18 мая каждого года отмечается Международный день музеев. В связи с этим далеко не первый год все европейское сообщество принимает участие в акции Ночь музеев, которая традиционно проходит с 15 на 16 мая. В рамках этого события, музеи, ответившие на призыв ЮНЕСКО, открываются для посетителей в ночное время, при чем темы для экспозиции (скорее, их общую направленность) диктует опять же ЮНЕСКО. Украинские музеи – уже давно не исключение для указанной акции. В этом году Ночь музеев наступила в Киеве, Львове, Одессе, Харькове и Феодосии.
Что касается Одессы, то самоотверженно бдели ночью Военно-исторический музей, Художественный музей, Музей Блещунова, Музей Западного и Восточного искусства и Одесский литературный музей. Мне довелось идти в Блещунова. И, надо сказать, я об этом не пожалела.
«Мы проводим Ночь музеев уже в шестой раз, с 2005 года. Каждый год Ночь имеет определенную тему. В этом году, по предложению ЮНЕСКО, это – «музей и социальный диалог» и «сближение культур». Мы решили не выбирать из этих тем, а отразить обе. В полной мере раскрывает тему социального диалога проект Константина Зарицкого «Опять про море», где он сопоставляет жизнь двух причалов: духа старой Одессы - причала на Ярмарочной и яхт-клуба в Отраде, - воплощающего современные, новые тенденции. Второй проект – в рамках сближения культур, посвященный культуре Средней Азии, и называется он «Нить». Его авторами являются члены творческой группы молодежных инициатив «Тотем», город Херсон. В пространстве нашего музея, представляющего все культуры, искусство разных народов, в каждом зале восточная культура нашла свой уголок, интегрировалась, вошла во взаимодействие с остальными экспонатами. Получился своеобразный диалог. Он состоялся. Мы должны помнить, что, несмотря на глобализацию, каждый народ хранит свою культуру и, вместе с тем, стремится уважать иную, не считать ее чужой, а попытаться понять. Вот о чем говорит этот проект», - пояснила Светлана Ивановна Остапова, директор музея.
Представленный материал действительно причудливо терялся в постоянной экспозиции. Посетителям музея было предложено двигаться в прямом смысле слова по тонкой красной нити, связывающей экспонат с экспонатом, культуру с культурой. Там были и сказочница с тысячей косичек, и традиционно по-восточному приветливый мастер поговорок, и возможность обзавестись тюбетейкой. Бесчисленное множество затейливых восточных красивостей, заполнившее залы музея приковывало взгляд и увлекало вперед, по красной нити, из зала в зал. Выставка известного одесского мариниста Константина Зарицкого прошла в необычной для художника форме – фотографической и ждала посетителей в соседнем пространстве. Коллекция насчитывала около сорока фотографий, название которым было предложено дать самим зрителям. Бессменной гостьей каждого снимка была восхитительная брюнетка, вроде бы ненароком схваченная объективом фотокамеры. А за ней – жизнь двух причалов, отживающего и цветущего, жизнь прошлого и настоящего – в умирающей Одессе и процветающей части глобализированного мира. О тематике выставки я пообщалась с самим Константином Зарицким. В каком из двух миров, показанных Вами, Вы живете? Оба этих мира – та среда, в которой прошла большая часть моей сознательной жизни. Они были мне настолько близки, что я едва ли смогу выразить это словами. Но эти два мира ушли из моей жизни в силу многих причин. Причал на Пересыпи медленно, но верно погибает. А в яхт-клубе Отрада сейчас могут позволить себе держать свои суда только очень богатые люди. Поэтому моя сегодняшняя выставка – это очень грустная шутка о том, чего больше нет. Не только для меня, а для многих, многих…
А в чем перспектива сожительства таких разных миров? Они должны окончательно отделиться или же слиться во что-то новое? Такого сожительства никогда не было. Рыбацкие причалы и курени существовали на моей памяти всегда. Я смотрел, как на чудо, на эти огромные новые яхты и катера. Теперь из старых пристаней остались лишь единицы, а чудо для меня – черноморская фелюга, которую люди строили своими руками на песке. Об этом я и хочу сказать. Но любая выставка – это в некотором роде художественный вымысел. Но, конечно же, за ним всегда что-то стоит. И здесь одного моего комментария никогда не будет достаточно. Очень важно восприятие зрителя. Как вы считаете, одесский дух, воплощенный в этих старых пристанях, обречен на гибель вместе с ними или же имеет шанс выжить? Он не трансформируется в новый мир. Но я хочу верить, что он не исчезнет. Ведь в соседних Турции, Греции и т. д. эти два мира существуют вместе. В одних и тех же гаванях стоят королевские яхты и этот, как говорили в Одессе, «тюлькин флот», который стоит дешевле улова, который он привозит из моря. Я был очень приятно удивлен, когда увидел это своими глазами. Я надеюсь, что в Одессе, рано или поздно, воцарится такой же симбиоз. Суммируя, я могу сказать, что Ночь музеев в исполнении Музея Блещунова оставила во мне чувство спокойной и мягкой радости. Да, так и нужно организовывать академические выставки – стройно, дружно, ладно и цельно. И пускай девица с тысячей косичек временами запиналась в своей сказке, а живописец-маринист явственно свеж в своей фотографической практике, приобщение к европейскому культурному пространству состоялось, состоялось в шестой раз и состоялось достойно.