Odessa Daily Мнения
Своим путем
Odessa Daily
23 сентября 2013 в 13:58В Москве прошла 26-я Московская международная книжная выставка-ярмарка, в которой приняли участие более 1,2 тысяч экспонентов из 57 стран. Среди них был и автор из Молдовы, Сергей Ильченко с книгой: «Другим путем!».
Сергей Ильченко – о Москве, Молдове, марксизме и многом другом.
Первый вопрос: как выставка? Как Москва? Какие впечатления?
Выставка … большая. А интересного было немного, только переиздания. Запомнились «Одесские дачи» Жванецкого и репринты первых изданий Ильфа и Петрова, раньше я бы их себе взял, но уже несколько лет как перешел на электронные устройства. Может, скачаю при случае.
Что до новых книг, то ничего интересного для себя я там не увидел. Правда, посмотрел я где-то 1/8 выставленного, не более, поскольку был занят: выступал перед читателями, общался с издателем… Тем не менее, впечатление сложилось: российская книга как культурное явление обращена только в прошлое, причем, во всех смыслах. Исключением бывают только политические памфлеты на злобу дня, но они быстро утрачивают актуальность. А так, и пишущие, и читающие живут прошлым, и видят будущее как ремейк прошлого, а точнее – как ремейк старых мифов. Вот несколько фото со стенда «Книжного мира», где была и моя книга. Названия и темы говорят сами за себя, смесь обиды на весь мир с бредом величия…. А «Энциклопедия Сталина», признаюсь, просто убила. И ведь в таком духе, с некоторыми вариациями, была выдержана вся выставка: православие, самодержавие, СССР все виды тоски по прошлому, безо всякого просвета. Ощущение – как зале крематория, когда гроб уже готовят к спуску в топку, а покойничек лежит себе, такой красивый, намакияженный….
А что в Москве бросилось в глаза?
Ненормальные размеры органов безопасности. Заходишь в кассу, билет купить – а там, на входе в ряд - восемь молодцов в бронежилетах и с собаками. На каждом шагу какие-то секьюрити – непонятно чьи, но истекающие сознанием своей миссии, как тухлая рыба вонью. Город просто пропитан духом насилия. Вес отдельно взятого кулака уже в разы превышает суммарный вес всего Добра, которое там есть. НЕ удивительно, что даже у адекватных людей срывает крышу. Типичный москвич остался таким, каким и был: симпатичным, неглупым, радушным человеком – но это по отдельности. А все вместе - это что-то ужасное. Это порождает чувство полной беззащитности перед лицом полного беззакония, так, наверное, чувствовали себя те, кто оказался в чреве медного быка: жрецы ещё не развели огонь у него под брюхом, но перспективы уже понятны. Плюс мелкий криминал, с которым сталкиваешься постоянно, это уже такой, завершающий штрих. Впечатления на границе – отдельная тема….
Россияне сумели создать вокруг себя такую невыносимую обстановку, что им жизненно необходимы внешние враги. Иначе придется признать, что весь этот ад ими же и создан. Вот они и ищут врагов…
Мрачновато… А у нас что, лучше?
Ненамного, но… Вот в Украине - заметно лучше, я ехал через Киев, мог сравнить дух города там и там. Киев – обычный мегаполис, со всеми проблемами, но не более того. То есть, расслабляться не надо, но нет и ощущения вялотекущей гражданской войны. Наверное, дело в том, что ни у нас, ни в Украине нет ни газа на экспорт, ни пустующих территорий рядом с перенаселенными соседями. Нет повода день и ночь думать о том, что голодные орды хотят нас обобрать… Впрочем, этот страх тоже не сам по себе возник – его подсунули в общественное сознание, чтобы отвлечь от реальных проблем…. Причем, в Украине я тоже был по грустному поводу: участвовал в презентации доклада о милицейском произволе. Пытки, убийства, бандитизм – там это превратилось в рядовое явление. События во Врадиевке ничем не выдаются из общего ряда, они просто получили хорошую прессу. Действительность много страшнее. И, тем не менее, общество не утратило способности к сопротивлению, в нем есть воля к борьбе, есть вера, что борьба не безнадежна. Ну, а Молдова где-то посерединке – тут атмосфера хуже, чем в Украине, но лучше чем в России. С поправкой, конечно на бессарабский менталитет….
Но едут ведь в Россию?
Да. В поисках заработка. Но если где-то много платят, это не значит, что там хорошо живется.
Давай поговорим о твоей книге. О чем она? Почему она вышла в «Библиотеке профсоюзного активиста». Какое отношение ты имеешь к профсоюзам?
Я давно и плотно работаю с украинскими левыми – сам по взглядам левый, и мне с ними легко. В Украине левое движение сейчас на подъеме. В Молдове левых нет совсем. Все, без исключения, молдавские партии, называющие себя левыми, на самом деле правоконсервативные, такие правые, что правее – только стенка. Левые сегодня есть в Украине, есть в Казахстане, есть немного в России, но там их дожимают, очень силен полицейский пресс.
Книга родилась из статей, опубликованных на сайте украинского независимого профсоюза Захист Працi – Защита Труда. Я решил «перебрать» классический марксизм, как перебирают старый механизм: отмыть от застывшей смазки, удалить грязь, заменить негодные детали. И – затикало. Выстроилась довольно стройная теория, хорошо объясняющая нашу новейшую историю, место в мире и перспективы. Правда, картина получилась неприятная – но лучше уж знать суровую правду, чем тешить себя иллюзиями.
И каково же наше место в мире?
Мы, если говорить о бывшем СССР - безнадежная мировая периферия, ещё не вышедшая из феодализма. Вся история СССР – это история незадавшегося перехода России в капитализм. А «марксистско-ленинская» фразеология, ничего общего с настоящим марксизмом не имевшая, прикрывала довольно специфическое, но, несомненно, феодальное общество. Я назвал его «индустриальным феодализмом» и показал, что это именно феодализм. В силу экономической неэффективности он был лишен долговременных исторических перспектив, что и предрешило крах СССР. А то, что мы переживаем сейчас – это ещё одна попытка перевалить в полноразмерный капитализм.
Но наша отсталость и периферийность – только одна сторона вопроса. Сейчас вокруг марксизма идет ложная дискуссия: одни игроки говорят о желательности - и даже неизбежности - возрождения СССР, другие о том, что никакой альтернативы капитализму вовсе нет. При этом, и те, и другие сходятся на том, что в СССР «был социализм» – и этот посыл сразу заводит спор в тупик. Недаром версию о «социалистическом СССР» охотно поддерживают и откровенно правые и фальшивые «левые». Так вот, не было ещё социализма нигде. В классическом марксизме вообще нет ясного понимания того, каким может быть коммунизм и переходной к нему социализм – это совсем неразработанная область теории, которую в СССР попросту сфальсифицировали, объявив «социализмом» то, что было под рукой. Впрочем, и классики, начиная с Маркса, наворотили там кучу явных несообразностей. Разгребанию этого завала и посвящена большая часть книги. И достигнута определенная ясность: и с перспективами социализма и коммунизма, и с тем, что это, собственно, вообще такое – коммунизм. Ничего похожего на сытый «бесклассовый» рай, кстати. Очень динамичное и непростое общество, безусловно, классовое, несущее в себе серьезные классовые противоречия.
И все это следует из работ Маркса?
Да, при добросовестном их прочтении. И обоснованность марксова взгляда на Россию, который так любят называть «русофобским», подтверждается той ролью, которую сыграл СССР в судьбе мирового левого движения. Это отдельный привет от меня «имперским патриотам» зюгановского разлива.
Книга хорошо продавалась на выставке?
Средне. Хотя и лучше, чем я ожидал. Тема-то не в тренде. Вообще появление этой книги на бумаге уже само по себе чудо. Она крайне неудобна для всех. И для тех, кто кричит что «марксизм мертв», а капитализм вечен и ему нет альтернативы. И для ортодоксов, паразитирующих на тоске по «сытому СССР», и утверждающих что при Сталине как раз и был самый, что ни на есть, правильный «социализм». Спорить со мной предметно им трудно, так что сейчас главная тактика –замалчивание. Впрочем, кому надо – те уже прочли или читают. В основном, в Украине, большая часть тиража уйдет туда. Есть интерес в Латинской Америке, уже идет работа над переводом на испанский. Есть мысль перевести и на румынский, но нужен волонтер-переводчик.
А в Молдову книгу завезут?
Я привел десятка три экземпляров просто в сумке – по принципу «сколько унесу», но это скорее символический жест. В Молдове нет левых, для них нет социальной базы. Здесь нет пролетариата в его марксовом понимании . Только капитализм рождает марксов пролетариат, а здесь пока ещё нет капитализма.
А в Приднестровье?
Тем более нет. Это ещё более дремучий заповедник советского феодализма, чем даже Молдова. Я, право, не знаю, с кем там на такие темы вообще можно говорить.
Впрочем, я не вижу особой надобности продавать эти три десятка книг ни в Молдове, ни в Приднестровье. Я охотно пожертвовал бы их библиотекам, прежде всего – вузовским, в библиотеках книги живут долго и их читают. А те читатели, которым книга нужна в собственность, на рабочий стол, те могут скачать электронный вариант.
Он есть в сети?
Да, причем, это принципиальная позиция. Отрицание т.н. «интеллектуальной собственности» и борьба с ней – первый и важнейший шаг на пути к коммунизму, я это доказываю в книге. А поскольку я имею привычку честно пользоваться теми рецептами, которые рекомендую другим, то и книга уже есть в открытом доступе, на «Флибусте».
Почему возникла идея перевода на румынский язык?
Там уже есть капитализм, там есть пролетариат, есть боевые, деятельные профсоюзы. А значит, там есть потенциальная аудитория, готовая к её прочтению. Кстати, я думаю, что именно наличие профсоюзов, гражданского общества, способность румынских трудящихся отстаивать свои права и является причиной истерик наших политиков, возникающих при малейшем намеке на сближение с Румынией. Феодалы боятся капитализма, они понимают, что капитализм их сметет. Вот они и пытаются вбивать между нами клинья.
Ну, и последний вопрос – о планах…
О, планы амбициозны и огромны, хватило бы жизни. Во-первых, на подходе ещё одна книга. Окончательного названия пока нет, есть разрозненные куски рукописи и общие мысли. А предварительное название примерно такое: «Личность, Разум и Бог с точки зрения марксиста». Не знаю, когда её закончу, большой проект и сложный… Если года за два управлюсь, было бы отлично. Во-вторых, вот прямо сейчас, в эти дни, на основе теоретических построений, развитых в вышедшей книге, я пишу программу современной марксистской партии. В- третьих, тот теоретический костяк, который собран в книге – это только скелет. А для создания полноценной теории, адекватно отражающей современный мир, предстоит ещё проделать огромный объем работы по частным вопросам. Соотношение того, что сделано и того, что предстоит сделать, примерно как между Коммунистическим Манифестом и всем наследием Маркса и Энгельса. По сути, моя работа и есть Коммунистический Манифест, приведенный в соответствие с реалиями современного мира. Наконец, и от текущей журналисткой работы, которой я, собственно, и зарабатываю на жизнь, меня никто не освободит. Книги и теория – это всё для души, они не кормят… Впрочем, оно и к лучшему – я ничем не стеснен, пишу, как дышу.
Ты не боишься, что это интервью породит волну ….
Пены в мой адрес? Не боюсь, наоборот – мне даже интересна реакция на него. Чистый интерес социолога. Мой прогноз – скорее нет, чем да. Такая дискуссия слишком сложна для нынешней Молдовы. Даже ругань в мой адрес по такому трудно постижимому поводу – уже почти непосильна для интеллекта для вероятных критиков. Так что, думаю, ничего не будет. Нет здесь противников моей весовой категории. Хотя, повторяю, мне интересно – а вдруг? Это было бы хоть какое-то развлечение …. Но не более. Я иду своим путем, и уверен, что иду правильно.
Odessa Daily

Украинская культура в удушающих объятиях украинизации и политическая конъюнктура. Часть первая
Аренда комнат длительно 3000 грн в месяц
Леонид Штекель: Майдан и философия большевизма
Леонид Штекель: Украина: постколониальная или постсоветская страна?
Леонид Штекель: Закон воинствующего убожества - не могу молчать!
Леонид Штекель: Как «профессиональными стандартами журналистики» душили свободу слова
Леонид Штекель: О реванше «мэрской мафии» или как остановить партию «Доверяй делам»?
Леонид Штекель: О 150 мудрых левых интеллектуалах. Плачь!
Одесситы едут поддержать народного мэра Конотопа - Артёма Семенихина.
