Odessa DailyМнения

«Тени забытых предков» - судьба, любовь, мистика…

Лилия Штекель

14 мая 2015 в 22:29
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

В Одессе теперь можно посмотреть "Тени забытых предков" - украинский театр осуществил постановку по давно ждавшей режиссера инсценировке...

«Тени забытых предков» - судьба, любовь, мистика…

Признаюсь, я недоверчиво отношусь к повторным экранизациям и инсценировкам известных классических произведений. Чаще – скептически, потому что очень трудно вытащить из хорошо всем известного текста что-то новое, искреннее, актуальное – то, что заинтересует нового зрителя и заставит снова заволноваться зрителя старого. И к тому же, у меня предвзятое отношение к студентам университета культуры под управлением Поплавского. Но вот уже второй раз в моей практике я сталкиваюсь с тем, что я напрасно так сложно отношусь к этому вузу – неважно, где учится талантливый человек, важно – как он учится, и что театральное общество получает по окончании вуза.

Одесский украинский театр имени Васылько покажет 23 мая уже третий премьерный спектакль «Тени забытых предков». 7 и 8 мая был аншлаг. И это - заслуженно.

Предпремьерный показ для коллектива театра и прессы показал, что театр получил в свой репертуар очень интересный спектакль – энергетически сильный, нервный, пронзительный. Те, кто будут искать сравнения с фильмом Сергея Параджанова, будут разочарованы. Этот спектакль - об ином. Не только о любви, которая спасает и губит, но, прежде всего, о той мистике, которой наполнены Карпаты. Михаил Коцюбинский подчеркивал в своей повести, что гуцулы – народ особенный, верящий в чудеса, в ворожбу, живущий по своим правилам. Мольфары и колдовские игры – часть быта гуцулов.

В 1969 году Василий Васылько, руководитель Одесского театра, сделал инсценировку повести Коцюбинского, где упор был на мистической составляющей повести. По версии Васылько, именно старые грехи предков не дают молодым и влюбленным друг в друга Маричке и Ивану соединиться в этой жизни. Поставить ее режиссер не успел, записи хранились в театре и ждали своего часа.

Молодой режиссер Иван Урывский, студент Киевского университета культуры (мастерская Нины Гусаковой) давно хотел поработать в нашем театре. Сначала странно было слышать на пресс-конференции это от очень молодого человека, но Урывский оказался опытным режиссером, он успел поставить чеховского «Дядю Ваню» и инсценировку повести Александра Куприна «Олеся» на сцене киевского театра «Золотые ворота», он был упрям и настойчив. Итог – великолепная работа с актерами и очень искренний спектакль.

Творческая мастерская «Зритель на сцене» - проект, требующий точной и чистой актерской работы, ведь зрители находятся в паре шагов от актеров. На показе «Теней…» мы сопереживали каждому слову, каждому жесту. Актеры работали так, что было страшно, выдержат ли совсем молодые Марина Климова и Константин Кириленко – исполнители главных ролей – это напряжение, которое заставляло быть их очень сильными… Выдержали. Иногда даже казалось, что опытная, мощная в своей красоте и внутренней силе Ирина Бессараб, сыгравшая Палагну, слишком профессиональна, холодновата, начинала играть и как будто сдерживала себя. А молодые актеры играли «на внутреннем космосе», как выразилась моя коллега. Играли, пропуская все через себя, вытаскивая из своего, не очень еще большого,  актерского багажа свою душу, отдавая ее нам. И, наверное, именно поэтому становилось по-настоящему страшно в сценах расставания Марички и Ивана, утопления Марички. И Бессараб потом подтянулась, вошла в эту мощную энергетическую реку… Очень сильная Татьяна Саковская в маленькой роли матери Ивана – короткие жесты, обреченный взгляд умирающей женщины, вера в проклятия предков, тоска. Рассказчик истории – Дывный в исполнении Владимира Романко – атмосфера спектакля создается во многом благодаря ему, его попаданию в текст, в образ.

Обязательно надо похвалить хореографа театра Павла Ивлюшкина, который в сотрудничестве с режиссером Урывским как будто расцвел заново – спектакль можно называть пластической драмой, если даже не будет звучать текст – движения актеров расскажут все сами…

Минимализм в декорациях и предметах помогает зрителю не рассредотачиваться на мелочах. Изобретательно были придуманы сцены похорон. Горы в зале – там пока некоторая невнятность, но в процессе работы над спектаклем все это наладится.

В общем, 23 мая и потом надо обязательно посмотреть это театральное чудо. 

Фото Татьяны Бербат

Лилия Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100