как писали журналисты, «метода, точность которого ученые приравнивают к сопоставлению отпечатков пальцев». Можно понять желание коллекционера или музея обладать подлинником знаменитого живописца, но нельзя абсолютизировать результаты исследований живописи исключительно техническими методами. Они являются лишь подспорьем для выводов искусствоведов, которые должны быть основаны на глубоком и всестороннем знании исторических фактов, документов, связанных с творчеством художника, наконец, на многолетнем опыте непосредственного изучения многих работ того или иного живописца. Любая атрибуция должна быть подкреплена безупречной доказательной базой. Людмила Леусская Источник: Санкт-Петербургские ведомости