2 апреля в Музее Западного и Восточного искусства открылись две выставки, приуроченные к Пасхе, – выставка иконописи и культового ювелирного искусства «Образ Светлый» и выставка живописи николаевской художницы Аграфены «Дуэт».
На выставке «Образ Светлый» в Зале искусства 20-го века представлены необычные иконы Виктора Торопова из Южного и ювелирные изделия (нательные кресты, медальоны с ликами, и др.) одесситов Степана Мацюка и Евгения Грищука. Виктор Торопов родился в 1944 году. Учился в Московском Архитектурном институте. Иконописью занимается с 2000 года. В своем творчестве, по словам искусствоведа Людмилы Сауленко, Виктор опирается на традицию русской иконы «строгановского» письма, Палеха и Мстеры с ее изысканным линейным ритмом, яркими звонкими красками, мажорным художественным строем. Такая иконописная традиция пришла в Россию из Болгарии, которая, в свою очередь, переняла ее в Византии. Работы очень яркие и привлекающие взгляд. Они действительно напоминают палехскую лаковую миниатюру. И многие считают их не иконами, а живописью на религиозную тему. На выставке Аграфены в итальянских залах представлено 45 картин большого формата, написанных за последние 2 года. Аграфена Гандзюк родилась в г. Николаеве в 1976 году. Ее отец Степана - тоже художника. На выставке представлена одна его работа – портрет маленькой дочки, играющей на аккордеоне (Аграфена действительно умеет на нем играть). В 1991 года по 1998 год художница училась в Одессе в художественном училище имени Грекова. В 1993 году вышла замуж. В 1994 г. родила сына – Богдана. После окончания учебы вернулась в родной город. Рисовала заказные портреты на улице. Именно там ей повезло: Аграфена познакомилась с супружеской парой французских врачей, и они пригласили ее погостить во Францию. Там художнице удалось провести несколько своих выставок, а также набраться впечатлений. На нынешней выставке можно увидеть пейзажи и сцены из жизни французских городов. Название выставки «Дуэт» - это, в первую очередь, к дуэт с Богом. Ведь, с точки зрения верующего, человеческое творчество без участия Бога невозможно. В экспозиции, кроме вышеуказанных пейзажей, можно увидеть портреты (в том числе несколько автопортретов), натюрморты, сцены из жизни детей, философские и религиозные сюжеты. Очень часто Аграфена изображает лошадей и птиц. Искусствовед Ирина Тимохова видит в изображении лошадей диалог с известным французским художником Теодором Жерико, который тоже очень любил и много рисовал этих грациозных животных. Удручает то, что цветовая гамма работ Аграфены по-декадентски мрачноватая. Выставку можно было бы назвать «Здравствуй, грусть!» или «Печаль моя светла». И это несмотря на то, что сама Аграфена, похоже, счастлива – у нее есть любимый муж, сын и работа. Выставки продлятся до 25 апреля. Елена КАМИНСКАЯ, Odessa Daily