Odessa Daily Бизнес
Российское судоходство: стратегический бред за номером 2020
Odessa Daily
31 июля 2013 в 15:4117 апреля прошло заседание Экспертного совета при Совете Федерального агентства морского и речного транспорта, на котором эксперты совета при совете раскритиковали Стратегию-2020, каковая Стратегия станет руководством к действиям для будущего правительства.

Собственно говоря, раскритиковали они не Стратегию-2020, а «Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года "Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика». Вся эта история являет из себя апофеоз торжествующего бюрократизма, изобилующего экспертами, итоговыми докладами, системными подходами, стратегическими развитиями и полной невозможностью понять, о чем речь, в чем дело и что делать тем, кто занят в судоходстве – бежать из страны, или бежать за бутылкой?
Вообще нельзя не смеяться, спотыкаясь о беспрерывные стратегии, концепции, сценарии и рассмотрения вопросов. Я специально обильно вставляю целыми кусками все эти бюрократические шедевры, потому что просто просматривая их, понимаешь, что за этим бредом не может стоять что-то реальное, что-то дельное. Серьезные люди, делая серьезные дела, выражаются простым, понятным, лаконичным языком. Чем больше словесных буреломов, тем меньше доверия документу и его авторам.
Экспертный совет при совете Росморречфлота обиделся на авторов Стратегии-2020 за «отсутствие у авторов «Стратегии-2020» системного подхода к формированию сценариев стратегического развития транспортной инфраструктуры страны, несбалансированность рассмотрения вопросов развития отдельных видов транспорта как элементов единой транспортной системы, фокусирование внимания на вопросах развития автомобильных дорог, декларативность выводов о перспективах развития внутреннего водного транспорта, которые противоречат действующим документам стратегического развития России». Было принято решение «направить предложения разработчикам Итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года "Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика" об уточнении ее положений в увязке с Транспортной стратегией Российской Федерации, Стратегией развития морской деятельности до 2030 г., Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепцией реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации».
Давайте попробуем по порядку. Пишется про Стратегию-2020, но официально говорится о некоем Итоговом докладе. Какая между ними разница, вы можете понять? Я не понимаю. Или разницы нет? А где она вообще, эта Стратегия-2020? Перерыл весь Интернет, и нашел штук 20 стратегий и концепций, датированных разными годами, начиная с 2000-го. Стратегиями и концепциями нас радуют каждый месяц вот уже второй десяток лет, одна красивее другой. Чем последняя Стратегия-2020 отличается от более ранних версий? Я не знаю. Продраться сквозь засасывающую топь всех этих стратегий и концепций невозможно, да и нет смысла, ведь мы прекрасно знаем и видим, чем эти стратегии кончаются. Ничем. То есть, для нас ничем, а для различного начальства скорее всего, стратегии и концепции имеют какие-то реальное наполнение в виде бюджетов или расширения полномочий. Для них каждая новая стратегия является чем-то вроде неразработанной золотой жилы, невспаханной поляны. У Минтранса есть две стратегии и две концепции, это «Транспортная стратегия Российской Федерации, Стратегия развития морской деятельности до 2030 года, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации». Что-то там отдельное готовится по СевМорПути. У Морской Коллегии есть аж целая Доктрина, где языком опилок под кетчупом подробно написано, как должно развиваться российское судоходство, и каких высот достичь. Минтранс ужасно гордится кроме того, законом о поддержке отечественного судостроения и судоходства. Замечу в скобочках, что совсем недавно он так же гордился Вторым Реестром, но восторги в последнее время поутихли, как очень скоро утихнут и восторги в связи с законом о поддержке судоходства.
Но оказывается, на все эти стратегии, концепции и доктрины можно положить с прибором, как только появляется новая общегосударственная стратегия. А куда делась старая, в рамках которой стряпались вышеперечисленные стратегии, концепции и доктрины Минтранса? Выполнена, что ли? Или ее не было? Или была, но не выполнена? И какова схема действий вообще, в принципе, базово? Где яйцо и где курица? Сначала общегосударственная стратегия, а потом все остальные, или общегосударственная гуляет сама по себе? Откуда берутся стратегии и концепции министерств, ведомств и регионов? С привязкой к самой главной стратегии, или каждый фантазирует в меру выпитого, уколотого, укуренного?
В начале 00-х нам торжественно обещали, посредством стратегий и концепций, что в начале 10-х нас ждет завидное будущее. В середине 00-х стратегия обещаний начала 00-х была сменена стратегией еще больших обещаний. 10-е пришли, настоящее незавидно, будущее во мраке. Сейчас нам обещают, что оказывается, светлое будущее наступит в 20-х, просто в предыдущих стратегиях ошиблись цифиркой. Ну и хрена нам в этой новой стратегии 2020, так возмутившей экспертов Минтранса? Поверить в реальность цифр и дат новой стратегии может только очень умственно отсталый. Люди у власти те же, система правления та же, маразма и дерьма правда, стала еще больше, но вряд ли это достаточное основание для того, чтобы поверить в реализуемость новейшей стратегии.
О каких стратегиях можно вообще всерьез говорить, когда параллельно с мышиной (даже не крысиной) возней обиженных экспертов вокруг будущего путеводителя страны, Стратегии-2020, принимаются решения, которые будут реально определять жизнь регионов и целый отраслей. О чем речь? Речь о создаваемой госкорпорации развития Дальнего Востока. Закон о создании Госкомпании по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока предполагает, что 16 субъектов (60% территории России) будут частично выведены из-под федеральных законов о недрах, лесах, земле, градостроительстве, трудовой деятельности и гражданстве. Госкомпания сможет забрать у государства и раздать по своему усмотрению лицензии на полезные ископаемые. При этом подчиняться новая структура будет напрямую президенту РФ, а прочие госорганы вмешиваться в ее работу не смогут.
Иными словами, создается Ост-Индская компания по грабежу колоний и окраин останков российской империи. Мне кажется, принято решение ограбить ДВ и Сибирь настолько полно, насколько позволят время и населяющие окраины туземцы. Вот это и есть истинная Стратегия-2020. Зачем пишутся публичные стратегии и концепции, лично для меня тайна. Они регулярно принимаются и регулярно не выполняются, население их всерьез не воспринимает, а если Минтранс обиженно надувает губы, считая, что его в очередной стратегии незаслуженно обделили, то это его горе, к реальной жизни судоходства это все равно отношения не имеет. В этой новой стратегии, судя по тому, что говорят эксперты Минтранса, действительно, про судоходство наговорено много чуши. Ну и что? Вся стратегия – чушь. Госкорпорация по разграблению Сибири и ДВ, это не чушь. Но про нее в стратегии ни слова. Когда власть прижмет с деньгами настолько, что им придется грабить всех подряд, дойдут руки и до судоходства, его обберут до нитки, и это будет сделано без всякой стратегии и многостраничных докладов. И Минтранс, а также ассоциации судовладельцев, слова при этом не скажут, особенно если их частично пустят в долю.
Минтранс говорит, что у него есть свои стратегии и концепции. Может быть, они ужасно умные и дельные, и им прямое место в самой главной стратегии? Мы рассмотрим их в следующей статье.
Войтенко Михаил
21 апреля 2012
Источник: www.odin.tc
Odessa Daily