Odessa Daily Бизнес
Ставка на зерно: Одесса стремится в ТОП 5 крупнейших зерновых гаваней Европы
Odessa Daily
26 октября 2014 в 08:57Перевалка зерна в Одесском порту за последние четыре года выросла почти в три раза. Но такой стремительный рост уже столкнулся с проблемой пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Что сдерживает Одессу на пути к ТОП 5 крупнейших зерновых портов Европы
Перевалка зерна в Одесском порту стремительно растет. Если в 2010 году на экспорт ушло 2,4 млн тонн, то в 2013-м в два раза больше – 5 млн тонн. Текущий же год, несмотря на войну, станет для порта рекордным. За девять месяцев перевалка зерна увеличилась еще на 41 процент относительно прошлогоднего аналогичного периода и составила 4,2 млн тонн.
Одесский морской порт делает сознательный выбор в пользу перевалки зерна, объявив это одним из приоритетных направлений своего дальнейшего развития – наравне с обработкой контейнеров, нефтепродуктов и развитием пассажирских круизов. Об этом заявил начальник администрации порта Михаил Соколов. В течение только ближайших пяти лет планируется привлечь порядка 12 млрд грн инвестиционных средств, среди которых – немалая доля "зерновых" вложений.
Рациональное зерно Администрация Одесского порта и стивидорные компании разработали программу по наращиванию зерноперевалочных мощностей, в результате чего соответствующие показатели должны превысить 12,5 млн тонн в год. Это позволит Одессе войти в клуб крупнейших зерновых портов Европы. В этом году это звание останется за румынской Констанцей, где ожидается перевалка выше прошлогодних 15,3 млн. тонн. Для сравнения, через Руан, главный экспортный порт Франции, в 2013 году было перевалено 7,3 млн. т.
"В своем решении развивать зерновое направление мы базировались на ряде глобальных показателей, – заявил в эксклюзивном интервью Центру транспортных стратегий заместитель начальника администрации порта Руслан Сахаутдинов. – Это, во-первых, неуклонный рост населения планеты и, соответственно, объемов потребления продовольствия. С другой стороны – это низкая, по сравнению со странами с развитым сельским хозяйством, норма урожайности украинских земельных угодий, в пересчете на один гектар. На протяжении последних лет она демонстрирует устойчивый рост: только в текущем году этот показатель составил 36,9 центнеров с гектара, против 34,5 в 2013 году. В-третьих, Украина вошла в тройку крупнейших экспортеров зерна в мире, а наш годовой урожай, согласно прогнозам, в течение ближайших десяти лет вырастет до 80-90 млн тонн".
За девять месяцев текущего года в Одесском порту обработано более 4,2 млн тонн зерновых грузов, что на 41% больше показателей аналогичного периода 2013 года. Доля стивидорных компаний порта сегодня составляет пятую часть среди объема зерновой перевалки всех морских гаваней страны.
В порту сейчас реализуются два проекта, направленные на увеличение мощностей по перевалке зерна. Один проект – строительство причала № 1-з с зерноперевалочным комплексом мощностью 4 млн тонн. Общий объем инвестиций – 1,2 млрд гривен., в т.ч. 860 млн грн. средств инвестора – компании "Бруклин-Киев". Второй проект – комплекс в тылу причала №4. Мощность терминала – 3,2 млн тонн. Объем инвестиций – 1,2 млрд гривен. Инвестор – компания "Олимпекс-Купе".
"Кроме того, планируется реконструкция причала №7 – с целью сооружения еще одного элеватора в его тылу. На данный момент мы находимся на этапе выбора организации по проектированию реконструкции", – говорит Руслан Сахаутдинов.
Тернии на пути Вместе с тем, вопрос во многом "упирается" в развитие внутренней железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. По утверждению специалистов порта, сегодня основная проблема заключается в состоянии и пропускной способности припортовых ж-д-станций, дефиците вагонов-зерновозов и недостатке современного оборудования. Объекты инфраструктуры нуждаются в привлечении инвестиций.
"Ожидаемый рост перерабатывающей способности терминалов в ближайшие несколько лет ставит серьезный вопрос по поводу соответствия пропускной способности станции "Одесса-порт". Наши операционные подразделения внесли ряд предложений, в том числе, по развитию путевого хозяйства и самой "архитектуры" станции – для увеличения ее пропускной способности", – отметил заместитель начальника администрации Одесского морского порта. В то же время, он подчеркнул, что значительный – и пока неиспользованный – резерв заложен не столько в техническом состоянии и параметрах инфраструктуры, сколько в технологическом процессе обработки поездов, в том числе – в документарной части этого процесса. "Мы уже проводили практический эксперимент, у нас есть конкретный план, благодаря которому мы можем разгрузить железнодорожную инфраструктуру", – уверен Руслан Сахаутдинов.
По данным ЦТС-Консалтинг, экпорт зерна по железной дороге через Одесский порт за 9 месяцев 2014 года составил 3,7 млн тонн, что на 21 процент больше показателей аналогичного периода прошлого года. Для сравнения, за весь 2010 год железной дорогой в порт было доставлено только 2 млн тонн зерна, в 2011 году - 2,6 млн тонн.
Здесь уместно вспомнить о том, что в конце 2013 года первый заместитель начальника Одесской железной дороги (ОЖД) Григорий Бойко рассказал о новом подходе к вопросу увеличения пропускной способности станции "Одесса-порт", который заключался в формировании поездов на дальних подходах – с подборкой по соответствующим комплексам и причалам.
Однако 2014 год, наряду с ростом урожая, "порадовал" и несколько иными новостями. В начале октября Европейская бизнес-ассоциация (ЕБА) заявила о тотальных проверках экспорта зерновых и масличных культур в Одесском порту государственными органами. В заявлении говорилось о невозможности свободного перемещения, вплоть до остановки, зерновых и масличных грузов, а также о том, что "проверяющие вышли за рамки предмета проверок". Коррупция и государственная зарегулированность рискуют стать еще одним важным препятствием на пути бизнеса по развитию перевалки в порту.
Сергей Ляликов, ЦТС
Источник: cfts.org.ua
Odessa Daily
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален