Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.
Пришла со спектакля «Моя Марусечка» по повести Александры Васильевой - режиссер Мария Брусникина, театр «Et Сetera» - и плачу. Не могу остановиться. Плачу и плачу. Плачу вместе с актрисами, игравшими на сцене, и вместе со зрителями, не сдерживавшими слез. Плачу по Марусе.
Маруся - простой обычный ангел. Ангелы не всегда знают, что они ангелы. Или, может быть, Маруся была святой человек. Окружающие чувствуют их внутреннее сияние и тянутся к ним. Мария Христофоровна, прожившая тихую и незаметную жизнь на окраине города, проработавшая всю жизнь уборщицей в рыбном магазине, воспитавшая сына умершей сестры, постоянно помогавшая людям просто так, не умевшая зарабатывать и «крутиться», переживавшая за всех, «мучавшаяся разными событиями, потому что живая была» - была простой русской женщиной. Разве о таких пишут пьесы и ставят спектакли? Она ведь - одна из тысяч, она - такая, как все! Такая, но не такая... Судьба этой героини так проста и трогательна, что зрители уходят из зала потрясенными.
«Мама! Ты знаешь, что наделала эта Дуся? Она умерла!..»
Пять Марусь на сцене театра. Все они очень разные, все показывают нам разную Марусю. Мы увидели Марусю то молодой и беззаботной, то пожилой, но не постаревшей душой, бесстрашно и безрассудно разнимающей драку пьяных парней, ожидающей из тюрьмы своего сына-племянника Митю, поющей народные песни и фрагменты оперных арий, радующейся солнцу и страдающей от тоски, разговаривающей с радио и с иконами в углу комнатки. Пять Марусь, одетых в разные платья светло-серого цвета, цвета тусклого серебра или цвета отбеленного холста, как пять подруг, как пять душ, как будто они все откуда-то оттуда, где уже не нужны будут яркие разноцветные фасонистые платья, там это уже неважно, там в человеческой памяти все сливается в светлое сияние...
Пишу об оперных ариях, вспоминаю сегодняшний кусочек из Беллиниевой «Нормы», и слезы подступают опять. Так светло звучали женские голоса... Так улетали... И души наши парили под потолком зрительного зала... Мы становились лучше в тот миг. Лучше и чище.
Это правда, что у каждого из нас есть своя Маруся. «Меня Маруся очень любила...» Вспомните, ведь были и есть рядом с вами люди, о которых вы можете так сказать...
«Пусть будет все на свете. Дождь перестанет. Засветит солнце. Трактористы вернутся домой. Сольют воду из озера и дадут выкопать Дусю и маму. Продвинется очередь на уголь, хорошо бы тонны две отпустили, сразу на два года. Пусть уродится смородина, в прошлом году на базарчике на остановке хорошо разбирали смородину стаканами... Но Митя там, и ничего не надо...»
Режиссеру спектакля удалось соединить несоединимое. Целая повесть прочитывается изящно и без надрыва. «Высокое» легко сочетается с «низким», как обычно и бывает в жизни. Только что говорила Маруся о селедке, какая она вкусная, с маслом, с маслинками... И в зале прямо запахло свеженарезанной селедкой. А вот уже Маруся рассказывает о том, как Брежнев (тот самый) кладбище затопил, и теперь над могилками рыбы плавают, парни с девушками на лодках катаются. И о боге, который приснился ей, поговорил с ней и с Митей во сне, и после этого наказал носить коробку, большую, картонную, и не опускать на землю, а в коробке - ее горе...
Ничего лишнего, наносного. Так же просто и скромно, как и платья, выглядит внешне все театральное действо. Но когда вы погрузитесь в этот спектакль, вы станете ловить каждое слово, вглядываться в лица, увидите, как они прекрасны, и вам не будет скучно. В спектакле все очень живое
Очень трогает сцена, когда Маруся, Мария Христофоровна, приплывает на лодке на затопленное кладбище к покойным маме и сестре и предупреждает их, что сосед Максим умер, скоро будет с ними (на погосте), но ему верить нельзя, и если он расскажет, что Митя в тюрьме, то это не так, это не он в тюрьме, а другой. А наш Митя - он хороший! В это время актриса раздвигает руками песок, а под ним зеркальный пол - как вода, как отражение души, как тайна жизни...
Погибла Маруся, разнимая дравшихся возле ледяной горки школьников. Один мальчик наехал с горки на Марусю, она упала, ударилась головой и умерла. Сказала об это одна из Марусь, и мы все застыли от горя. «Не сразу умерла, еще пожила три недели», - то ли не желая сильно расстраивать зрителей, то ли извиняясь за то, что все начинают плакать по Марусе, смущенно улыбаясь, сказала другая Маруся... И коробку-то (помните ту коробку с горем из сна?) уже поставить можно - дождь закончился, сухо уже.
И так весь спектакль - Маруси передают текст как эстафетную палочку, меняя наше отношение к ситуации, к себе и друг к другу. Передают текст, передают свои чувства, свою любовь. У Маруси был изумительный талант - умение любить, любить бескорыстно, прощать, быть гордой в своей любви.
Так просто рассказать о таких сложных вещах... Великолепный спектакль! Огромное эстетическое наслаждение... Море слез... Хороших слез, омывающих душу. Прощай, Маруся! Я постараюсь перестать плакать. Пойду приготовлю что-нибудь вкусное, чтобы помянуть Марусю, она любила вкусно приготовить и угостить...
«Маруся, я все помню. Твою перетертую фасоль, твой суп из куриных шеек, твою кабачковую икру, пирожки с творогом, салатики, хлеб с маслицем, чай с раздавленной вишенкой, яблочную бражечку, чесночок с уксусом, жареного карпа, еврейскую щуку, твою манеру резать селедку, твой покрытый выцветшей клеенкой столик...»
Марусечка... Не забуду...
Театральный фестиваль «Встречи в Одессе», спектакль «Моя Марусечка», театр «Et Сetera» (Москва), режиссер и автор инсценировки Мария Брусникина, в ролях Маруси: Антонина Березка, Наталья Житкова, Анастасия Попова, Анжела Белянская и Мария Скосырева.