Odessa DailyНовости

Новая премьера в Одесском театре юного зрителя: "В каждом из нас спрятаны Вселенные!"

Odessa Daily

7 июня 2019 в 22:00

Совсем скоро, уже 12 июня, в Одесском театре юного зрителя имени Юрия Олеши – новая премьера, «Маленький принц». О премьере, о творчестве, о системе Dragon dreaming мы поговорили с эстонским режиссером-постановщиком, участницей Международных лабораторий для молодых режиссеров «Открытые двери» Яникой Коппел.

Новая премьера в Одесском театре юного зрителя: В каждом из нас спрятаны Вселенные!

- Яника, в прошлом году вы стали участницей двух Международных лабораторий для молодых режиссеров «Открытые двери» в театрах для детей. Весной во Львовском первом театре вы представили на суд зрителей и международного экспертного жюри отрывок из спектакля «Алиса в стране чудес», а осенью, в Одесском театре юного зрителя, – «Маленький принц». Отличались ли эти лаборатории? Если да, то чем?

- Хотя структура обеих лабораторий была одинаковой (Проект один – «Открытые двери»), для меня они отличались многим. Во-первых, это встречи с людьми (начиная с актеров, занятых в этюде, заканчивая людьми на улице, с которым волей случая удалось пообщаться), во-вторых - разные города, с каждым из них меня связывает особенная история, произведения и авторы, с которыми работала, также разные.

- В Одессе вы стали одной из победительниц, а в результате зрительского голосования набрали самый большой бал. Зрительские симпатии были отданы вашей изумительной работе с актёрами. Расскажите, какие впечатления у вас, спустя полгода, остались после лаборатории.

- Самые восторженные впечатления! Я не была уверена, что актеры и театр примут ту систему, по которой я предложила работать над отрывком. Но всё получилось, и наша совместная работа (именно она), на мой взгляд, и была оценена зрителями. Когда вернулась в театр сейчас для постановки, было ощущение (не смотря на множество событий, которые произошли в наших жизнях), что расстались только вчера! На мой взгляд, это означает, что система работает.

- Во время лаборатории и сейчас (во время репетиций) на базе Одесского ТЮЗа успешно и увлекательно прошли мастер- классы, которые собрали огромное количество желающих. Осенью был мастер-класс «Основы Dragon dreaming – воплощение мечты в реальность», а 4 июня - Мастер-класс по импровизационным техникам». Почему вы такое большое внимание уделяете обучению актёров? Насколько современному актеру важно постоянно учиться разным техникам?

- Я думаю, что это - самое важное. Учиться нужно постоянно! Я практически каждый год участвую в различных тренингах, театральных мастер-классах в Эстонии, Финляндии, Франции, Австрии. Сама являюсь организатором различных проектов в Эстонии: «Контактная импровизация – танец или способ общения?» и театрального проекта «Молодежные встречи. Сотворчество» совместно с Вильяндийской театральной студией «Eve stuudio» (Эве Ноорметс). В 2013 году участвовала в международном проекте «Cultural networks» (Финляндия, Хельсинки). В 2014 – 2015 гг.  – в театральном проекте «theatre.voice» (Австрия, Баден); в театральном проекте «Site.specific» (Австрия, Эггенбург); в международном театральном молодежном проекте «Theatre.camp» (Австрия, Вена). В 2017 году приняла участие в Международном Шекспировском фестивале (Франция, Touron-on-Rhone). Затем две Международные лаборатории в Украине, о которых вы уже знаете.

- Возвратимся к предстоящей премьере. Почему - «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери?

- История о Маленьком принце, его путешествиях по планетам, поисках любви, дружбы – поиском своего мира, своей планеты, СЕБЯ могла и может случиться в любом классе, с любым мальчиком или девочкой, с любым подростком. Каждый молодой человек – отдельная планета, а в подростковом возрасте, когда нет еще большого опыта, но есть огромное желание изменить мир, планеты эти - особенно яркие и мечты - особенно дерзкие.

Именно в подростковом возрасте мы четко видим несоответствие мира людей, взрослого мира, и мы можем что-то изменить – и для себя, и для близких людей. Именно поэтому Летчик (автор) встречает мальчика-подростка, который обучает его, помогает ему вспомнить, каким видел мир он сам и чего мечтал достигнуть. Между прочим, в детстве у Антуана де Сент-Экзюпери были прекрасные золотистые волосы, и родные называли его ласково Маленьким принцем,

В каждом из нас спрятаны Вселенные. Ты можешь преодолеть сотни тысяч километров, путешествовать по разным странам и континентам, даже полететь и исследовать космос, но найти истину в одном взгляде, в улыбке своего ребенка. И поймешь, что путешествия твои ничего не стоили, ты просто убегал от самого себя, от очевидного. Ты был слеп. И найдешь глубокую мудрость и истину в обыкновенных простых вещах и действиях, таких, как ежедневная уборка как своего дома - и своих мыслей.

В каждом классе молодой человек может познакомиться со своей Розой, найти своего Лиса, узнать о существовании планет Короля, Честолюбца, Пьяницы, географа и Фонарщика - и встретить их там же, в своем же классе.

-  Что нового увидят наши зрители на сцене Одесского ТЮЗа?

- Самолеты, свобода полета, падения, аварии, крушения… Остановки и встречи с дорогими людьми, и снова - взлеты, полеты, падения..

- Спектакль ставится в очень короткие сроки. Как тебе удается мотивировать и зажечь актеров?

- Бывает по-разному. Иногда получается создать спектакль за месяц (конечно, если за плечами есть работа с автором и материалом). Иногда спектакль не клеится, и оставляешь его, пока ВРЕМЯ не придет. «Маленького принца» я ставила 4 раза и автор мне довольно знаком. У меня уже найдены пересечения с ним, есть эмоциональные воспоминания.

- Какие Мечты и Вселенные ждут тебя впереди? Расскажи о своих планах на будущее?

- Сразу после премьеры я еду в Словакию на проект, посвященный системе «Dragon dreaming». Очень этого жду, потому что проводить его будет родоначальник этой системы John Croft. В сентябре, если все сложится удачно, мы с театром едем на фестиваль ТЮЗов в Китай. Так далеко мне еще не удавалось побывать, так что жду с нетерпением большого приключения. Далее, буду все больше внедрять систему Dragon dreaming  в работе театра и студий в Таллинне, в Семейном театре «Летающая корова», в котором я и актриса, и режиссер и художественный руководитель.   Это очень вдохновляет и, действительно, открывает Вселенные.

Интервью - Ирина Аверина, фото - из архива Яники Коппел и Одесского ТЮЗа им. Ю.Олеши

Odessa Daily


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100