Odessa Daily Новости
Памяти Игоря Максименко
Odessa Daily
26 ноября 2019 в 19:41Мы простились с Игорем Максименко. Ему было 57 лет. Один из наших коллег (мы все работали в конце 90-х-начале 2000-х в "Репортере", созданном Валерием и Ларисой Евсеевыми), написал о нем. Знаю, что таких жанров в СМИ нет, но, если возможно опубликовать это, нам будет приятно, что люди смогут вспомнить хорошего человека и профессионала.
Но зато мой друг лучше всех снимает спорт
Снимал…
Нет его больше с нами.
Незадолго до этого он позвонил одному из нас, и во время разговора возникло ощущение, что он прощается. Мать тоже говорит, что в свой последний день он вел себя так, словно знал, что уйдет сегодня. Не стало Игоря Максименко. Он не был образцом дисциплины и благополучия. Многие, кто знал его, относились к нему с понимающей улыбкой: «Максимыч» - и этим все сказано. Кто-то мог считать его странноватым. Но именно этот человек, на наш взгляд, сыграл яркую роль в становлении спортивного телевидения, и не только в Одессе.
На рубеже веков спорт в нашем городе был если на подъеме, то уж, по крайней мере, тогда там было о чем рассказывать. По отзывам многих телезрителей (а их хватало), наиболее смотрибельной программой был «Спорт-Тайм» информационного агентства «Репортер». К нынешнему каналу «Репортер» он не имеет никакого отношения.
Ларчик открывался просто. Здесь пытались не просто отчитаться о событиях спортивной недели, но сделать это интересно. И если удавалось, то условные «лавры» доставались журналистам, которых запросто останавливали на улице и благодарили за работу. А главные герои зачастую оставались в тени.
Профессионалы телевидения знают: центральная фигура здесь – оператор. От того, что и как он снимет, зависит судьба сюжета – на львиную долю процентов. Игорь работал с душой, ему было любопытно все вокруг, он жил этим и не уставал открывать для себя новое, учиться. Можно сказать, что он опередил свое время. И, несомненно, был творческой личностью.
Это сейчас в любой, уважающей себя спортивной программе сюжеты пестрят видео-перебивками – «случайными» кадрами, не имеющими прямого отношения к соревнованию, но придающими ему новые краски, привлекающими внимание. А тогда даже на всеукраинских каналах все было куда банальнее и обыденнее.
Появившиеся позже передачи канала «1+1» работали в этом же направлении, на зрителя. Но они выполняли целевую установку сверху, тогда как для Максименко это было чем-то естественным, свойственным лично ему и неотъемлемым. И эти его милые собачки, застигнутые врасплох кокетки, переезжающие в динамике с ног на голову велосипедисты и прочие кадры, за которые мог зацепиться или которые мог придумать далеко не каждый, покоряли зрителя.
Нам повезло. Почти все годы, проведенные в старом добром «Репортере», там работали добросовестные профессиональные операторы. Причем, чаще всего они и становились таковыми именно там. Но все же Игорь Максименко стоит особняком. Он был одним из тех, кто может работать на съемке без журналиста, и, глядя сюжет, вы никогда об этом не догадаетесь. А у самого номинального «автора» при работе с видео возникал абсолютный эффект присутствия.
Повторимся, он не был примером для подражания в быту и выполнении рутинных обязанностей. Но именно его вспоминали всякий раз, когда хотели объяснить новичку, к чему тот должен стремиться на съемке. И, наверное, можно сказать, что на этом примере была стихийно воспитана операторская традиция того «Репортера». Хотя, конечно, второго Максименко не появилось.
Ему, как любому, кто пытается творить, так не хватало оценок его работы, пусть даже критических. Все ограничивалось комплиментами журналиста – автора сюжета, а иногда еще его хвалили на обсуждениях выпусков программы. Это окрыляло, но зрительского признания он так и не получил. Такова, к сожалению, участь оператора.
Нам хотелось рассказать вам об этом человеке, хотя бы сейчас – когда он ушел. Об одном из тех, кто делает нашу жизнь интереснее, в меру своих возможностей. Увы, его собственная жизнь могла бы быть значительно более интересной… Спасибо, Максимыч! Будем помнить.
Коллеги по ИА «Репортер» в 1997-2002 годах
Odessa Daily