Odessa Daily Афиша Одессы
«Сталинградом» по Оскару или история грандиозного поражения
Ирина Лобусова
18 октября 2013 в 14:32Вне всяких сомнений, премьера российского блокбастера «Сталинград» стала самым ожидаемым кинособытием нынешней осени. Еще до появления фильма в прокате ему предсказывали грандиозное будущее. Но едва прошли первые премьеры и в России, и в Украине, как замолчали даже самые преданные поклонники российского кино, поющие дифирамбы кинопрокату РФ по поводу и без повода.

Тон рецензий изменился мгновенно. А пользователи Интернета уверенно отдали пальму первенства рецензии одного из российских Интернет- изданий под названием: «Сталинград: не поощряйте дегенератов рублем».
С каким пафосом, с какой пресловутой советской напыщенностью устраивались грандиозные премьерные показы с присутствием городских властей, стремящихся при любом поводе покрасоваться перед камерами! Ветеранов сгоняли в кино, как на ленинский субботник. Не разобравшись же в происходящем, властьимущие бравировали трубными речитативами, даже не понимая, на каком фоне будет звучать их речь.
Поскорее стремясь разобраться в происходящем, автор этих строк из принципа отказалась смотреть киноэпопею, претендующую на «Оскар», по Интернету, и, честно купив билет, отправилась в кинотеатр «Родина» на сеанс.
Несмотря на весьма поздний вечер, количество людей в зале зашкаливало- что немудрено, учитывая широкую рекламу фильма, а так же огромный интерес к военной теме. Для страны, пережившей такую страшную войну, тема ВОВ всегда будет топ- темой номер один, интересной для всех поколений, без разницы. Люди очень любят военные фильмы. Именно поэтому фильм о Сталинграде заранее был обречен на финансовый успех.
Тем более, что даже мало знакомые с историей прекрасно знают о значении Сталинградской битвы, о переломном, историческом смысле этого сражения для хода всей войны.
Чтобы увеличить финансовые потоки от проката, создатели фильма решили демонстрировать свой блокбастер в 3Д. Очевидно, расчет был на заранее разрекламированные спецэффекты, которые делались в Голливуде. Весь бюджет фильма потянул на 30 миллионов долларов. Предвкушая великую баталию, которая вот- вот развернется в 3Д на экране, автор заняла свое место в зале. А дальше…
Забегу вперед и скажу: в момент выхода из зала мною глубоко и серьезно владели два чувства. Первое: глубочайшее разочарование. И второе: какое- то злое отвращение, хотя прекрасно понималось, что на людей, и так обделенных всем, чем угодно ( умом, талантом, вкусом, порядочностью, стилем, элементарной грамотностью), злиться не стоит.
Разочарование было потому, что никакой битвы за Сталинград на экране не было. Ее вообще не было в этом «шедевре» - ни военной операции, ни масштабных боевых сцен, ни исторической правды. Вообще ничего. Все спецэффекты сводились к штукатурке, убого осыпающейся в искусственных развалинах по поводу и без повода, и так достающей своей серой однообразной убогостью, что от нее просто стала болеть голова. Нудно, серо, не связно, бессмысленно, и очень, ну очень скучно- и так целых 2,5 часа.
Кадры землетрясения в Японии претендовали, вроде бы, на эффектное начало. Хотя полное отсутствие логической сюжетной связки с переходом к Сталинграду 42 года превратило этот сюжетный ход в избитый анекдот про мухи и котлеты. То есть в анекдоте речь идет о мухах и котлетах, которые должны быть раздельны. Но они же упоминаются друг за другом в этом анекдоте! Значит, мухи и котлеты можно соединить: сначала о мухах, потом переходим к котлетам. Сначала про землетрясение в Японии в 21 веке, а затем- воюющий Сталинград, 1942 год.
Вы спросите- где логика? А ее вообще не надо искать в этом фильме. Ее там просто нет.
Дальше- больше. Не знаю, как реагировали зрители в других городах, но Одесса есть Одесса. Когда прозвучала пресловутая фраза начала фильма « у меня было 5 отцов», сзади, с чисто одесским акцентом, прозвучало- « а шо так мало? Даешь больше!».
Несмотря на юмор в зале, фраза все- таки оставила неприятный осадок. Не открою бином Ньютона, если повторю всем избитую истину: отец бывает ОДИН. Только ОДИН, и никогда- больше. Для тех же, у кого очень хороший отец, кто любит своего отца, фраза о пяти вариантах папаши ( не путать со знаменитой французской комедией, там- то как раз было все гениально), звучит как- то пошловато, мерзко и неприятно. Сложно, честно говоря, ее понять ( ну представьте себе противоположный вариант- «пять матерей». Сразу ясно- тот, кто способен высказать подобное, просто дебил). Тем более, что логической связки с 5- ю отцами тоже не последовало. Вообще- никак.
Хаотично разрозненные боевые сцены ( чего только стоила сцена с горящими солдатами- в зале звучат просто откровенный смех), отсутствие логики, и такие военные вылазки, от которых перевернулся бы в гробу самый бездарный офицер… Очень скоро, уже через полчаса, стало ясно, что в «военных» сценах с дико орущими, выбегающими из дома, а потом забегающими обратно в дом русскими солдатами смысла искать тоже не стоит. Его просто нет.
И почему немцы тупо стоят и смотрят на выбегающих из дома русских, вместо того, чтобы занять этот военный объект, тоже понимать не стоит. Захочется понимать- тут же начнешь мучиться желанием вообще выйти из зала. А выходить из зала ни в коем случае нельзя! Иначе можно пропустить самое главное. Но об этом- чуть позже.
В самом начале рекламной компании акцент делался на то, что главным в фильме являются не военные сцены ( то есть их не будет в фильме, этих военных сцен), а любовная линия.
Так вот: разочарую сразу- никак любовных линий в фильме нет. По замыслу, их должно было быть две. Но не получилось ни одной.
«Любовная» линия некой Маши с немецким офицером у людей, знающих историю войны, вызывает просто дикое, физиологическое отвращение на генетическом уровне. Насколько же надо не уважать женщин, переживших эту войну, вне зависимости от национальности, чтобы изображать в виде безмозглой, бессловесной твари, живущий самыми примитивными инстинктами, способной на все ради банки тушенки.
Существо по имени Маша ведет себя в фильме так, что когда ее справедливо настигает пуля красноармейца, в зале… раздаются аплодисменты! Ну просто нет никаких сил смотреть на столь жалко- бездарные режиссерские потуги изобразить что- то, чего еще не было, хотя на самом деле все уже было. Но для изобретений нужен вкус и талант. Создатели же фильма не имеют ни того, ни другого.
В результате вместо любовной истории получилось жалкое глумление, сопровождаемое абсолютно дебильным текстом.
Спалив живьем женщину с ребенком, немецкий офицер бежит к Маше и жалуется на жизнь. « Я тевтонский рыцарь, потомок благородных крестоносцев. А вы превратили меня в скотину, - кричит немец, - Вы воюете как бандиты, как скоты, вы бьете ножом в спину. Вы воюете не ради победы, а ради мести».
Конечно же, русские ( впрочем, и все остальные национальности тоже) не способны оценить «благородный поступок» тевтонского рыцаря, ради победы спалившего заживо мирную женщину с ребенком. Конечно, Маша старается успокоить немца, как может. Ну, все уже догадались, как. Не хватает только аплодисментов его воинской доблести в войне с мирным населением. Но и они не за горами.
Эротика в фильме тоже присутствует- «антикварными труселями», как выразился автор популярной рецензии. Только вот почему- то удивительно белоснежными и целыми- для воюющего Сталинграда.
Конечно же, следуя по избитому советскому пути, Бондарчук никак не мог обойтись без показа карательной немецкой акции в виде сожжения живьем мирного населения. Только выглядит это тоже избито и убого.
Собрав мирных жителей на карательную акцию за то, что русские из окон осажденного дома выбрасывают трупы немецких солдат, генерал прохаживается под ручку с Машиным «героем- любовником», и вдруг видит женщину с черными волосами. Ну, это так было задумано. На самом деле черные волосы были почти у всех. Ткнув пальцем « ты еврейка», немец велит затащить ее вместе с дочерью в автобус, заколотить досками и сжечь заживо.
Трагично? Очень! Но только не у Бондарчука. Потому, что от тошнотворной избитости этого сценарного хода просто захватывает дух! Как будто ни Бондарчук, ни создатели фильма не знают, что еврейки бывают и с другим цветом волос. И что весьма странно среди 20 жителей, постоянно живущих рядом с немцами, не удалось разглядеть «еврейку» раньше. Просто надо было обязательно добавить еврейскую тему ( иначе Америка не поймет) – и все это сделали просто так, чтобы было.
Прямо злость берет: как величайшую трагедию человечества, о которой нельзя говорить без горечи и содрогания, удалось превратить в дешевую избитую жвачку, набившую оскомину своей пошлостью. Жвачка длится и дальше- все русские вылетают из дома с дикими воплями, немцы тупо стоят, а немец идет заниматься сексом ( то есть сначала жаловаться на нехороших русских, которые ничего не понимают в методах войны тевтонских рыцарей) с существом Машей.
Любовная история номер два- с девушкой Катей, которую прячут в осажденном доме 5 русских солдат. До конца фильма пыталась разобраться в цели, с которой 5 солдат находятся в осажденном доме ( с учетом их весьма странных действий)- но так и не разобралась. Воюют они, оказывается, не за Родину, не за свою жизнь, а за девушку Катю. Эту « любовную линию» можно кратко охарактеризовать фразой из фильма – « я люблю тебя целых два дня». Всё. Лучше не скажешь. Как говорится, «глубина» Бондарчука просто зашкаливает.
Гибель русских тоже оставляет некое недоумение. В результате в конце фильма оказывается, что все это время у них была налажена связь со штабом, и в любой момент они могли вызвать против немцев подкрепление. Вопрос риторический: а нельзя было сообщить координаты дома и вызвать подкрепление раньше, чтобы разбомбить базу немцев в самом начале? Без глупой гибели, вызвав огонь на себя?
Но логика- это к другим режиссерам. Бондарчук ею не страдает. Ему и без того хорошо. Ведь для зрителей им приготовлен самый главный «перл» фильма.
Впрочем, сам текст фильма- сплошные комедийные перлы: офицер рабоче- крестьянской армии, в СССР придурков нет, а есть душевнобольные, я люблю тебя целых 2 дня, воевать буду только в русской части, поэтому идите и ищите мне русскую часть, и т.д.
Но все это меркнет по сравнению с главным! Итак, читатели, приготовьтесь. Сейчас дословно я процитирую отрывок из фильма ( я запомнила его наизусть) – речь немецкого офицера, обращенную к немецким солдатам перед боем. Солдат он отправляет на штурм дома, в котором засели русские.
« С нами Бог! А Бог- это Адольф Гитлер. Ради чего все это, ради чего мы прошли столько миль? Наша главная цель, и главная цель Гитлера- это Индия. А в Индии живут бабы с шестью руками! Вы представляете, что они могут делать своими шестью руками? Неужели вы не хотите такую индийскую бабу? Тогда вперед, идем в Индию!»
Нет, дорогие мои читатели, со мной все в порядке: температура нормальная, и пила я только чай ( причем без сахара).
Это дословная цитата. Именно с такой речью обратился к солдатам вермахта герой Бондарчука. Как выразилось одно из российских изданий, водка с коньяком тут уже не проходит. Это- кокаин. Чистейший белый кокаин. Тот самый, что так любят в дорогих московских ночных клубах ( может, в клубах даже собственности Бондарчука).
Представляете себе такое «откровение»? Можно интересоваться историей, посмотреть все фильмы о войне, и не знать, что главной целью Гитлера, оказывается, была…Индия! То есть бабы с шестью руками. А путь в Индию лежит только через Волгу, исключительно через Сталинград. Иначе- просто никак.
От подобного хочется сначала смеяться, а потом… Нет, этот фильм получился не о войне. Не о Сталинграде. Не о героизме. Не о победе. Этот фильм- о чудовищно прогнившем мире богатых бездарностей, где залп из пушек Сталинградской битвы ничто по сравнению с мощностью доллара, перед которым падет в 21 веке любой Сталинград.
Что тут добавить? Пожалуй, и так все ясно. Лучше, чем выразились в России, не скажешь: « не стоит поощрять дегенератов рублем». Честное слово, они того не стоят.
Ирина Лобусова
Ирина Лобусова