Odessa Daily Отдых и культура
Театральное училище: Экзамен для меня всегда праздник!!!
Валерия
28 июня 2010 в 11:22

Приемной комиссии было сложно оценивать эти великолепные работы, ведь истинный труд не всегда реально виден. Ведь театр – это место, где ценится обман, обман в лучшем смысле этого слова, «нас возвышающий обман». Если заглянуть на изнанку декораций, мы увидим, что они сделаны из простого холста. А чудесные облака – всего лишь пятна краски. Но мы с удовольствием обманываемся. Когда-то преподаватель училища Борис Абрамович Владимирский (бывший, к сожалению) сказал на такой же защите: «Обманите нас! Кто лучше обманет, получит лучше оценку!» Ну где еще можно найти преподавателей, которые не ругают за вранье? Тем более что настоящая парча смотрится из зала гораздо хуже сделанной из холста или байки с узорами, наштампованными специальными красками. Да и дешевле гораздо, и рисунок такой, как художник на эскизе нарисовал. Законы сцены, ничего не поделаешь.
Начинается. На сцене появляются один за другим персонажи разных произведений, глаза разбегаются смотреть, все так красиво, театрально, господи, поставьте кто-нибудь скорее Шиллера или Римского-Корсакова, чтобы использовать то, что уже придумано и сшито! А со сцены слышится: «Все девочки в детстве мечтают стать принцессами, а я мечтала… стать восточной красавицей и попасть в гарем!..» Поэтому появились вот эти костюмы к «Тысяче и одной ночи». Ну, если так начали, то дальше будет еще интереснее!
Опера «Золотой петушок» тоже была бы украшена костюмами, сшитыми умелыми руками выпускницы училища. Шемаханская Царица была похожа на Бакстовских восточных красавиц. Такие же блеск, пышность, вкусность и аромат мускуса.
Следующим номером защищались сразу три выпускницы, темой было время королевы Елизаветы, и мы увидели и саму Елизавету, и Марию Стюарт, и Анну Австрийскую. Николай Михайлович Вылкун, преподаватель комиссии и член комиссии, спросил у костюмеров-выпускниц, не «7-й ли километр» все эти ткани, вышивки, ведь сейчас столько всего можно приобрести на этом рынке, на что девушки, слегка растерявшись, ответили отрицанием: все расшивалось вручную, жемчугом и бисером с пайетками. Но Вылкун не унимался, он очень хотел, чтобы зал по достоинству оценил труд мастериц, и задал вопрос о каркасной системе юбок этого периода. На это одна из натурщиц смело и кокетливо приподняла край верхней юбки, и все зрители увидели каркас и нижнюю юбку. После аплодисментов зала защищающаяся выпускница спросила: «Еще вопросы есть?» Вопросов больше не было.
Гордо удалились королевские особы, и на сцене появились марионетки в стиле рококо. Две мастерицы сшили дамские платья в этом изысканном и кокетливом стиле и еще несколько костюмов для свиты: танцевальные костюмы с фижмами, головные уборы, обувь (!). Все костюмы разные, изобретательно разработанные и сшитые с любовью. Танцующие марионетки дали зрителям рассмотреть внимательно все детали костюмов (я тоже хочу вот такую жилеточку-фигаро, нет, лучше вот такую, ой нет, мне такая больше подойдет, ой, а у нее на платье – парусник!..) Сшито, повторюсь, с любовью, поэтому рассматривается и принимается тоже с любовью.
Завершал сдачу костюмов показ работ Людмилы Мачиной. «Соловей» Андерсена стал гвоздем показа. Костюмы великолепны. Императорский костюм продуман до мелочей, деталей много, но ни одна друг другу не мешает – китайская декоративность плюс отсутствие пустого, не украшенного места. «Механические куклы» прелестны. Цвет, декор, изысканная отделка. Соловей вытанцовывал в изящном коричнево-сером костюме, расшитом и вышитом практически по всей поверхности. А еще и свита-кордебалет в очень интересно решенных комбинезончиках и головных уборах танцевала и, как могла, показывала, что в этих костюмах можно танцевать все! И золотая клетка для соловья впридачу! И все эти костюмы сшила одна маленькая тоненькая девочка, Люда Мачина. Между прочим, она еще никуда не приглашена на работу. Пригласите, не прогадаете!
Очень приятное впечатление осталось от показа работ костюмеров, но передохнуть зрителям не удалось: на сцене появились дипломные работы гримеров.
Каждая выпускница подготовила несколько работ на выбранную тему. Это здорово, потому что получаешь представление, как будет выглядеть спектакль в целом. Когда видишь, сколько всего напридумывали девчонки, сколько изобретательности проявили, сколько самых разных материалов было использовано, то просто устаешь удивляться. Сложных психологических персонажей в этом году не было, все выпускницы выбирали фантастику, сказки, исторические романы. Поэтому было, где разгуляться фантазии и умелым рукам.
Мы увидели Дюймовочку в компании с Мышью, Кротом и Жуком, персонажей, описанных Лесей Украинкой в «Мавке», портретный грим Александра Сергеевича Пушкина и героев его сказок, героев «Звездной пыли», «Таис Афинской», фантастических героев Айзека Азимова. Времена года, Духи стихий, африканские фантазии в представлении выпускниц поразили зал. Завершил этот калейдоскоп фантазии рекламный показ шляпок. Что это были за шляпки! Таких не увидишь даже в кино, такое бывает только здесь, в этом училище.
Жаль, что зрителям не всегда бывает видна и понятна работа именно гримера, ведь если гример все сделает правильно, грим становится «родным» для персонажа, и он уже не так заметен. Пушкин был очень хорош, прямо как настоящий. И мастерство состоит в том, чтобы зритель даже не заметил, что нос сделан из гуммоза (специальная пластическая масса), у натурщика форма носа изменена под Пушкина, что на голове – парик из настоящих волос, что бакенбарды заботливо приклеены, брови натурщика спрятаны-замазаны, а поверх нарисованы «пушкинские». А так смотришь – Пушкин, и даже не бронзовый, а живой.
Выпускницы увлеклись в этом году всевозможными диадемами и шляпами, оплетенными волосами или тесьмой. По этому принципу были сделаны Ведьма из «Звездной пыли», Огонь, Богиня Луны, рекламные шляпы, Таис Афинская. Боди-арт тоже активно использовался. Парики вообще делаются из чего угодно: из искусственного волокна, выглядящего как настоящие волосы, из пеньки (манильский канат), из бельевого шнура и прочих материалов. Прически гетер, выложенные из шнура, раскрашенные краской и декорированные выглядят из зала очень реалистично, а вблизи удивляют тем самым обманом, о котором упоминалось в начале статьи. А еще были маски, всевозможные маски, которые надеваются на голову артиста и преображают обычного человека в сказочный персонаж очень быстро и легко. Николай Михайлович Вылкун по-прежнему не мог спокойно смотреть на дипломные работы, он стал приглашать натурщиц в гриме прямо к столу комиссии, чтобы комиссия разглядела как следует мастерски сделанные постижи и бутафорию к прическам, и особенно боди-арт. И он был совершенно прав! Вблизи все выглядит очень интересно, уж поверьте! Разглядывание ажурные каркасов диадем и сложных конструкций головных уборов немного убавляет театрального волшебства, но добавляет многократно уважения к труду мастериц.
Бабушка одной выпускницы после такого «близкого просмотра» очень разволновалась, подошла к приемной комиссии, тихонечко подсела рядом, а потом робко спросила: «А Вам понравилось? Правда, понравилось, да?.. Так это же моя внучка сделала!!!»
К слову сказать, семьи очень помогают своим детям. Спонсоры всегда находятся в семье. А без спонсора материалы для костюма зачастую просто невозможно купить по нынешним ценам. Поэтому слышать, что костюм сделан при помощи монтажной пены (вспомните, сколько она примерно стоит!) и выглядит при этом очень эффектно, будет приятно любому завпосту и особенно бухгалтеру в театре.
Вот такой получился праздник мастерства и красоты. Я стараюсь не пропускать эти праздники, корю себя, если не успеваю или уезжаю в эти июньские дни. До следующей защиты осталось немного, всего один год!..
Валерия