Odessa DailyАфиша Одессы

Сладкие восьмидесятые. Часть вторая. Не балета. Отнюдь.

Юлия Жаркова

29 октября 2015 в 21:02

Истинная красота не ведает себя. Это цитата кого-то из великих.

anufriev-i-v-fedorov-1981-85Нашумевшая выставка одесских концептуалистов-восьмидесятников прибыла в Одессу. Это и правда совершенно особая волна, пока что неосознанно прекрасная. Те ребята, которые были юными и молодыми, бесцельно гуляли у моря и выдумывали всякие философско-интеллектуальные игрушки, которые мечтали лишь о великом и пренебрегали обыденностью, но самое главное - которые так иронично и искренне смеялись над собой, надо всем что только становилось объектом внимания и искусства, надо всем что притягивало или отталкивало.

Это важно еще и еще раз подчеркнуть. Одесский концептуализм. «Одеколон», одесская колония – как в шутку называли одесситов, приехавших в Москву. И большинство из экспонентов так и сделали – уехали отсюда.

Они продолжали заниматься творчеством в разных уголках мира, и это было все то же самое – одесское, уникальное.
Потому что московские, питерские, киевские концептуалисты не были столь веселы. Столь остроумны и столь легки. С какой-то дзенской, даосской, беззаботной рефлексией.
Эти ребята - им сейчас около полтинника и более - чаще ну совершенно не умели рисовать. Но они не стеснялись этого – то что они каким-то образом изображали, клеили на бумаге, сооружали из лампочек, бревнышек, антикомариных сеток и прочего подручного материала – смотрится сегодня как бы в явной характерной стилистике. Кроме того, в этих арт-объектах есть свежий ветер упоения от свободы, упоения от некоей свободы в изобразительных средствах – она была получена все же не только изнутри по правилу единого камертона, по правилу мыслей, витающих в воздухе – но и благодаря информации. Информация была конечно первостепенным элементов конструкции, хрупкой конструкции из грёз, баловства, философии и даже науки. Информацией всех виновных инфицировал Сергей Ануфриев, талантливый 17-летний парень, который родился и рос в Одессе в семье художницы и учёного, а затем жил в Москве, где был сразу избран председателем Клуба Авангардистов Москвы, кроме того, его приняли в таинственный орден под названием НОМА. Говаривали, что НОМА - это секта и туда берут только снобов каких-то. Но участники НОМЫ – не снобы. В их число входили чрезмерно романтичные люди, живущие в особом мире, где нет места сплетням, обывательщине и профанации. Нет места склокам. В общении было строго-настрого запрещено обсуждать кого-то или рассказывать о своих дурацких бытовых проблемах, к примеру.
Именно тогда, в конце 70-х, основатели НОМЫ и группы «Коллективные действия», поэт Андрей Монастырский и художник Никита Алексеев, не без участия упомянутого Сергея Ануфриева и одессита Владимира Наумца, проводили страннейшие акции - перформенсы и хепенинги. И уже лишь в 90-е издательство Ad Marginеm выпустило книгу «Поездки за город». Это была полная антология всех акций за эти годы и всех комментариев к ним. В числе участников акций, авторов текстов и поэм были также одесситы – кроме Ануфриева, это были Юрий Лейдерман, Владимир Федоров (Федот) и скромный автор этих строк - Юля Жаркова.
Итак, инфекция прижилась, концептуализм состоялся, некоторых его авторов и тех кто стоял у истоков уже даже нет в живых… Так что в первую очередь хочу так сказать снять шляпу перед идеологом проекта «Enfante terrible», Мирославом Кульчицким. И прошу помнить о нем и о тех молодых ребятах-концептуалистах, которые были невероятны и рано покинули нас. Олег Петренко (Перец), Алексей Музыченко.

В общем, одесский enfante - terrible but sweet. И сюда напрашивается цитата еще одного современного художника - Love is bitter- sex is sweet!

Метки: happening

Юлия Жаркова


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100