Odessa DailyМнения

Рабы массовой культуры: как не стать кино- или литературным рабом

trudyvl11

21 мая 2012 в 14:09
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

massovaya-cultura-2Рабство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Об этом страшном явлении в последнее время говорится все более открыто. Рабство повсюду, но больше всего там, где никто и не предполагает его существования за ярким глянцевым фасадом развлечений.
Умело скрытое, профессионально построенное, это рабство выглядит таким образом, что попасть в его сети в самом начале многие считают за настоящую удачу и даже честь. Именно на этом принципе построена работа большинство кинокомпаний и крупных издательств.
Постараюсь кратко рассказать о том, как не стать рабом массовой культуры - кино- или литературным рабом.
Яркие, глянцевые обложки современных детективов бросаются в глаза на каждом углу. Страны бывшего СССР недаром называют самыми читающими странами мира. Но о том, что стоит за глянцевыми обложками на самом деле, не знает никто из тех, кто покупает любимое чтиво. Впрочем, отголоски скандалов, сотрясающих московские литературные круги, время от времени доходят и до публики. Один из таких скандалов (вернее, даже не скандалов, а просто раскрытий правды) произошел совсем недавно.
Детективы, изданные под подписью «Марина Серова», еще некоторое время назад были лидерами продаж. С начала двухтысячных годов книг Марины Серовой было издано ровно 400. И только совсем недавно стало известно, что никакой Марины Серовой на самом деле никогда не существовало. Книги под этим брендом штамповало литературное агентство «Научная книга» из города Саратова, организованное одним предприимчивым бизнесменом. За годы выхода книг под этой фамилией в агентстве трудились свыше 100 человек - свыше 100 литературных рабов.
Кто такой литературный раб? Это человек, обладающий литературными способностями, который пишет книги, выходящие под чужим именем. Имя и фамилия раба не упоминаются нигде. Рабом, как правило, руководит фиктивное литературное агентство, которое работает под определенное столичное издательство.
Раб заключает с агентством договор, в котором обязуется никогда не претендовать на написанное, никогда не использовать сюжет в личных произведениях, и полностью отказывается от любых авторских прав на текст, написанный им. За свои услуги раб получает денежное вознаграждение.
Если кто-то думает, что работа раба высокооплачиваема, то глубоко ошибается. В месяц раб получает обычную низкую столичную зарплату - от 300 до 500 долларов. Если перевести это на гривны, то больше 4000 гривен рабу не платит никто.
Книга пишется так: синопсис делится по пунктам, например, 10 пунктов, и каждый раб отвечает за свой пункт.  Таким образом, над одной книгой работают около 10 человек, что позволяет агентству штамповать по 5 - 10 книг в месяц.
Качество текста и связность обрывков друг с другом никого не интересует. Именно от такой работы существует столь низкий уровень современных детективов.  Есть интересный нюанс: глава агентства, отбирающий рабов и отвечающий за написание бренда, отбирает рабов по…отсутствию таланта. Объясняю: в рабы попадает человек, умеющий писать средне,  упрощенно, стандартно, используя все еще советские филологические клише. Раб - человек со способностями, но без признаков таланта. Если автор имеет своеобразный почерк и стиль, и пишет талантливо - ему никогда не предложат стать рабом, потому, что его работа будет слишком отличаться от остальных 9 обрывков и не подобьется под общий уровень. А главный смысл в том, чтобы все рабы писали одинаково.
Отрывки часто не согласуются между собой, поэтому в продуктах столько ляпов. Так герой, к примеру, может уехать на «Опеле», а через страницу разбиться на «Тойоте». Он может сначала умереть, а потом воскреснуть, и в результате оказаться… сыном, а не мужем главной героини. Но на эти мелочи закрывают глаза. Ведь главное в этой работе - совершенно другое: умение писать быстро, производить продукт почти мгновенно, пока название бренда у всех на слуху.
Рабы вербуются через Интернет чаще всего двумя способами. Первый - это объявления о трудоустройстве. К примеру, такие: «Срочно требуется писатель на высокооплачиваемую работу». Или еще такие: «Крупному издательству требуется автор». Или вообще откровенно циничные: «Требуется автор для быстрого написания детективов». Совсем недавно на многих сайтах висело просто потрясающее объявление: «Крупному издательству срочно требуется автор для быстрого написания серии романов о войне. Вы будете указываться как литературный редактор или помощник редактора».
Такие объявления - первый признак того, что вербуют раба. Объявления всегда звучат очень заманчиво - в агентствах работают профессионалы.
Второй путь - это путь для начинающих авторов. Когда неизвестный автор начинает рассылать рукописи по издательствам, он всегда получает отказы. Но очень часто под этими отказами кроется что-то еще. Например, письмо выглядит примерно так: рукопись не подходит, вы ничего не умеете, но у вас есть способности, и мы сможем сотрудничать в дальнейшем. У нас есть сейчас один проект, вы можете принять в нем участие. Мы вас научим, как писать, и вы еще денег заработаете.
Если человек начинает интересоваться проектом и вступает в переписку, это означает, что раб на крючке. В контакт с рабом мгновенно вступает некий литературный агент, уговаривающий стать членом группы авторов. О том, что имя горе-автора упоминаться на обложке не будет, сообщают в последний момент.
Кстати сказать, текучесть кадров в рабстве очень большая. «Исписанного» раба постоянно заменяют «свежей кровью» - рабом новым.
Почему становятся рабом?  По двум причинам. Первая понятна: это деньги. На это соглашаются литературные редакторы, корректоры, журналисты, отчаявшиеся найти работу. К ним присоединяются и учителя литературы, желающие получать не 1200 гривен, а 4000. И, наконец, вторая: те, кто мечтает позже пробиться в издательства под своим собственным именем.
Но и для первых, и для вторых существует печальная статистика. Зарплата первых является недолгой - их быстро заменяют другими. А для вторых мир издательств навсегда оказывается закрыт. Если человек хотя бы раз работал рабом, он никогда не попадет в издательство под своим собственным именем. Этому способствует простая причина: редакторы крупных издательств мгновенно узнают почерк, узнают, под каким брендом писал бывший раб, и для него везде зажигается красный свет. К сожалению, исключений из этого правила не существует. Литературное рабство - это путь в никуда.
Точно то же самое, что и с книжными брендами, существует и в мире кино. Длинные многосерийные сериалы, популярные ток-шоу, развлекательные игровые шоу - все они созданы рабами. Только в этом случае рабы выступают не как писатели, а в качестве сценаристов.
Принцип тот же самый. Сценарист пишет отдельный кусок, а в титрах упоминается «главный автор» - как правило, это либо руководитель группы рабов, официально управляющий рабами, либо родственник кого-то из руководства канала или «высших чинов» съемочной группы - режиссера или продюсера.
Что касается передач вроде различных судебных расследований или документальных криминальных фильмов, тут раб-сценарист (или рабы) не упоминается вообще. Ведь зритель не должен знать, что жизненная драма, которую со слезами на глазах в суде или перед камерой переживают герои - всего лишь фальшивка, игровая история, написанная рабом-сценаристом, а герои из жизни - всего лишь второстепенные актеры.
В мире кино и телевидения рабство стало таким распространенным и массовым явлением, что о нем не стесняются и писать, и говорить открыто. Роль кинораба более печальна, чем судьба раба литературного. В кино или на телевидении часто вообще не существует никаких правил и прав.
Так, одна из крупных киевских телекомпаний действовала по следующему принципу. Сценариста без всякого договора уговаривают послать расширенный синопсис для написания сценария - как пробный тест, без всякой оплаты. Тему компания часто предлагает свою. Сценарист отправляет работу. Ему сообщают, что синопсис отвергнут и не подходит. После этого местные рабы студии переделывают его и используют в измененном виде без всякой оплаты. И в этой ужасающей ситуации сценарист абсолютно ничего не может доказать.
Кинорабы также вербуются в Интернете. Вербовку можно определить по следующему объявлению: «Требуются сценаристы для превращения кратких заявок в расширенные и написания на их основе сценария». Ответ на подобное объявление - подтверждение готовности стать рабом.
Что же делать, чтобы не попасть в рабство? Ответ только один. Не соглашаться на сомнительную работу, не стесняться задавать вопросы, и строго придерживаться законной юридической процедуры - и для книги, и для сценария требовать правильно оформленного авторского договора, в котором прописано абсолютно все.
И помнить о печальной статистике: участи тех, кто «погиб» в рабстве, так и не исполнив свою мечту. Ведь рабов не уважают даже те, кто пользуется их услугами. Что же касается рабских брендов, то они с течением времени все равно заканчиваются. Как, к примеру, «Марина Серова, сотрудница Генштаба и выпускница МГУ».

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100