Odessa DailyБизнес

Российское судоходство: чем совершеннее законы, тем хуже жизнь

Odessa Daily

1 августа 2013 в 16:20

Я запустил на сайте опросник, оценку качества работы наших властей и морских организаций, а также оценку той среды, в которой работают судовладельцы и плавсостав. Как и следовало ожидать, подавляющее большинство оценок отрицательно.

Российское судоходство: чем совершеннее законы, тем хуже жизнь

Плавсоставу в российских портах становится все хуже, судовладельцам в стране все тяжелее. Работа Минтранс и морских организаций оценивается на твердый «неуд». В чем дело? Стратегий и концепций много, а работать по мере их реализации становится все хуже. Прошли лихие так сказать, 90-е. Уже неудобно сваливать на них проблемы сегодняшнего дня. В 2000-м пришел спаситель, спас Россию, поставил ее на ноги и погнал в процветание и величие. Прошло 12 лет. Где цветение? Где торжество реализованных стратегий?

Почитайте отчеты по работе Росморречфлота, СОРОСС, АСК – что главным образом обращает на себя внимание? Обилие законодательной работы. Все эти организации заняты исключительно совершенством законодательной базы. Каждый год они рапортуют об успехах, и обещают на следующий год еще большее усовершенствование. Возьмите любой закон, как только он появляется, сразу становится нерабочим. Чтобы его запустить, приходится обвешивать его подзаконными актами. Этого мало. Требуются дополнения, уточнения и разъяснения, а затем дополнения к уточнениям, а затем приложения к применениям, а затем инструкции к уточнениям по дополнениям за номерами такими-то, т.д. и т.п. Работа над законом и его усовершенствованием бесконечна, она прекратится только тогда, когда развалится действующая система власти в стране, или вся страна. Вместо ясного одночтимого закона мы имеем нечто, чему нельзя дать какое-то вменяемое определение. Закон можно читать так, а согласно какой-нибудь усовершенствованию – этак. Можно применить сюда, а можно применить и в прямо противоположном направлении. Можно попасть под суд, а можно наоборот, стать кавалером ордена за заслуги. Чем большее число людей и средств зависит от данного закона, тем больше ведомств и людей в них, желающих застолбить в законе свое право на его применение, чтобы затем использовать его в своих личных или ведомственных интересах.

В том, что говорят и пишут наши морские руководители, напрочь отсутствует логика, если обратиться к реальности. Каждый год появляются новые законы, и усовершенствуются старые. И с каждым годом занятым в судоходстве работать все труднее. Как это совместить? Законы хорошеют, а люди все больше кроют их матами. Следует ли понимать героическую законодательскую деятельность морского руководства так, что не будь ее, несовершенные законы и вовсе задушили бы судоходство? Но если лучше не становится, то это значит, гидра законов все равно задушит судоходство – если рассуждать логически, то приходишь только к такому выводу.

Но я бы не стал безоглядно критиковать морское руководство, так как часто дело уже не в них, а в системе. Возьмем казалось бы, элементарное, пограничный и таможенный контроль, порядки в портах и количество организаций, имеющих право отравлять существование экипажам стоящих в портах судов, и их владельцам, посредством различных «инспекций». Сколько лет про это говорится, а никаких куда уж радикальных, просто улучшений, как не было, так и нет. Дело вроде бы несложное, никаких денег не требующее, наоборот, их экономящее, а – не идет. Железная стена. Погранцы и таможня как занимались экономическим вредительством от имени страны, так и занимаются. Как было оформление судов реликтом советской эпохи границы на замке, так и осталось. Как теряла экономика сотни тысяч часов непроизводительных простоев судов, так и теряет. Как не могли идти через РФ транзитные контейнеры какими-либо коммерческими объемами, так и не могут, так и не пойдут. Спрашивается, почему не могут навести порядок – то есть, прекратить это безумие? Да всего лишь потому, что Минтранс и морские организации тут совершенно бессильны, и попытки например, дать по рукам погранцам и таможне, это на самом деле, подрыв устоев государства, без всяких шуток. Каждое ведомство, это государство в государстве. Это феодалы, поклявшиеся в верности сюзерену только на том условии, что в своем феоде они могут вытворять что угодно. Их властные полномочия тесно переплетены с их бюджетом. Чем больше власти, чем больше прав на проверки и санкции, тем больше требуется штатов, тем больше их бюджет. Руководство пограничников может понимать идиотизм существующей системы оформления, но не может от нее отказаться. Им надо будет отказаться от ряда полномочий, сократить энное количество людей и следовательно, самим себе срезать бюджет. Постольку, поскольку они (и все прочие ведомства) существуют как единый цельный организм, не связанный с соседними ничем, кроме драки за власть и бюджет, они потеряют гораздо больше, чем право проверять суда в соответствии с мракобесной практикой советских времен. На них ополчатся все другие ведомства, ибо правила игры категорически запрещают отказ от своих привилегий и прав во имя какой-то абстрактной общегосударственной пользы.

Я уже писал об этом ранее, да об этом, о мифе якобы железной власти, многие писали и пишут. Суверен может прискакать на горячей лошадке куда-нибудь, где возникла слишком скандальная проблема, и, позвякивая жестяной короной, снести жестяной сабелькой голову какому-то конкретному чиновнику – но не более того! То есть например, если наш суверен вдруг решит покончить с дикостью оформления судов в портах, и привести оформление в соответствие с всемирными нормами, ему это попросту не удастся. Его права жестко ограничены той системой, которую он и породил. Стая диких коней министерств и ведомств понесла и грозит разнести всю страну, а суверен, вцепившись в вожжи, думает только о том, как бы ему уцелеть и куда спрыгнуть. Система делает вид, что она подчиняется суверену, а он делает вид, что он ею управляет. Существующая в стране феодальная система категорически против здравого смысла и общественной пользы, потому что каждый феод, будь он Минтрансом или погранслужбой, или таможенной службой, или фискальной, замкнут на самом себе и живет исключительно своими интересами, практически бесконтрольно. Любой самый хороший и умный закон, как только он принимается и вступает в силу, мгновенно превращается в уродливую пародию на самого себя и делает ситуацию хуже, чем она была, потому что система воспринимает его как некую грядку, с которой можно снять урожай полномочий и денег. Отчаявшийся суверен со своей бандой особо близких пытается изобретать какие-то конструкции, призванные обойти колья ведомств и решить ту или иную проблему, не понимая бессмысленности и утопичности своих потуг.

Получается, что для решения той или иной проблемы, для становления того или иного выгодного стране дела, необходимо ни много, ни мало, создание отдельной, обособленной структуры, государства в государстве. Вроде попытки ДВМП наладить наконец, транзит контейнеров по коридору Восток-Запад. Первая попытка провалилась, сейчас они вроде как пошли на вторую, флаг им в руки. Но дело обречено на провал. Суверен и его клон создали государство в государстве, спецзону в Сколково, чтобы избавленные от клыков ведомств компании высоких технологий смогли бы наконец, что-то такое изобрести и внедрить. Что-то правда, не видно ни изобретений, ни внедрений. Последнее творение суверена в этом направлении – госкорпорация по освоению Сибири и Дальнего Востока, поставленная вне всяких законов и регионов. Посмотрим, как на нее отреагируют феодалы – Сколково хоть никого непосредственно не трогает, а эта Ост-Индская компания есть прямая угроза личным интересам как министерств и ведомств, так и регионов. Создали авиастроительную госкорпорацию – признанный всеми провал. Создали судостроительную госкорпорацию – о ней подробнее в другой статье, но как минимум, успехов не видно. Точно также хаотично и бесплодно металась помнится, советская власть, пытаясь изобрести рычаги личной заинтересованности в рамках своей людоедской идеологии. Не изобрела и издохла – ну не хотят люди работать не только бесплатно, но еще и с энтузиазмом!.

Закономерно возникает вопрос, так что теперь, вообще ничего не делать? Вопрос на миллионов долларов, как говорится, и лично у меня ответа на него нет. Система как-то шевелится, что-то делает, и наверное, там и сям можно находить в ней прорехи и проводить в жизнь что-то дельное и нужное. Но я считал и считаю, что эта система нежизненноспособна, потому что непроизводительна. Она висит на нефтедолларах, как калека на костылях, но ей их уже нехватает, так как система, в полном соответствии с законами жизненного цикла паразита, неудержимо растет и требует все больше, отдавая все меньше. Я считал и считаю, что все кончится распадом и развалом, и если повезет, без анархии и войны всех со всеми.

Давайте посмотрим на часть системы, Минтранс. Что он может сделать, что сделал, и каковы результаты. Вот прошло на днях заседание Морской Коллегии, на которой об успехах Минтранса распинался замминистра Виктор Олерский. С его выступления и начнем.

Продолжение следует
Войтенко Михаил
25 апреля 2012

 

 

 

 

 

Источник: www.odin.tc

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100