Odessa DailyАфиша Одессы

Рош Ашана

Odessa Daily

24 сентября 2014 в 14:07

Сегодня, 24 сентября, когда на еврейском календаре 29-й день месяца элул сменится на 1-й день месяца тишрей, евреи Одессы начнут отмечают наступление нового 5775 года и праздник Рош-Ашана.

Рош Ашана

У евреев летоисчисление ведется с момента основания мира и в ближайшие дни мир вступит в 5775 год существования, причем новогодний праздник соответствует шестому дню Творения, когда был создан первый человек — Адам.
Название «Рош Ашана переводится с иврита как «голова года» и празднуется два дня подряд, первого и второго числа еврейского месяца тишрЕй. Поскольку еврейский календарь — лунно-солнечный, то даты в нем немного «плавают» относительно привычного нам календаря. В этом году 1 и 2 тишрЕя придется на 25 и 26 сентября (нужно помнить, что у евреев день начинается с вечера предыдущего дня, так что новогодние празднования начнутся вечером 24 сентября).
Но Рош Ашана – это не просто старт нового календарного сезона. Это еще и День Суда над всеми обитателями Вселенной. В этот день определяется, что произойдет с человеком в течение наступающего года. Еврейские мудрецы говорили: «Три книги открывает Б-г в Рош Ашана: одну для злодеев, другую для праведников и третью для обычных людей. Праведникам немедленно подписывают и скрепляют печатью решение о продлении жизни, злодеям – смертный приговор, а дела всех остальных людей откладываются до Йом КипУра. Раскаявшихся ожидает жизнь, нераскаявшихся – смерть». Причем в Рош Ашана не определяется попадет ли человек в рай или же в ад, а только его судьба в этом мире и на этот год.
Накануне праздника принято просить другу у друга прощения за все обиды нанесены даже случайно в прошлом году.
Традиционно евреи начинают отмечать праздник в синагоге, где после вечерней молитвы говорят друг другу «ЛешАна товА тикатЕв ветехатЕм!» то есть «Желаю тебе, чтобы Всевышний записал в Книгу Жизни, что у тебя будет счастливый год и скрепил эту запись печатью!».
После этого все расходятся по домам, где их ждет праздничная трапеза с традиционными символическими блюдами. В этот вечер едят сладкие яблоки, которые окунают в мед (чтобы год был сладким) и рыбью голову (чтобы в этом году быть как голова, а не хвост). Так же желательно, чтобы на столе стояло как можно больше сладостей и ничего соленого, кислого и острого.
В каждый из двух дней евреи собираются в синагоге чтобы послушать звук шофАра — бараньего рога, чей резкий трепещущий звук должен пробудить в сердцах раскаяние.
В один из дней праздника (обычно в первый) совершают церемонию «ташлих». Для этого спускаются к какому-либо водоему – реке, озеру, морю (туда, где живет рыба, хоть к аквариуму, но приятнее все-таки к морю) и стряхивают края одежды, как бы сбрасывая грехи в воду. Этот обычай подтверждается словами пророка Нехемии: «Вытряхнул я полы свои и сказал: «Так вытряхнет Б-г каждого». Тем самым, как бы показываем всем, что избавляемся от груза и тяжести всех своих грехов и дурных поступков. Это церемония «облегчения совести» называется «ташлих», что значит «ты сбросишь», а позаимствовано название из предсказаний пророка Михи: «И ты сбросишь все наши грехи на дно самого глубокого моря».
Первые десять дней месяца тишрей особенные и называются на иврите «Ямим нораИм» — «Дни трепета» или «Грозные дни». Ничего общего с «Днями окаянными» Бунина здесь нет. «Грозные дни» («ямим нораим» на иврите), они же «Дни трепета», они же «Десять дней раскаяния» — это период от праздника Рош ѓа-Шана до Йом Кипура. А название этих дней напоминают человеку об их значении – это время между двумя днями суда, между Рош ѓа-Шана, когда выносится приговор, и Йом Кипуром, когда на вынесенном приговоре ставят печать.
Ну а на следующий после праздника день евреи постятся (Пост Гедальи). Пост был установлен мудрецами после смерти Гедальи, сына Ахикама, последнего правителя Иудеи, убитого Ишмаэлем, сыном Нетаньи. Вообще-то Гедалья был убит второго (или первого) тишрея, но поскольку в праздник нельзя поститься, то пост начинается после Рош ѓа-Шана.
Пост продолжается от восхода солнца до появления первых звезд, и все это время воздерживаются от любых еды и питья.
Кстати, если следующий после Рош-Ашана день приходится на субботу, то пост переносится на воскресенье. В этом году пост пройдет 28 сентября с 05.22 утра до 19.14 вечера.

Ниже, в качестве бонуса предлагаем вам краткий обзор некоторых событий, случавшихся в разные годы существования мира 1, 2 и 3 числа еврейского месяца тишрей.

1 тишрея 1 года (3760 до н.э.) - Шестой день Творения. Создание Адама и Хавы (Евы). Первое грехопадение.
В этот день были созданы все земные животные. В этот же день по образу и подобию Б-жьему был создан первый человек Адам (еврейская традиция (точнее, каббала) различает двух Адамов: Адам ѓа-Ришон - “Первый Адам (т.е. до создания Хавы)” и просто Адам) а из его ребра была создана его супруга и спутница Хава (Ева). Люди получили благословение-пожелание: “Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!"
Вот примерная хронология событий этого дня:
В первый час этого дня у Всевышнего созрело решение, во втором часу Он совещался с ангелами, на третьем - собрал прах, из которого было создано тело Адама. В четвертом часу Он очертил его контур, в пятый создал его ткани, а в шестом часу Он придал Адаму форму и поставил его на ноги. В седьмом Он вдохнул в него душу, в восьмом ввел его в Ган-Эден (рай), в девятом наложил запрет на плоды древа познания. Увы, но в десятом часу Адам нарушил этот запрет, за что в одиннадцатом часу был судим, а в двенадцатом - прощен Всевышним. Собственно, за проявленное самоволие и неисполнение приказа всевышнего Адам и Хава должны были быть немедленно изгнаны из райского сада, но Всевышний пожалел их и оставил в раю на время седьмого дня, т.е. субботы.
Кстати, плод Дерева Познания Добра и Зла был чем угодно (есть четыре мнения по этому поводу) но точно не яблоком.
Пребывая в райском саду Адам не отдыхал, а работал и работа его заключалась в уходе за садом. Конечно никаких сапок, секаторов и распылителей диоксинов Адам не использовал. Он просто молился и просил Всевышнего, чтобы тот посылал дождь в нужное время и нужное место сада и чтобы Он благословил грядущий урожай. Просил — цвело. не просил — все приходило в запустение. Вот таким было садово-парковое искусство первого дня Творения.

1 тишрея 1565 года (2105 год до н.э.) — Третий вылет голубя из Ноева ковчега.
На 307-й день Потопа Ноах в третий раз выпустил голубя из ковчега (два прежних полета см. 17 и 23 элула). Голубь не вернулся (это был не почтовый голубь) и Ноах понял, что воды Потопа отступили и земля начала подсыхать. В этот же день Ноах снял крышу ковчега, но и сам Ноах с семьей и все прочие обитатели ковчега оставались на нем еще 57 дней, до 27 хешвана, пока они не убедились, что поверхность Земли высохла окончательно и когда Всевышний скомандовал им выйти из ковчега и начать снова заселение земли.

1 тишрея 2084 года (1677 год до н.э.) — Связывание Ицхака.
1 тишрея 2084 года (1677 год до н.э.) — Йорцайт (годовщина ухода из этого мира) жены Авраама и матери Ицхака Сары.
Это было последним, десятым по счету, испытанием Авраама — согласно указанию Всевышнего он должен был принести в жертву своего любимого сына Ицхака. Авраам послушался всевышнего и отвел Ицхака на гору Мория (Храмовая гора в Иерусалиме), где связал его и положил на жертвенник. Однако Всевышний, увидев, что Авраам готов идти до конца, в исполнении его указаний, проявил милосердие и отменил указ. А вместо Ицхака в жертву был принесен оказавшийся рядышком баран (традиция гласит, что он был создан на исходе шестого дня Творения, специально для этой цели).
В тот же день, в возрасте 127 лет ушла из этого мира жена Авраама и мама Ицхака — Сара, входящая в число трех праматерей еврейского народа. Традиция гласит, что умерла она от того, что ей явился Сатан (сатана) и объявил, что ее Авраам повел Ицхака для принесения его жертву, но жертвоприношение не состоялось. Сара, решив, что Ицхак просто оказался недостоин (жертва — хлебная, плодовая, мясная должна соответствовать весьма строгим требованиям чистоты), очень огорчилась и умерла от разрыва сердца. Похоронена она была в Хавроне, в пещере Махпела, там же, где покоятся Адам, Хава, Авраам, Ицхак и его жена Ривка, Яаков и его жена Лея.

1 тишрея 2229 года (1532 год до н.э.) — Йосеф вышел из темницы.
После 12 лет заключения младший сын Яакова, Йосеф, вышел из египетской темницы, куда он был заключен по ложному обвинению. С этого момента началась его головокружительная карьера, приведшая его к второму по значимости посту в государстве.

1 тишрея 5684 года (11 сентября 1923 года) — Начата традиция даф йоми — ежедневного изучения одного листа Талмуда.
Даф йоми (“ежедневный лист” (иврит, на идиш — блат Геморэ) — предложенный рабби Меиром Шапиро из Люблина порядок изучения Талмуда, при котором все евреи в мире ежедневно изучают одну и ту же страницу талмуда. На изучение каждой страницы отводится один день и в таком темпе все 2711 страниц Талмуда “проходят” за 7 лет и 5 месяцев. Начато изучение было 1 тишрея 5684 года.29 сентября 1997 года был завершен 10-й цикл изучения, 2 марта 2005 года завершили 11-й цикл, а идущий сейчас 12-й цикл завершится 2 августа 2012 года.

2 тишрея 1 года (3760 год до н.э.) — Седьмой день Творения.
Это был первый шаббат в мировой истории и единственный, на сегодняшний момент, шаббат, который люди провели в раю. Этим днем закончились семь дней Творения (их было именно семь, а не шесть, как ошибочно думают многие).

2 тишрея (по другим данным - 1 тишрея) 3339 года (422 год до н. э.) - гибель Гедалии бен Ахикама.
Когда вавилонский правитель Навухаднецар (Навуходоносор) разрушил Храм и изгнал евреев в Вавилонию, он позволил незначительной части населения остаться в стране и поставил над ними в качестве наместника Гедальягу, сына Ахикама, потомка царя Давида. Узнав об этом, евреи, жившие в Моаве, Аммоне, Эдоме и других странах, вернулись в Израиль и занялись обработкой виноградников, подаренных им Навухаднецаром.
Царь Аммона, ненавидевший евреев, подговорил Ишмаэля, сына Нетаньи, который также был потомком царя Давида и претендовал на власть в стране, чтобы он убил Гедалью. Ишмаэль прибыл в резиденцию наместника в городе Мицпа. Хотя Гедалья был предупрежден о заговоре, он не поверил и принял Ишмаэля с почетом. В разгар пира Ишмаэль убил Гедалью, большинство евреев, бывших с ним, и вавилонский гарнизон, которых оставил в стране Навухаднецар. Оставшиеся евреи опасаясь мести вавилонян бежали в Египет.
Со смертью Гедальи погасла едва тлевшая после разрушения Первого храма последняя искра еврейской государственности в Эрец-Исраэль и началось вавилонское изгнание. В память об этом день убийства Гедальи отмечают постом (т.к. поститься в день праздника нельзя, то пост переносят на следующий день, 3 тишрея).

3 тишрея 1 года (3760 год до н.э.) — Изгнание людей из Ган-Эдена (райского сада).
Шаббат закончился и, как пишется в Торе “И отослал его Г-сподь Б-г из сада Эденского возделывать землю, откуда он взят. И изгнал Он человека и поместил к востоку от сада Эденского крувим (ангелов-разрушителей) и с огненным лезвием меч вращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни”.

Наступающий 5775 год является годом «шмита», т.е. седьмым (субботним) годом. Законы, связанные с этим годом, разнообразны и сложны, и в течение многих столетий о них написано множество книг. В самом общем виде законы эти можно свести к трем:
1. Этот год отменяет все денежные задолженности;
2. Согласно Торе, в последний год каждого семилетия запрещено обрабатывать землю Эрец-Исраэль;
3. Все, что порождает земля в этот год, считается бесхозным имуществом;

Тора подчеркивает, что нет запрета есть эти плоды, но торговать ими нельзя. Мудрецы зачислили тех, кто торговал плодами этого года, в разряд людей, которые не имеют права давать в суде свидетельские показания: ибо те, кто отвергает столь фундаментальную заповедь в погоне за наживой, легко могут стать лжесвидетелями. Запрет обрабатывать землю в седьмой год в самом общем виде означает, что все работы, цель которых — выращивание растений, развитие их и улучшение – запрещены, а все работы, цель которых — устранение убытков и вреда, — разрешены.
Во времена существования Первого храма евреи не соблюдали эту заповедь, не давая земле отдыхать, и в результате они были изгнаны в Вавилон ровно на столько лет, сколько у них набралось долгов по шмите, а земля Эрец-Исраэль в это время отдыхала.
К сожаленью, в настоящее время не все земледельцы Израиля соблюдают законы о годе «шмита» и, соответственно, примерно с середины октября на наши рынки и в супермаркеты начнет поступать продукция израильских садов, полей и огородов нового урожая. Поскольку в год предшествующий году «шмита», в Эрец-исраэль случаются рекордные двойные урожаи (это проверено практикой и никого в Израиле этим не удивишь) вполне возможно, что это будет продукция прошлого, не субботнего года, но удостоверения, подтверждающего это у рыночных торговцев, как правило нет (вы себе представляете азербайджанского торговца израильскими апельсинами, у которого за пазухой лежит ѓекшер о кошерности этих апельсинов?). И вообще, скорее всего такую продукцию будут отправлять в кошерные магазины Израиля, Америки и Европы, а сюда пойдет урожай этого года. Приобретать эти плоды нельзя (ну, то есть от того, что вы их съедите вы ничего не нарушите, но «поможете» другим евреям нарушить заповедь). Подобное положение вещей продлиться до тех пор, пока не уйдет урожай года «шмита», т.е. ориентировочно до начала 2016 года и все это время лучше не покупать израильскую сельскохозяйственную продукцию.
Если заповедь об урожае седьмого года касается лишь плодов Эрец-Исраэль, то отмена долгов касается всех евреев, где бы они не жили. Естественно, у богатого человека, ссужающего деньгами других, эта ситуация не вызовет особого энтузиазма и было время, когда из-за этого люди перестали давать деньги в долг, боясь, что «шмита» его отменит. Выходом явился документ под названием «прозболь» (в переводе с греческого – «перед судом»). Ввел его в обращение великий мудрец Гилель.
Дело в том, что в год «шмита» отменяются все долги в системе «человек-человек», но долг перед общественной структурой (судом) не аннулируется. И вот согласно этому документу, составленному до конца года «шмита», кредитор передает все связанные с кредитом права местному бейс-дину (суду). Ну а бейс-дин поручает ему востребовать с должника одолженную сумму, когда год «шмита» завершится.
Кстати, деньги, находящиеся на текущем банковском счету, считаются ссудой банку, и поэтому, если владельцы банка, где вы держите деньги – евреи, то необходимо составить прозболь или снять со счёта всю находящуюся на нём наличность. А вообще-то в законах об аннулировании долгов в год шмиты есть ряд тонкостей (как в прочем и во всех еврейских законах), поэтому, чтобы не нарушить это предписание Торы нужно проконсультироваться с раввином.
Подписать прозболь (это касается мужчин) можно в синагоге на улице Осипова, 21, у раввина Авраама Вольфа, который передаст ваш документ в бейс-дин. Сделать это можно будет в любое удобное для вас время (лучше всего – накануне наступающего Рош ѓа-Шана). Только не забудьте, что после подписания прозболя вашу подпись должны удостоверить два свидетеля.

Метки: прозболь

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100