Odessa DailyНовости

«Открытые двери-2018»: дорогу - молодым режиссерам!

Odessa Daily

24 октября 2018 в 15:24

Международный театральный конкурс-лаборатория «Открытые двери-2018», организованный Одесским театром юного зрителя совместно с Продюсерским центром OpenDoors при поддержке Украинского культурного фонда, закончил свою работу. Хотя настоящая работа только сейчас, после окончания лаборатории, и начинается – когда начнут ставиться спектакли в Одесском ТЮЗе.

С 16 по 20 октября пять молодых режиссеров репетировали свои эскизные постановки с труппой театра, а 21 октября на главной сцене ТЮЗа соревновались за право постановки спектакля в Одесском театре юного зрителя имени Юрия Олеши: Богдана Орлеанова, Анна Мотыка и Александр Баркар - все из Украины, Яника Коппел из Эстонии и Анастасия Лаптинская из Беларуси. Всего через пять дней, в воскресенье 21 октября, постановочные эскизы молодых режиссерров можно было посмотреть всем желающим.

Оценивал эскизы Экспертный Совет лаборатории, в котором были опытные и признанные мастера – директор Харьковского театра для детей и юношества Андрей Гапанович, директор-художественный руководитель Первого академического украинского театра для детей и юношества (Львов) Юрий Мысак, заведующий кафедрой актерского мастерства Харьковского национального университета искусств имени Котляревского, заслуженный деятель искусств Украины Леонид Садовский, заведующая литературно-драматургической частью Белорусского академическоготеатра юного зрителя и редактор отдела журнала «Мастацтва» Жанна Лашкевич (Минск), лауреат Премии театроведения и театральной критики Национального союза театральных деятелей Украины, лауреат премии имени Амвросия Бучмы, театровед, театральный критик Алла Подлужная и режиссер, руководитель театра-студии «Дзеркало», глава общественной организации «Центр розвитку театру «Час Т» Дмитрий Гусаков. Три года назад Дмитрий Гусаков участвовал в такой же театральной лаборатории в Одесском театре юного зрителя в качестве конкурсанта, победил в конкурсе-лаборатории, получил право постановки спектакля по повести Вениамина Каверина «Легкие шаги»и поставил спектакль под названием «Сердце в ладонях»в собственной инсценировке повести Вениамина Каверина.За три года Дмитрий очень многое успел – стал членом Международной ассоциации театров для детей Assitej International, ставил спектакли в Хмельницком, Харькове, в Киеве и за рубежом, работает режиссером-постановщиком Хмельницкого академического музыкально-драматического театра им. М.Старицкого.

Все дни лаборатории, кроме финального, были заполнены репетициями и прогонами, но кроме репетиций, режиссеры и эксперты успевали проводить майстер-классы для всех желающих, в рамках лаборатории прошел круглый стол «Театр для детей и молодежи – проблемы, возможности, актуальность», мастер-классы и встречи с режиссерами и экспертами превращались в активные обсуждения проблем детских театров. Жанна Лашкевич учила, как правильно подавать заявки-экспликации для участия в конкурсах. Дмитрий Гусаков делился свои опытом «жизни после победы в театральной лаборатории»и рассказывал о широчайших возможностях для современных молодых режиссеров. Алла Подлужная рассказала о работе украинского театрального фестиваля «ГРА». Лаборатория – не только конкурс режиссеров!.. Это – царство театрального духа, праздник театрального братства!

21 октября в 15.00 начался финальный показ конкурсных отрывков.

Первой показала свою работу киевлянка Богдана Орлеанов - – «Як Девід Боуї в Одесі жив» по пьесе Дарьи Ларионовой «Бог Мішка». На сцену вышли заслуженная артистка Украины Валентина Губская, ведущий мастер сцены Игорь Тильтиков, актеры театра Виктор Раду, Валентин Сальников, Надежда Машукова, Алексей Кочетов и Ирина Желяева.

Эскиз Богданы Орлеановой порадовал своеобразной эклектикой – образов, костюмов, речью героев, оформлением сцены. Видеоряд, заменивший собой задник сцены, погружал зрителей в мир певца и актера Дэвида Боуи (Алексей Кочетов), который, по замыслу автора пьесы, живет в голове у старого Мишки (Игорь Тильтиков). Впрочем, в голове у деда Мишки живет еще и Вакулов (Валентин Сальников), друг Дэвида Боуи – очень своеобразный персонаж, с которым Мишке приходится общаться. Видеоряд – за спинами актеров – как идеальный мир. А персонажам пьесы приходится жить здесь, в старом одесском дворе, в обычном быту старой маленькой одесской квартиры на Молдованке или Слободке.

У Мишки сегодня – день рождения, вся семь я в сборе, все говорят дежурные слова поздравлений, и Миша скучает за столом – он сбегает в туалет-шкаф, и только там Мишке удается подумать и поразмышлять. О чем? О смысле жизни.

Очень безжалостный по отношению к персонажам текст. Иногда казалось, что герои живут где-то в девяностых годах, или что на сцене – какая-то очередная по счету серия фильма «Брат». Яркие персонажи. Несчастный пьяный Толик (Виктор Раду) и кажущаяся такой простой и грубой Марина (Надежда Машукова). Пьяная бабушка Катя (Валентина Губская) – Катюня, как её зовут родные – жалеет о несбывшейся мечте стать балериной. Дина (Ирина Желяева) – очень эмоциональный подросток с неустоявшейся психикой. Каждый живет в своем мире, и немудрено, что у Мишки появился воображаемый друг, и даже не один! – человеку хочется общения и понимания.

Мне было очень жаль, что отрывок такой короткий, и мы не узнаем, что будет дальше с героями. Заинтриговали! И очень надеюсь, что спектакль увидит жизнь на сцене Одесского ТЮЗа, потому что жаль упускать такую разработку.

Второй вышла Анастасия Лаптинская с отрывком инсценировки поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка».

Получился очень экспериментальный показ – часть зрителей уместилась на стульях прямо на сцене, часть перешла на балкон театра, чтобы видеть, что происходит за спинами сидящих на сцене. Жаль, мы не всё увидели!.. Но те, кто сидел на сцене, восприняли это показ с большим интересом.

Это был самый «атмосферный» отрывок из всех. Попытки найти свой язык. Попытка показать внутренний мир абсурдных персонажей при помощи пластики, необычной артикуляции текстовых реплик, выстраивания мостика между актерами и зрителями через нагнетание атмосферы. Музыкальное оформление –очень своеобразное, будящее ассоциации. Оказалось, что главный Актер – Игор Волосовский – очень пластичен и умеет быть ироничным даже в абсурдной ситуации, что он умеет рисовать, что он не боится публики, сидящей нос к носу с ним. Оказалось, что Виктория Алексеева и Тереза Заурбекова легки и пластичны – в движении и в речи. И все вместе с режиссером – в поиске, в эксперименте. В общем, это был самый необычный показ из пяти. И, может быть, со временем, «Охота на Снарка» будет доработана и поставлена – может быть, на экспериментальной сцене? Удачи молодому режиссеру!

Анна Мотыка показала отрывок из детской сказки «Хочу быть волком!» немецкого драматурга Беттины Вегенаст. Это история о том, как в лесу освободилась вакансия Волка (он умер!), и один из барашков решил занять это место. Сможет ли баран Бяшка со смешным именем Бяшка стать Волком? и должен ли он тогда съесть своего друга-барана Кудряша? Сможет ли обычный безобидный баран стать настоящим злым волком?.. И что из этого получится?

Знаете, чем занялись три поросёнка, когда одолели злого Волка? Они открыли кафе здоровой пищи и студию новостей. Три смешных деловитых поросёнка в исполнении студийцев «Призвания» Алеси Русиновой, Марии Назаровой и Яны Ройхман создают на сцене уютное пространство, в нем хорошо и привычно двум баранам, зашедшим на огонек.

Бяшка и Кудряш в исполнении Михаила Малицкого и Ильи Шульги милы и обаятельны. Тем страшнее становится преобразование Бяшки, когда он идет работать Волком. Был момент, когда текст пьесы перекликался с нашей современной действительностью, и тогда можно было разглядеть в пьесе для детей отголоски Шварцевского «Дракона». И тогда стало явным то, что эта пьеса – не только для детей. И что зрителю, как в любой настоящей сказке, должно стать страшно – чтобы потом у сказки был хороший конец. Очень надеюсь на хороший финал!

Спасибо Анне Мотыке за эту работу!

Далее мы увидели инсценировку «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери в постановке Яники Коппел.

В Одесском ТЮЗе уже когда-то ставили «Маленького принца» - в восьмидесятые годы. У спектакля был свой зритель. И это одна из популярнейших тем для инсценировок – в заявках, присланных для конкурса-лаборатории, из 30 заявок две были по «Маленькому принцу». То есть, эта книга, её идеи и смыслы сейчас очень востребованы.

Яника Коппел работала с актерами по системе Dragon Dreaming – чтобы создать гармоничную, творчески настроенную команду, работающую с радостью, работающую честно, взаимно уважая друг друга. И у коллектива из десяти актеров получилась очень гармоничная команда, каждый был на своем месте, работали с удовольствием, и со сцены прямо-таки полились «лучи добра». Зрителям оставалось только плыть по течению реки эмоций – с попутным ветром лететь на самолете – и одновременно разговаривать об очень важных вещах.

Очень много себя вложили в отрывок актеры Ляна Карева, Алена Нагаева, Злата Скальская, Ольга Саяпина, Иванна Ницак, Александр Чорба, Алексей Межевикин, Влад Бутенко, Михаил Манорик, и Роман Гусев. Собственные тексты Яники и актеров-участников переплетались с текстом Экзюпери, очень современным и своевременным. Яника, как мудрый волшебник, превратила все тексты в единое целое, одна сцена перетекает в другую, и глаз – просто не оторвать. И жаль, что пока мы не увидели весь спектакль – но мы надеемся увидеть!

Завершающим показ отрывком стал постановочный эскиз Александра Баркара «Красная Каска» по пьесе Керен Климовски.

Александр Баркар очень серьезно и четко расставил акценты в отрывке. У каждого – своя роль, своя ниша. Почти как в комедии дель-арте. Папа, который боится современных детей (Сергей Демченко), Мама, которая не понимает современных детей (Инна Мешкова), Бабушка, которая не боится, понимает и очень любит свою внучку (Валентина Гульченко, Красная Шапочка, которая Красная Каска, и которая очень боится стать взрослой (Ирина Шинкаренко), и сам Волк, который очень дружен с красной Каской – ведь он её воображаемый друг, и он не может быть злым и враждебным. Напротив, этот современный Волк (Александр Ильвахин) – вальяжен и самодостаточен, уверен в себе и обаятелен до умопомрачения. И главное – он «свой», понимает всё, и с ним не страшно и не стыдно говорить о самых разных подростковых проблемах. И самая страшная проблема Красной Каски – неминуемое взросление и переход в мир взрослых.

«Правильно написанная» экспликация, отсюда - «правильно поставленные» сцены. Смотреть было очень интересно. Неожиданно раскрылись актеры. И ими можно любоваться. И, опять же, хочется досмотреть уже до конца.!

Потому что – актуально. Потому что – искренно. Потому что – о подростках и для подростков, для мам, пап и бабушек. Точное попадание. Удачное совпадение - драматурга, режиссера и актеров.

На мой взгляд, победили все пятеро режиссеров-финалистов. Они прошли отбор, они смогли за пять дней сделать постановочные эскизы, которые раскрывают их возможности как режиссеров-постановщиков. И они увидели свои сильные и слабые стороны, поняли, над чем им нужно работать. Они приобрели бесценный опыт.

И у них есть шанс увидеть свой спектакль на сцене Одесского ТЮЗа им. Юрия Олеши. Или другого украинского театра. Или неукраинского. Все дороги – перед ними! Доброго пути!

Фото: Юлия Сущенко

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100