Odessa DailyМненияПолу сказки Леонида Штекеля

ПРОТИВОЯДИЕ №12: Люстрация судебной системы

Леонид Штекель

20 апреля 2014 в 20:24
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Великий Франсуа Вийон когда-то написал: «Я сомневаюсь в явном, верю чуду». Думаю, я не сделаю большое открытие, если скажу, что одесситы никому не верят. Власти, милиции, ЖЭКам. Оппозиции. Майдану и Антимайдану.

ПРОТИВОЯДИЕ №12: Люстрация судебной системы

Никому. Только чуду. В глубине души, самой глубине.

Но в этом неверии есть свои эвересты и марианские впадины. Все-таки, когда мы хотим от ЖЭКа починить водопровод или крышу, то понимаем – есть масса объективных причин, почему он не выполняет свои обязанности.

Не объективных тоже масса, но не о них сейчас речь. Великий Лозунг нашей власти: «Нет денег!»,

в общем, имеет под собой некоторые основания. Для многих чиновников, кроме судий.

Судье, чтобы судить, не нужна труба металлокерамическая, или чугунная. Шифер или черепица. Судья может, как великий Платон, ходить по дворику в вышиванке, или в тоге – кому как нравится, и судить – направо, налево, а может даже – прямо! Даже можно вот прямо здесь сесть – и судить.

Вот ежели спросить простого одессита: во что ты больше веришь – что марсиане высадятся на Пересыпи или Молдованке, чтобы половить бычка с пристани, или что судья в Приморском суде, или может в Суворовском будет судить по справедливости?

Вот я не сомневаюсь – он скажет, что марсиане – это надежнее. И пойдет за шарфиком «Черноморца». В подарок. Кстати, я ничего именно против Приморского или Суворовского суда не имею. Я думаю, любой обычный человек, который хоть раз по необходимости посетил сей смурной храм, знает, что справедливость и законность там отмеряют согласно квантовой неопределенности Гейзенберга: 1 квант справедливости, один квант законности – и целая вселенная жадности, подлости и хитрости.

Лично я скорее поверю в гигантского морского змея в Дельфинарии или в марсиан на Привозе, чем в справедливость и законность решений наших судов.

Есть у меня товарищ, который, ну, вот даже на столько не верит в Майдан. Хороший, умный человек, ученный. Кстати, и бит нашей административной системой неоднократно. Зовут его Андрей. Спокойно говорить о Майдане не может, ругается.

Ты знаешь, Андрей, а ведь именно Майдан дал шанс судебной системе стать ближе к людям.

События вокруг Майдана: все эти незаконные запреты митингов, административные наказание, вся эта судебное беззаконие против прав людей – четко доказали даже не нам, а всему миру – судебная система Украины смертельно больна. А специфика судебной власти такова: доверие людей – это ее основа основ.

Так вот Андрей, под давлением Майдана, 8 апреля Верховная Рада с энной попытки приняла таки Закон о восстановлении доверия судов.  В этом законе есть несколько важных положений.

Первое. Будет создана независимая Временная комиссия по оценке деятельности судей. Причем, что важно, комиссия занимается не только нарушениями в ходе протестных акций Майдана, но и нарушениями нашими судами прав человека, которые гарантированы европейскими конвенциями и прецедентными решениями Европейского суда по правам человека.

Наши люди часто не понимают значение этого европейского суда. А ведь согласно декларациям наших законов, его прецедентные решения являются обязательными для украинских судов.

И если в Страсбурге, по какому конкретному иску было принято судебное решение в сфере прав человека, то наши суды обязаны их учитывать при вынесении судебных приговоров

А подавляющее большинство наших судов защищает в судебных заседаниях права начальства, а не людей, или права денег, а не закона и справедливости.

И судебных приговоров, где есть прямые нарушения прецедентных решений Страстбурского суда по правам человека – у нас полным полно.

Так что появился шанс тех судей, которые судят не во имя закона, а во имя денег и начальства отправить судить из зала суда – в песочницу. Как минимум.

Я думаю, Андрей, ты не против? Конечно, пока великий юрист г-н Кивалов – наше юридическое все… Да, Андрей все верно. Но лиха беда начала.

И второе. Этот закон также отправляет все действующее сегодня судебное начальство – председатели судов, заместители – и прочее – в отставку. Они становятся все исполняющие обязанности – ио. И должны пройти новые выборы.

Я, Андрей, все понимаю. Но у общественности, у людей появляется шанс проследить за этими выборами. Будем откровенны, маленький шанс, но он есть. Чтобы не пустить в начальственные кабинеты уж очень одиозных судей. И ни в коем случае нельзя дать нашим судейским за закрытыми дверями, тихо и по-семейному, вновь переизбрать старое руководство.

В ночь перед бурею на мачтах горят святого Эльма свечки,
отогревают наши души за все прошедшие года.
Когда воротимся мы в Портленд, мы будем кротки, как овечки.
Да только в Портленд воротиться нам не придется никогда.  

 

Я, Андрей, когда прочитав о принятии закона о восстановлении доверия к судам, вспомнил одну из любимейших книг моей юности: «80 дней вокруг света». В ней есть очень забавный эпизод во время пребывания Филеас Фогга в Сан-Франциско. В современных фильмах ее, по-моему выбрасывают, а жаль

«На Монтгомери-стрит, где собралась огромная толпа. На тротуарах, посреди мостовой, на трамвайных рельсах, несмотря на движение экипажей и омнибусов, на порогах лавок, в окнах квартир и даже на крышах домов виднелось множество народа.

Толпа бушевала и волновалась. Знамена, покачиваясь, исчезали на мгновение и появлялись вновь, изодранные в клочья. Волнение толпы докатывалось до лестницы, и вся масса человеческих голов подавалась то вперед, то назад, как волны моря под ударами шквала. Количество цилиндров уменьшалось на глазах, а те, что еще оставались на головах, утеряли свою нормальную высоту».

На следующий день на вокзале Филеас Фогг спросил проводника:

— Послушайте, друг мой, что это сегодня происходило в Сан-Франциско?

— Митинг, сударь, 

— Но мне показалось, что на улицах было необычайное оживление?

— Нет, то был обычный избирательный митинг.

— Вероятно, выбирали главнокомандующего? 

— Нет, сударь, мирового судью».

Жюль Верн, конечно, шутник. Но вот ты знаешь, Андрей. Я думаю, когда у нас так будут выбирать судью, вот тогда наши суды станут обителью закона.

Меня, честно говоря, достали громкие лозунги. Нужные простые, четкие конкретные дела.

Ну а тем, чьи права в судах были нарушены, пора собирать документы и готовить обращения во Временную комиссию. У Вас есть шанс отыграться. Удачи Вам, и, советую, не ругать Майдан за то, в чем он не виновен!

Что ж, если в Портленд нет возврата, пускай несет нас черный парус,
пусть будет крепок ром ямайский, все остальное - ерунда.
Когда воротимся мы в Портленд, ей-богу, я во всем покаюсь.
Да только в Портленд воротиться нам не придется никогда.  

Леонид Штекель


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100