Odessa DailyАфиша Одессы

Пятые «Немые Ночи» - гармония и сила старого кино

Odessa Daily

5 июля 2014 в 09:03

«Немые Ночи» закончились. Три самых, наверное, сентиментальных и романтичных вечера, какие только могут быть проведены в Одессе для любителей старого кино, уже состоялись, и теперь нам остается только ждать следующего лета.

Пятые «Немые Ночи» - гармония и сила старого кино

Обстановка на фестивале в этом году была очень камерной, впрочем, здесь всегда так, кроме разве что прошлогоднего финального дня, когда «ДахДотерс» сводили нас с ума. 

Фестиваль «Немые Ночи» прошел в Одесе уже в пятый раз. На первых фестивалях были образовательные блоки, но в этом году от этого отказались. Ситуация в Украине такова, что вообще стоял вопрос, проводить ли фестиваль. Но организаторы решились на проведение, и за это им нужно сказать огромное спасибо. Конечно, в стране идет война. Но там, где нет военных действий, все должно стараться идти свои чередом. Украинцы — сильные люди, и мы сможем все. Да и вообще, если сравнить с другими европейскими странами, у нас проводится совем немного фестивалей кино. Почему же мы должны отказываться от «Немых Ночей»? «Немые Ночи», ОМКФ, «Молодость» - что еще у нас кинофестивального на слуху? Ничего! Поэтому надо проводить, надо культурно развиваться, особенно, когда война совсем рядом — пригодится, поверьте!
Культура — это тот базис, на котором строится воспитание души. Мне почему-то кажется, что будь получше с культурой в нашей стране и особенно на Востоке, то, может быть, и не было бы сейчас всех этих проблем в Луганской и Донецкой области. Душу надо воспитывать, иначе душа умирает, и остается внутри человека небезызвестный Полиграф Полиграфович Шариков. А Шариков — он и есть Шариков, что с него возьмешь? Поэтому не опускаем рук, воспитываем душу!..
Итак, фестивали должны быть, как сказал Андрей Халпахчи, директор Киевского Международного кинофестиваля «Молодость».
Первый вечер фестиваля прошел очень интересно. «Ягодки любви» Александра Довженко и японские «Запах адониса» и «Игрушечный поезд Таро» - FKP trio и Ичиро Катаока в связке с Юрием Кузнецовым — начало фестиваля было азартным и захватывающим.
Второй вечер стал очень приятным открытием музыки Егора Забелова, белорусского аккордеониста, озвучивавшего французский фильм «Менильмонтан». Грустная история о двух сестрах, беззаботная жизнь которых в самом юном возрасте прервалась со смертью родителей, при всей ее простоте, безыскусности, стала очень заметным событием фестиваля. И причиной тому стал очень удачный выбор музыканта, подошедшего очень серьезно к работе над фильмом. Музыкальное сопровождение Забелова было таким тонким и деликатным, что порой я, например, забывала, что фильм — немой. Музыка была единым целым с задумкой авторов фильма — через столько лет... Поразило меня и лицо актрисы, исполняющей главную роль — Нади Сибирской — настолько оно было постоянно меняющимся в кадре, полуулыбка, полувздох, вот покатилась слеза, вот Надя опять посмотрела на камеру, глаза прозрачно раскрылись, нежная улыбка начала расцветать и снова спряталась — и так бесконечно — можно смотреть не отрываясь... Егору Забелову удавалось улавливать тонкие душевные моменты игры актрисы — на полутонах, подстраиваясь под походку, под взмахи ресниц... Импровизация сочеталась с подготовленными фрагментами, получилось очень деликатно и атмосферно, атмосферность поддерживалась криками пролетавших чаек — как-будто они договорились с Забеловым, в каком месте им вступать.вот такое волшебство подарил нам второй вечер... А потом начался «Ящик Пандорры» - с искрометным и остроумным аккомпанементом Юрия Кузнецова. Дива немого кино — Луиза Брукс — «сексэпил номер десять» или даже «номер сто» - выразительная съемка, оператор ловил каждое движение плеча, ноги, поворот, улыбку — это действительно очень сексуально и выразительно.
Третий вечер получился «на злобу дня», хотя программа формировалась задолго до событий в Крыму и на Юго-Востоке Украины. Первый крымско-татарский фильм «Алим» (режиссер Георгий Тасин, 1926 год) - фильм трудной судьбы — его сокращали, запрещали, уничтожали копии, но фильм выжил. Это очень символично. И смотреть фильм о крымско-татарском Робин Гуде было очень трогательно. Особенно когда музыкальное сопровождение делает крымско-татарский музыкнт Энвер Измайлов. Приезд его на фестиваль было достаточно сложно организовать, но это удалось сделать, и мы могли слушать гармоничную и яркую, по-настоящему восточную музыку этого уникального гитариста.
Закрывающий фестиваль американский фильм «Последний приказ» (США, 1928 год) странным образом пересекся с историей захвата руководства украинским городом Славянска Стрелком — историческим реконструктором. Фильм Джозефа фон Стеренберга практически об этом же. Музыкальное сопровождение фильма было американским — Alloy Orchestra сыграли очень свежо и изобретательно, создание музыки для немого кино — это их «конёк».
Три вечера немого кино, три вечера брифингов с музыкантами, деятелями культуры, в том числе с министром культуры Украины Евгением Нищуком — это было очень вовремя. Немое кино оказалось очень актуальным. Приходят смотреть такое кино люди особого склада — по словам Евгения Нищука, это люди открытого сердца и особого душевного настроения.
Это действительно так — немое кино может показаться не таким интересным современному зрителю, но в него надо всмотреться - «вкушаться». И тогда вы не оторветесь от киноленты, даже если вас будет заливать дождь — а смотрим мы фильмы на этом фестивале под открытым небом...
Кстати, по итогам зрительского опроса самым удачным проектом фестиваля прошлых лет стал фильм «Хлеб», показанный в 2013 году в сопровождении музыки белорусской группы PortMone. Белорусы рулят! ))
До встречи в следующем году и огромное спасибо организаторам, не испугавшихся трудностей.

 

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100