Odessa DailyМнения

Эдуард Матвийчук и Общественный совет: оплеуха «в прямом эфире»

Wesleyunawn

13 сентября 2012 в 06:59
Текст опубликован в разделе «Мнения». Позиция редакции может не совпадать с убеждениями автора.

Photobucket
Форум общественных организаций Одесской области, который прошел в обладминистрации в прошлую пятницу, по-настоящему так и не был освещен в СМИ. Как говорят журналисты, прошла дежурная «инфа» о встрече и выступлении главы обладминистрации, о дружных аплодисментах общественников и т.д. То есть перед нами очередное помпезное пиар-мероприятие, которое ничем не выделяется из остальных, проводимых областными властями в этом направлении. Между тем, сей форум знаменует собой совершенно уникальное в одесской общественной жизни явление.

Осенью 2010 года правительство Азарова приняло знаменитое среди представителей общественности Постановление № 996, которое утверждало общественные советы как новую социально-политическую реальность. Многие общественники восприняли это как достижение своей социально-политической деятельности. Впервые в истории Украины общественные советы, во-первых, получили право быть созданными не сверху, а снизу (пусть очень ограниченное, но такое право в Постановлении № 996 заложено). Во-вторых, общественным советам пообещали, что их деятельность будет носить рекомендательный характер. В обычном человеческом понимании это означает, что представители исполнительной власти, при которой создаются общественные советы, обязаны в обязательном порядке рассмотреть рекомендации общественных советов, и дать на них мотивированный ответ.

Ретроспективно оценивая прошедшее время, нужно, конечно, очень осторожно подходить к этим радостным рассуждениям общественности. Несомненно, главной причиной выхода в свет Постановления Кабмина № 996 была, скажем мягко, не столько деятельность общественных советов, сколько политическая реальность тех дней. Исполнительная власть при президентско-премьерской вертикали стремилась с помощью пиарщиков создать и у западных политических спонсоров, и у общественности представление о том, что в стране есть абсолютно неконструктивная оппозиция, которая критикует власть на чем свет стоит, а есть конструктивные общественники. И эти последние теперь с новой силой и в новых условиях могут вместе с властью бороться за решение конкретных проблем.

Постановление изначально носило характер политического пиара, хотя многие его положения действительно были революционными в отношениях власти и общественности. Но вся эта «революция» упиралась в одну важную вещь. Никаких механизмов, чтобы заставить власть выполнять эти правила игры, в Постановлении № 996 не заложено. Их нет ни в самом постановлении, ни в других сопутствующих документах. Общественникам предложили прописать их самим - в надежде что, мол, власть будет исполнять постановление, а дальше посмотрим.

Надо сказать, что в целом ситуация с общественными организациями в Украине - очень плохая. С одной стороны, их невообразимо большое количество. К примеру, только в Одесской области зарегистрировано чуть ли не 3000 организаций. Но с другой стороны... Во-первых, реально работают вряд ли больше 10% количества зарегистрированных организаций. Во-вторых, подавляющее большинство из них - это либо абсолютно карманные организации отдельных коммерческих структур, либо те, кто живет за счет западных грантов и работает строго в рамках своих программ. Ни о легитимности, ни о реальном социально-политическом влиянии здесь говорить не приходится. Разумеется, есть необходимость и в таких организациях – знаменитый третий сектор, некоммерческие организации. Но ведь Постановление № 996 даже декларативно предусматривало налаживание связи людей и власти, своего рода мостик над тем морем недоверия, что реально существует в нашей стране. А эти организации, кроме самих себя, вряд ли кого-то представляют.

Кроме того, большинство общественных организаций, как минимум, нейтральны по отношению к власти, а чаще - благожелательны, потому что от их сотрудничества с властью зависит их финансирование. И коммерческие структуры, и западные гранты даются не тем, кто борется с властью, а тем, кто любит ее трогательно и нежно. Недавняя история со знаменитой и реально действующей некоммерческой организацией «Дорога к дому» - очень показательна. Когда решением власти им была увеличена арендная плата, руководство организации стало опасаться, что эти действия могут быть восприняты грантодающими организациями как разрыв контакта с властью и, следовательно, финансирование может быть прекращено. Интересная ситуация. Западные организации фактически говорят, что если вы не дружите с властью, мы вам денег не дадим. Это в реальной жизни, а не в том придуманном мире псевдопатриотов, которые кричат, что Запад всех купил. Очень редко бывает, что западные грантодаватели настроены не то что негативно, а хотя бы с долей сомнения по отношению к власти. Обычно власть для них является образцом того, с кем нужно сотрудничать, и отсутствие сотрудничества с властью является основанием для отказа в финансировании организации. Ну, за очень редким исключением – может быть, процентов 5, и то в лучшем случае.

Часть общественных организаций носит околополитический характер, они вроде как представляют элемент политических партий, которые их организовавших, но при этом сама их роль очень невелика. Вообще, в Украине поле общественной деятельности - крайне узкое. Во многом это связано с нищетой населения, которое не готово финансировать деятельность общественных организаций. У бизнеса, который абсолютно не заинтересован в своем политическом пиаре, потому что главная для него задача - быть в хороших отношениях с властью, а для этого нужно финансировать власть, а не общественные организации, - на них уже нет денег. Кроме тех случаев, когда дружба с властью происходит через «карманные» общественные организации.

В этой ситуации деятельность общественных советов в Украине представляет собой набор регионов, где общественный совет – это представители власти в одеждах общественности или же правящая партия в тех же одеждах общественности. Разница лишь в том, что где-то упор делается на политическую партию, а где-то – на областные структуры исполнительной или законодательной власти.

До недавнего времени Общественный совет при Одесской обладминистрации был в этом перечне «белой вороной». Он достаточно дистанцировался от власти, и в этом плане был не совсем обычен для Украины. Однако с того момента, как во главе совета стала Тамила Афанасьева, ситуация поменялась. Теперь Общественный совет стабильно идет в русле обладминистрации, выполняя все требования партии власти, типа пинания сидящей в тюрьме Тимошенко и восхваления «Народного бюджета», и дружно изображает собой ту самую общественность, ради которой и работает исполнительная власть.

Надо сказать, что Одесская обладминистрация с самого первого момента относилась к Общественному совету индифферентно. С момента создания общественных советов согласно Постановлению Кабмина № 996, власть рассматривала их как некое неизбежное зло, и на все резолюции и обращения, отправленные в обладминистрацию, не обращала внимания. Как крестьяне, которые живут возле вулкана, и постепенно привыкают к его пыхтению. Представители обладминистрации, кроме сотрудников управления внутренней политикитех, которые по профилю своей работы обязаны работать с общественными советами, на самом деле не посещали ни заседания всего совета, ни его президиума – за очень редким исключением, когда нужно было показать волю администрации. И вся эта общественная активность была им по барабану.

Ситуация была в своем роде уникальной. Общественные советы существуют в Одесской области с конца 90-х. Разумеется, при разных главах обладминистрации они занимали разное общественное положение. При некоторых были публичные дискуссии, другие хоть изредка проводили встречи с общественными советами, где звучала критика, вносились предложения, и иногда обладминистрация даже принимала решения в духе общественных советов. Надо сказать, что те советы были абсолютно бесправными, они создавались по желанию обладминистрации, по ее спискам, и, что важно, регулярные собрания этих советов происходили только по инициативе обладминистрации. То есть прав они имели неизмеримо меньше, чем нынешние. Никаких помещений для собрания, никакого представительства не было. Просто приглашали группу людей, когда нужно было изобразить совещание с общественностью. Однако здесь надо понимать важную вещь. Политическое противостояние в нашей стране, наличие реально работающей оппозиции, необходимость хоть какой-то реакции на деятельность оппозиции неизбежно порождала у исполнительной власти желание изобразить, что она с общественностью консультируется, общается, общественность подсказывает власти, что нужно делать для того, чтобы в политической игре с оппозицией у правящей силы были дополнительные козыри. Встречи с общественностью были необходимой частью политического пиара, и в силу этого они должны были иметь хоть какой-то результат.

Общественный совет при ООГА на основе Постановления Кабмина № 996 был создан властью, которая взяла направление на полное игнорирование политической оппозиции. То есть власть стабильно идет к тому, чтобы по примеру России превратить оппозицию в некую маргинальную силу, чье влияние равно нулю, чьи предложения никогда не принимаются, чье мнение никогда не выслушивается, на чьи действия никогда нет реакции. Реальное политическое влияние такой оппозиции равно нулю. В условиях отсутствия политического плюрализма, какие бы грандиозные реверансы не раздавала власть, общественный совет неизбежно превращается в чистую декорацию. Этот момент был ясен с самого начала. Хотя в то время, когда Общественный совет при ООГА только создавался, не была понятна вся глубина этого курса на маргинализацию оппозиции. Сегодня этот курс вполне очевиден, и форум общественных организаций – наглядный тому пример.

Конечно, в России, ситуация вовсе не столь однозначная. Весь вопрос в головах. Если у представителей власти хватает мозгов и желания хотя бы на словах и по не принципиальным вопросам слушать чужое мнение, то даже при отсутствии оппозиции, общественные советы могут играть определенную роль. Как, кстати, это было и в СССР. Но наша «элита» по сравнению с российской…

Давайте поставим точки над і. Что произошло на форуме? Собрали людей со всей области для проведения мероприятия, необходимого для пиар-кампании. На это мероприятие приходит губернатор и рассказывает не об общественных организациях, советах, их деятельности, не о том, как необходимо контактировать с ними – нет, он рассказывает о «Народном бюджете». Представителям общественных советов была прочитана стандартная пиар-лекция, нужная лишь для того, чтобы о ней сообщили СМИ. Причем текст самой речи СМИ даже не стали воспроизводить, поскольку все одно и то же. Глава обладминистрации изначально вообще не планировал никаких контактов с общественностью. Мало того. У представителей общественности накануне был небольшой диспут – сколько времени он будет находиться в зале. Обычно главы приходят, выступают, послушают три-четыре выступления и уходят. Во всяком случае, сам г-н Матвийчук вел себя именно так всего год назад. На этом форуме был поставлен рекорд: Эдуард Матвийчук прочитал свою очередную речь о «Народном бюджете», где, в частности, сказал, что много советуется с общественными советами, после чего вручил четыре или пять грамот, и ушел – он должен был открывать школу. Все. А то, что сюда приехали люди из районов, чтобы с ним встретиться, что пришли члены общественных советов, которые никогда за все время их деятельности с ним не встречались и хотели бы высказать свою позицию по многим вопросам – в том числе и о том, что г-н Матвийчук никак не реагирует на обращения общественных советов и игнорирует все приглашения на круглые столы, и т.д? А в ответ – тишина!

Глава обладминистрации не прослушал ни одного выступления, даже хвалу в свой адрес. Это абсолютный рекорд наглости областной власти, ее презрения к общественным советам. Это оплеуха, которой история общественных советов Одесской области еще не знала. И это очень много говорит и о г-не Матвийчуке, и об общественных советах, которые позволили это сделать, которые не встали после этого и не ушли с форума, которые дружно аплодировали главе обладминистрации, которые позволили плюнуть им в лицо, утерлись и сказали, что это божья роса. И это один из самых ярких показателей. Если общественный совет не способен на прямое оскорбление, прямой вызов, хоть как-то реагировать на пощечину, то грош ему цена.

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100