25 декабря в «Морской галерее», переименованной в «Морской Арт-терминал», открылась крупнейшая в Одессе выставка картин и других произведений современного искусства «Restart». Неоднозначную реакцию она вызвала еще до открытия, о чем написала Анна Юрьева в своем материале. Организатор выставки – галерист и коллекционер произведений искусства Анатолий Дымчук – сказал по этому поводу, что подобное произошло 100 лет назад, когда в Одессе проходил первый «Салон Издебского». На нем демонстрировались работы московских, питерских, одесских и заграничных художников, многие из которых сказали новое слово в искусстве. Например, абстракционизм Кандинского. И в результате «салон» вызвал в обществе непонимание и скандал – слишком революционными оказались работы. А теперь Кандинский стал классиком. То же самое может произойти и с некоторыми участниками нынешней выставки. А кто-то уже может считаться живым классиком: например, те, чьи картины есть в Третьяковской галерее. И только время рассудит, кого вознесло на арт-Олимп следование модным тенденциям или умелый пиар, а кого – реальное мастерство.
Кстати о мастерстве. Дымчук советовал обратить внимание на художественное мастерство авторов. И действительно: практически все те, чьи живописные работы представлены на выставке, великолепно владеют кистью. И безупречная форма позволяет сконцентрировать внимание на содержании. А те, кто не владеет кистью, но мыслит художественно, используют другие инструменты – карандаш, фотоаппарат, компьютер, различные предметы. И тоже создают то, на что интересно посмотреть, и что заставляет задуматься. Например, инсталляция Жанны Кадыровой «Заполнение». Различные сосуды – кружки, бидоны, и даже унитаз, - вроде бы наполнены красной или синей жидкостью. А приглядишься поближе – и видишь, что в них просто вставлены куски стеклопластика, создающие иллюзию наполненности. Это можно трактовать как сравнение с людьми. Человек, который на первый взгляд «заполнен» глубокими мыслями и эмоциями, может на поверку оказаться «пустым». Кстати, то же самое может быть и с произведением искусства.
Самая шокирующая серия работ из «неживописной» части выставки специально размещена в отдельном помещении на нижнем этаже галереи, чтобы каждый подумал, стоит ли ему туда заходить. Фотохудожник Сергей Братков с помощью постановочной съемки и «фотошопа» визуализировал детские страшилки. Например, «Дети в подвале играли в Гестапо. Зверски замучен сантехник Потапов». Если зритель не слабонервный, он может просто пощекотать нервы подобным зрелищем, а может начать задумываться, прежде чем произнести «Я тебя прирежу!» или «Чтоб он горел синим пламенем!». Анатолий Дымчук на пресс-конференции обращал внимание журналистов, что присутствующие на выставке изображения политиков, о которых писала Анна Юрьева, - не карикатура, а нечто большее. Но при этом в этих работах используется такой характерный для карикатуры прием как гротеск. Кстати, упомянутая Юрьевой грубая порнография во многих работах тоже гротескна. И наталкивает на сравнение с рекламой и некоторыми направлениями в моде – тот же агрессивный секс-эпил, который из-за своего натиска перестал вызывать возбуждение.
Еще один излюбленный прием многих представленных авторов – помещение объекта в нестандартный контекст. На выставке можно увидеть, например, ковбоя и «мессершмит» на Луне, росу с глазами, входящую в море девочку со скрипкой или Тараса Шевченко, играющего в футбол вместо однофамильца. И «психодарвинизм» Ильи Чичкана – тоже пример такого приема. Эти картины вызывают разные чувства, но не могут оставить человека равнодушным – глаз обязательно остановится на несоответствии. Какими бы разными ни были работы, представленные на выставке, ее можно всю охарактеризовать одним прилагательным – интересная. И если на вопрос, связанный с прошлой выставкой в этом арт-пространстве, - стоит ли платить 60 гривень за просмотр выставки Никаса Сафронова – я не дам однозначного ответа, то на вопрос, стоит ли платить 20 (для льготных категорий – 10) гривень за просмотр выставки «Restart», категорично говорю: стоит. Выставка продлится до 27 января. Елена КАМИНСКАЯ, Odessa Daily