Odessa DailyВласть

«Вы спросили про любимые фильмы – мне очень нравится «Гараж». Интервью с Николаем Скориком

trudyvl11

13 июля 2011 в 14:33

skorik-8Интервью с  Николаем Скориком, депутатом Одесского  облсовета, министром финансов Правительства  АР Крым.

Николай Леонидович, в этом году состоится очередной  одесский кинофестиваль. Как вы оцениваете фестиваль в контексте культуры Одессы? Одесский миф и одесский фестиваль.

На эту тему можно говорить часами. Я одессит  и воспитывался на одесском колорите. Я думаю, что одесской культуры как  таковой не существует, но одесский колорит присущ всем одесситам независимо от социального положения, образования и достатка. Это отношение к жизни, к окружающим. Он или есть, или его нет.

Одесский фестиваль, я думаю, достаточно важное событие. Помню, когда в 87 году Говорухин сделал «Одесскую альтернативу» (потом он назывался «Золотой Дюк») – там впервые был показан «Человек с бульвара Капуцинов», «Асса». «Забытая мелодия для флейты» взяла там первый приз… Конечно же, отношение позитивное. Я думаю, что очень мало людей, как Губарь, могут сказать, что знают Одессу. Вряд ли большинство одесситов могут так сказать о себе.  

Несомненно, Одесса являлась культурным центром – и  в Российской империи, и в бывшем СССР. Как можно укрепить этот культурный статус Одессы? Насколько он важен?

Думаю, что очень  важен. Помните, когда были все эти движения вокруг Института сухопутных войск в ющенковские времена, то казалось, что на фоне экономических проблем одесситам это не нужно. Какая разница – будет ли институт? Какие-то военные… А, на самом деле, когда мы провели соцопрос, 90% населения хотело вернуть институт в Одессу. Объяснить экономическими мотивами это было невозможно. То же и со статусом. Много есть фраз про наш город – «великий город с областной судьбой» и т.д. Даже сейчас наш город назван одним из наиболее комфортабельных для жизни. Одесса, конечно, не столичный город с точки зрения государства. Но назвать ее в чистом виде провинцией тоже нельзя. Исторически сложилось так, что в силу высокой концентрации учебных заведений, научных учреждений, театров здесь всегда была научная, культурная, интеллектуальная жизнь. Недавно я с одним из ваших коллег вспоминал большой пласт людей, которые именно для меня составляли Одессу, ее колорит. Это так называемая техническая интеллигенция. Этих людей просто уже нет как таковых, прослойка очень узкая. Было огромное количество проектных и т.д. институтов, где были люди с очень высоким интеллектуальным уровнем и своей социальной позицией в обществе. Сейчас ситуация изменилась. Структура общества поменялась. Но одесситы не перестали быть одесситами. Того колорита, который я помню с 80-х годов, уже нет. Но есть другой. И то, что Одесса этот колорит сохранит… Когда радикалы начинают говорить, что Одесса – это российский город, или что это украинский город, я на них смотрю с удивлением. Кто они такие? Жили ли они в Одессе? Здесь никогда не было языковой проблемы. Если вернуться к тому классическому одесскому языку, который попытались воссоздать в «Ликвидации» - там такая смесь старых еврейских словечек, надерганных из идиш и иврита, откорректированных русских и достаточно много украинских, которые тоже составляли часть этого колорита – того, что мы называем одесским языком. Если попытаться одним словом высказать, что такое «одесскость» - это толерантность. Неодесситы ее называют хитростью. Одесситы – гибкостью. А то, что в Одессе культура всегда была на первом месте… Что такое «одесская культура»? Это те люди, которые родились в Одессе и благодаря своему одесскому рождению прославили Одессу в мире: Бабель, Олеша (его сюда привезли в двухлетнем возрасте), Катаевы старший и младший, тот же Паустовский, который здесь достаточно долго прожил… Это их видение. Чем отличается поэт, писатель от обычного человека? Тем, что он может выразить свои чувства словами. Я, например, люблю свой город, но когда начинаю об этом рассказывать – наверное, это не совсем то, что даже я сам ощущаю…

Был ли фильм, который  в юности произвел на вас какое-то особое ощущение, запомнился?

Я до сих пор  люблю советские фильмы. Может, в  этом нет ничего оригинального, но даже Комитет по спасению Одесской киностудии назывался «Место встречи изменить нельзя». Я очень люблю этот фильм. В то время известный каскадер Владимир Жариков жил в нашем  доме, мы были соседями, я дружил с его сыном Юрой. Когда мы видели Юриного папу на экране… Словом, это был фильм, который мы смотрели всем двором, и фразы героев знали наизусть. Я не могу сказать, что этот фильм сыграл какую-то особую роль в моей жизни, но если оценивать мое отношение к одесской кинокультуре – я очень уважаю фильмы Киры Муратовой, люблю «Весну на Заречной улице», но прежде всего это все же «Место встречи изменить нельзя».  

Последний вопрос, теперь уже как к представителю  власти. Как вы считаете, что может сделать городская власть для культурного возрождения Одессы?
Вот говорят: государство  не поддерживает киноискусство. Это, наверное, так. Но киноискусство – это такое  же искусство в рыночных условиях, как любое другое. И оно должно продаваться. Боюсь исковеркать высказывания известных режиссеров в отношении элитарного кино и обычного, но считаю, что оно должно завоевывать рынок в этой ситуации. Та же «Ликвидация» - диски с этим сериалом просто разлетаются. Там есть слова, которые сейчас в Одессе редко услышишь – «Бекицер» и т.д., чувствуется, что Машков даже не слышал, как их произносят настоящие одесситы. Этого колорита уже практически нет.
Если же сравнивать с советский кинематографией… Да, к нам, наверное, не привозили голливудские фильмы с пылу с жару, но я помню, на какие фильмы мы ходили детьми. Это были французские, итальянские и наши фильмы а ля «Пираты XX века». Таких фильмов было достаточно много, и они были конкурентоспособными. Поэтому когда говорят о том, что киноискусство будет вырабатывать некий продукт, который будет пользоваться популярностью у узкого круга интеллектуалов… Всегда возникает вопрос: на кого этот продукт рассчитан? Дедушка Ленин был неглуп, и когда он говорил, что из всех искусств важнейшим для нас является кино – он понимал, о чем говорит. Через возможности кино формируется общество, мировоззрение молодого поколения. А если им не интересно это смотреть? Заставить насильно? И в то время это было достаточно сложно, а сейчас вообще невозможно. Я думаю, что государство должно однозначно этим заниматься, но именно таким образом, чтобы создать условия, чтобы киноискусство развивалось. Мое мнение – это больше налоговые льготы и возможность зарабатывать, чем прямые денежные вливания. Они тоже возможны, но ограниченно. Яркий пример – «Тарас Бульба». Его финансировала Россия, и в фильме – интересном, прекрасно снятом – присутствует, как наши украинские радикалы пытаются говорить, «великорусский шовинизм». А что там должно присутствовать, если он снят на деньги российского министерства культуры? Дайте и вы денег на проект, сделайте его смотрибельным, чтобы его смотрели не потому, что нужно, а потому, что интересно. «Тараса Бульбу» смотрят. Хотя вроде бы все знают этот прекрасный сюжет, но за счет игры актеров и прекрасной операторской работы его можно смотреть и смотреть, потому что он сделан талантливо. Вот говорят, что массовые фильмы – потакание толпе. Ничего подобного. Возьмите Рязянова – его не назовешь неглубоким режиссером. Вы спросили про любимые фильмы – мне очень нравится «Гараж». Не «Приключения итальянцев в России», даже не «С легким паром» - именно «Гараж», где практически без действия сделан фильм, который можно смотреть множество раз. Я обожаю там Гафта, да всех. Назвать этот фильм элитным кино, наверное, нельзя, но и ширпотребовским тоже невозможно. Почти все фильмы Рязанова популярны, кроме нескольких последних, но популярность не помешала им быть глубокими и значимыми.  

Интервью брал Леонид Штекель

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100