Odessa Daily Афиша Одессы
Шоковая терапия: премьера в Одесском ТЮЗе
Ирина Лобусова
12 сентября 2016 в 10:179 сентября в ТЮЗе состоялась премьера необычного, но очень нужного спектакля «Ловушка для божьих птах». И после просмотра стало ясно: в театральном мире Одессы произошло событие, писать и говорить о котором будут еще долго.
Так всегда бывает, когда один неожиданный спектакль так резко, буквально рывком, выделяется из ряда всех остальных театральных премьер. Буквально как гвоздь, вдруг попавший в человеческую душу. По той причине, что острота и горечь спектакля еще очень долго, после просмотра, остается в человеческой душе. Заставляя думать- и причиняя боль. Боль острую, незаживающую, и гораздо более сильную от одной только мысли о том, что театр- это все- таки иллюзия, красивая картинка, созданная человеческим искусством, а реальность- гораздо страшней.
Признаюсь честно: на пресс- конференцию я собиралась со скептическим чувством циника ( все журналисты в чем- то циничны), пресыщенного окружающей чернухой. Все плохо, все страшно, мир завален ужасными новостями, но их необходимо ставить в газету- как без них, без плохих новостей? Война, ДТП, убийства детей- что на этом фоне наркотики как не продукт человеческой глупости? Это ж какую глупость надо иметь, чтобы загубить свою собственную жизнь! «Подумаешь, наркотики»- скептично морщилась я. До начала спектакля. До того момента, когда актер в образе Стаса Домбровского не произнес фразу о том, что «представьте- Одессы больше нет».
Именно с этого момента все пошло по- другому. И, конечно, с фразы «о последнем разе». Страшная, может быть, самая страшная в жизни фраза- «это в последний раз». Ничего страшнее быть просто не может- не существует. Не придумано в подходящий момент…
Спектакль стал шоковой терапией, причем терапией исцеляющей. В нем звучат человеческие истины и совсем не сглажены, не замазаны острые углы. Те острые углы, которые отлично понимаешь, чувствуешь на собственной шкуре особенно в 15, 16, и которые как- то стираются после 30- лет. Но до 30 еще нужно дожить.
Мне кажется, что болезненную, необходимую остроту этого спектакля могут почувствовать особенно две категории людей. Это непосредственно подростки 15- 16 лет. И родители, чьим детям 14, 15, 16, 18….
Спектакль заставляет по- другому взглянуть на истину, которую мы слышим каждый день. Мы привыкли не замечать ее, как страусы прятать голову в песок, убалтывая себя нелепым «со мной это не произойдет, это происходит с кем- то другим». На самом деле это происходит каждый день практически со всеми. С теми, кто проходит мимо, не понимая, что речь идет о беде. С теми, кто пытается сделать вид, что понимает масштаб этой беды, но на самом деле не догадывается и о сотой ее части.
Наше общество больно. Проблема наркотиков стала не эпидемией- пандемией. Родители подростков, знающих о беде, понимают, какой это ужас- отправлять своего ребенка в школу, на прогулку с друзьями, на вечеринку, на день рождения к другу. Ужас потому, что понимаешь: ребенок ходит на грани, и переход этой грани зависит не от него самого.
С нашими подростками давно творится беда. Аптеки открываются возле школ не просто так. Почти возле каждой школы существует несколько точек, где можно купить таблетки, спайсы и паленную водку. В благополучных школах, в классах на переменах пьют горстями таблетки, запивая их водкой- паленкой, а взрослые учителя делают вид, что ничего не происходит, закрывают глаза.
Ни одно посещение ночного клуба не обходится без стимулятора. Таблетки даже не считаются делом серьезным, а трава курится как обычные сигареты. И все это происходит каждый день, под носом взрослых, день за днем!
В излечении тяжелых психических болезней часто применяют электрошок. Таким шоком может стать этот спектакль.
С удивительно точным подбором творческих, выразительных средств он рассказывает простым, понятным для подростка языком и о начале пути, и о точке невозврата. С невероятной художественной выразительностью заставляет понять, что обратного пути нет. Его попросту не существует.
И самоубийство главного героя выглядит логически точным, завершенным концом- это и есть точка невозврата, объяснение того, что обратного пути нет. Сейчас многие пишут об эпидемии самоубийств среди подростков. Но говоря «а», забывают сказать «б». Причина большинства самоубийств- это наркотики. Одной таблетки достаточно. Таблетки, спайсы, энергетики, стимуляторы- ни в коем случае не героин в вену ( пока), а лишь горсть таблеток в компании друзей, безвозвратно расшатывающих, буквально выжигающих психику. Масштаб этой катастрофы даже сложно себе вообразить. Но подростковых самоубийств не существует без наркотиков.
Только вот вся беда в том, что таблетки и спайсы не считаются наркотиками часто даже взрослыми, и сами подростки думают, что это ерунда. Это точно, достоверно изображено в спектакле.
Шоковая терапия происходящего на сцене не оставляет незавершенных ответов, или вопросов, ответов на которые нет. Четко определена линия страшного пути, на котором пострадают, будут уничтожены все- и герой, и любовь, и родители. Все сломанные жизни нельзя будет восстановить. Даже Лена, спасшаяся от главного героя, до конца жизни будет жестоко травмирована- потому, что нет более страшного и беспросветного испытания, чем жизнь с наркоманом.
Что стало причиной- эгоизм, избыток денег, равнодушие родителей? Да какая разница! В обществе, пораженном пандемией, причиной может стать абсолютно всё. Даже наивное убеждение в том, что от наркотиков легко и просто избавиться, стоит только захотеть. Один известный психиатр с мировым именем назвал «самой большой иллюзией 21 века то, что можно излечиться от наркотиков».
Поэтому так логично выглядит конец спектакля: кроме смерти, другого исцеления нет. Это становится той точкой откровения, после которой можно изменить многое.
У создателей спектакля был вопрос: стоит ли показывать этот спектакль старшеклассникам? Не просто стоит! Это необходимо. Необходимо бить в аббат хоть со сцены театра- может, художественное выражение станет той самой шоковой терапией, которая спасет кого- то от пагубного шага. Может, хоть так…
Хочется еще отметить тот факт, что подобный спектакль особенно удачно смотрится в ТЮЗе, ведь он предназначен именно для юных зрителей- в самую первую очередь. Хочется поблагодарить всех создателей спектакля, и особенно Евгения Бубера, художественного руководителя проекта, который, не побоявшись общественного резонанса, совершил такой нужный и такой смелый шаг, как выпуск в жизнь этого спектакля.
Остается надеется, что всё будет не напрасно. И если хоть несколько человек задумаются, прежде чем потянуться к таблетке или спайсу, это будет той огромной победой, которая может спасти самое главное- человеческие жизни. Жизни подростков, ведь более хрупкого, сложного и ценного в мире просто ничего нет.
Ирина Лобусова
Ирина Лобусова
Комментарий еще не проверен или был удален