Odessa DailyНаш читальный зал

Софья Ковалевская

trudyvl11

1 марта 2011 в 16:27

sofia-kovalevskaya«Что женщина может понимать в математике? Обучать ее интегралам - пустая трата времени. Это все равно, как женщина за рулем - обезьяна с гранатой! Неизвестно, в какую сторону бросит» - скажут многие скептики даже сейчас, в 21 веке. И будут совершенно неправы. Уже доказано: большинство женщин - дисциплинированные, примерные водители. И точно также блестяще способны разобраться в сложных математических вычислениях, необходимых не только для повседневной жизни, но и для серьезного бизнеса. Женский ум обладает огромной логикой, цепкой наблюдательностью и редкой проницательностью. Все это, направленное на бытовые мелочи, способно поражать в обыкновенных житейских обстоятельствах. А если эти качества тренированы, развиты, да еще сильны от природы... Тогда их обладательница способна достичь небывалых высот в чем угодно - даже в точных науках.

Школьный учитель Иосиф Малевич стоял в гостиной загородного имения перед хозяйкой дома. Дама, лежа на диване, пыталась имитировать мигрень. Мигрень получалась плохо, и дама злилась. К тому же, школьный учитель действовал ей на нервы.
- А я вам говорю, что для восьмилетнего ребенка способности Сони феноменальны!, – в который раз повторил учитель, - в это сложно поверить, но знаете, что она пыталась сделать в детской? Стены в комнаты были оклеены напечатанной в журнале лекцией профессора Остроградского об интегральном исчислении. И Соня совершенно правильно нашла порядок, в котором интегралы должны следовать друг за другом! Она сделала это сама. Можете мне поверить, мы не изучали с ней интегралы.  У этого ребенка невероятные способности. Талант девочки нужно развивать.
- Ах, оставьте меня в покое с этими глупостями! Какие способности? Что развивать? Соня совершенно не умеет себя вести. Из нее нужно воспитать  светскую барышню. Ей же придется появляться в свете! А если вы будете забивать ей голову всякой ерундой, то воспитаете из нее синий чулок, который не сумеет найти себе мужа! Девушке достаточно одной премудрости: выгодно выйти замуж. А все остальное - просто трата времени, и ничего больше...
- Но девочку необходимо серьезно учить математике!
- Ах, да учите ее чему хотите, мне-то что! Все равно все это в жизни  ей совершенно не пригодится. И вообще - я устала.Оставьте меня в покое.
Так было получено небрежное разрешение расширить домашнее образование Сони Круковской, второй дочери зажиточного генерала Василия Корвин-Круковского, видного представителя знатного российского дворянства, которому не было никакого дела до того, что его вторая дочь вместо азов воспитания светской барышни постигает науку о числах: арифметику, алгебру по двухтомнику Бурдона, геометрию, стереометрию и изучение фигур в пространстве. Это было невероятно и просто немыслимо. Светские барышни и слово такое не могли выговорить - алгебра. И только дядя Сони, Петр Васильевич, обнаружив проницательный, логический ум девочки, долгими часами беседовал с ней о тех временах, когда был студентом и увлекался наукой. Долгими зимними вечерами они беседовали о науке древней и прекрасной, и беседы эти отложили отпечаток на всю дальнейшую жизнь маленькой Сони. Надо сказать, очень интересную жизнь.
Феномен этой женщины не перестает удивлять до сих пор. Софья Ковалевская стала одной из самых знаменитых женщин в мире не только  потому, что была первой. Первая женщина-профессор, известный математик, человек выдающихся способностей. Все это, разумеется, верно также, как и то, что именно Софье Ковалевской удалось сломать веками царящий в обществе стереотип о том, что место женщины только на кухне.  Опровергнуть мнение о том, что умная женщина всегда несчастна. Она была умной, но прожила счастливую жизнь.
Нет в мире университета, где на математическом факультете не изучают ее труды, не упоминают ее имя. Разумеется, с восхищением, как она того и заслуживает. Софья Ковалевская совершила почти невероятное: она изменила отношение к женщинам в мире. Именно после истории ее жизни во многих университетах мира позволили обучаться женщинам. Особенно на факультетах, связанных с точными науками.
Софья Ковалевская родилась 3 января 1850 года в Москве. Отец ее, Василий Корвин-Круковский, был генералом, занимал должность начальника арсенала, затем вышел в отставку. Семья жила в двух местах: в Москве и в имении Талибино в Витебской губернии. Девочка сочетала в себе три крови, три национальности: русскую, польскую и цыганскую: дед ее, российский дворянин, женился на цыганке. Именно от своей бабушки Соня унаследовала любовь к свободе, неумение подчиняться общепринятым обычаям, свободный, вольный, горячий нрав, а также - способность логически мыслить. Она была резвым, веселым ребенком, но в то же время - рассудительным не по годам.
Соня была нелюбимым  ребенком. Старшая сестра ее Анюта была избалована как любимица семьи. Анюта действительно была очень красива и кокетлива. После Анюты родители хотели сына, но родилась девочка - Соня, и отец с матерью так и не сумели скрыть свое разочарование. Отец не замечал свою вторую дочь, не мог ей простить того, что она - не мальчик. Знал бы он, что нелюбимая девочка переплюнет большинство мальчиков и войдет в историю... Но знать об этом он не мог. Оттого и не замечал Соню. Третьим ребенком был долгожданный мальчик - Федор. С сыном носились, разумеется, все, как с будущим наследником, предрекая ему большое будущее. Будущее у Федора, кстати, стало самым обыкновенным - он стал обычным сельским помещиком. Для образования детей была нанята англичанка Маргарита Смит. Очень скоро учительница поняла, что Анюта желает только наряжаться и кокетничать, а Федор к занятиям вообще не способен. Единственной ученицей, таким образом, стала Соня, и все усилия англичанки были направлены на нее. Вторым учителем стал Иосиф Малевич, опытный домашний педагог. Именно он разглядел в Соне феноменальные способности к математике и сумел их развить. Именно Малевич убедил родителей Сони позволить девочке учиться дальше.
Уступили родители только потому, что Соня была полной противоположностью сестры. Не желала думать о нарядах и кавалерах, ездить на балы. Высказывания ее часто ставили в тупик, а математические книги, которыми была завалена ее комната, попросту пугали.
Софью отправили в Петербург, и для занятий с ней пригласили университетских преподавателей. Узнав, что в 14 лет без чьей-либо помощи девочка сумела воссоздать тригонометрические формулы, известный в то время профессор Тырнов назвал ее вторым Паскалем, и предсказал, что она прославит науку. Физику, тригонометрию, математику она изучала у известного педагога Странолюбского.
В 1863 году при Мариинской женской гимназии открыли педагогические курсы. На них было 2 факультета: математический и словесный. Чтобы женщина могла их посещать, требовалось (прямо как в арабском мире)  разрешение отца или мужа. Отец Сони разрешение не дал. Это был неслыханный скандал - ученая дочь. Позор для всей семьи! Тогда Соня решила выйти замуж - фиктивно. Она познакомилась с ученым - палеонтологом Владимиром Ковалевским, который горячо сочувствовал талантливой девушке. В сентябре 1868 года Софья выходит замуж. И, конечно же, начинает учиться.
Вначале это был фиктивный брак. Софья вышла замуж только ради того, чтобы всецело посвятить себя науке. Но очень скоро влюбилась в своего мужа - прекрасного, доброго человека. Брак стал настоящим, и, мало того, невероятно счастливым.
Софья решает поступить в Петербурге в университет. Женщинам (даже с разрешением мужа) посещать лекции и учиться в университете было категорически запрещено. На лекции записывается Владимир, но тайно их посещает Софья. Вскоре «конспирация» раскрылась. Скандал был ужасен. Супругам едва не грозил арест. И Ковалевские уезжают за границу - в Германию. В Гейдельберге Софья подает документы в университет. Комиссия в шоке - женщина желает учиться математике. Но все-таки Софье разрешают заниматься в университете. И она сразу же начинает заниматься научной работой.
Весной 1874 года Ковалевская защищает докторскую диссертацию. Она  исследует теорию дифференциальных уравнений в частных производных. Теорема «Коши-Ковалевской» входит во все основные курсы математического анализа. Совет Геттингенского университета присудил Ковалевской степень доктора философии и математики.
В 1878 году у Софьи рождается дочь. Софья Ковалевская становится знаменитой. Она читает лекции в Лондоне, Париже, Цюрихе, Стокгольме, занимается научной работой.
20 июня 1884 года Софья Ковалевская назначается штатным профессором Стокгольмского университета. В то время она решает сложнейшую задачу о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки, которая сводится к интегрированию системы уравнений. В декабре 1888 года Парижская академия наук извещает о том, что Софье Ковалевской присуждена почетная премия Бордена. Кроме того, она получает премию Шведской академии наук.
Дальше в жизни знаменитого ученого происходит очень интересное событие. 7 ноября 1889 года Софью Ковалевскую избирают членом-корреспондентом Российской академии наук. Счастливая Ковалевская едет домой, в Россию, надеясь, что сможет работать на родине. Она приезжает на заседание Академии наук, на котором будут рассматривать ее научные работы. И... Софью Ковалевскую не впускают в зал. Ей категорически запрещают войти в зал, объясняя это тем, что присутствие женщины на заседании академии запрещено по закону. Женщина в зале находиться не может!
Большее фарисейство просто невозможно себе представить.  В то время, как академики изучают работы ученого, сама ученая стоит под дверью потому, что она, видите ли, женщина! Это было ужасное оскорбление. Софья Ковалевская повернулась и вышла из здания Академии. Она уехала из России - уже навсегда.
Больше она никогда не вернулась на Родину. Софья Ковалевская вернулась в Стокгольм, не зная о том, какая судьба ее ждет...
Все началось с обычной простуды. Но простуда переросла в воспаление легких, от которого тогда не было лекарств. Тяжелейшее состояние, в результате которого - паралич сердца. 10 февраля 1891 года Софьи Ковалевской не стало. Ей был всего 41 год.
На вручении премии в Париже журналисты спросили ее, как она могла бы охарактеризовать свою жизнь. И Софья Ковалевская ответила: «Слишком много счастья».
Она добилась своего счастья: счастья быть ученым, профессором, исследователем, равным мужчине, счастья, чтобы мир оценил по заслугам тяжелый труд, счастья заниматься любимым делом, посвящать себя любимой работе, и при этом - иметь прекрасную семью.
После смерти Софьи Ковалевской многие европейские университеты отменили все преграды на пути женщин, желающих получить образование.
А на родине, которая так упорно отвергала ее, имя Ковалевской стало священным. Ее историю учат в каждой школе и в каждом университете. И это - лучший памятник из всех.

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100