Odessa DailyОтдых и культура

Одесситы прошли по «нити» в музее Блещунова

georgettems1

17 мая 2010 в 15:59

nochvmyzee_bleshynov18 мая каждого года отмечается Международный  день музеев. В связи с этим  далеко не первый год все  европейское сообщество принимает  участие в акции Ночь музеев, которая традиционно проходит  с 15 на 16 мая. В рамках этого  события, музеи, ответившие на  призыв ЮНЕСКО, открываются для  посетителей в ночное время,  при чем темы для экспозиции (скорее, их общую направленность) диктует опять же ЮНЕСКО.  Украинские музеи – уже давно не исключение для указанной акции. В этом году Ночь музеев наступила в Киеве, Львове, Одессе, Харькове и Феодосии.

Что касается Одессы, то самоотверженно бдели ночью Военно-исторический музей, Художественный музей, Музей Блещунова, Музей Западного и Восточного искусства и Одесский литературный музей.
Мне довелось идти в  Блещунова. И, надо сказать, я об этом не пожалела.

«Мы проводим Ночь музеев уже в шестой раз, с 2005 года. Каждый год  Ночь имеет определенную тему. В этом году, по предложению ЮНЕСКО, это – «музей и  социальный диалог»  и «сближение культур». Мы решили не выбирать из этих тем, а отразить обе. В полной мере раскрывает тему социального диалога проект Константина Зарицкого «Опять про море», где он сопоставляет жизнь двух причалов: духа старой Одессы - причала на Ярмарочной и яхт-клуба в Отраде, - воплощающего современные, новые тенденции. Второй проект – в рамках сближения культур, посвященный культуре Средней Азии, и называется он «Нить». Его авторами являются члены творческой группы молодежных инициатив «Тотем», город Херсон. В пространстве нашего музея, представляющего все культуры, искусство разных народов, в каждом зале восточная культура нашла свой уголок, интегрировалась, вошла во взаимодействие с остальными экспонатами. Получился своеобразный диалог. Он состоялся. Мы должны помнить, что, несмотря на глобализацию, каждый народ хранит свою культуру и, вместе с тем, стремится уважать иную, не считать ее чужой, а попытаться понять.  Вот о чем говорит этот проект», - пояснила Светлана Ивановна Остапова, директор музея.

Представленный материал действительно причудливо терялся  в постоянной экспозиции. Посетителям  музея было предложено двигаться  в прямом смысле слова по тонкой красной нити, связывающей экспонат с экспонатом, культуру с культурой. Там были и сказочница с тысячей косичек, и традиционно по-восточному приветливый мастер поговорок, и возможность обзавестись тюбетейкой. Бесчисленное множество затейливых восточных красивостей, заполнившее залы музея приковывало взгляд и увлекало вперед, по красной нити, из зала в зал.
Выставка известного одесского мариниста Константина Зарицкого прошла в необычной для художника форме – фотографической и ждала посетителей в соседнем пространстве. Коллекция насчитывала около сорока фотографий, название которым было предложено дать самим зрителям.
Бессменной гостьей  каждого снимка была восхитительная брюнетка, вроде бы ненароком схваченная объективом фотокамеры. А за ней  – жизнь двух причалов, отживающего и цветущего, жизнь прошлого и настоящего – в умирающей Одессе и процветающей части глобализированного мира.
О тематике выставки я пообщалась с самим Константином Зарицким.
В каком из двух миров, показанных Вами, Вы живете?
Оба этих мира – та среда, в которой прошла большая часть  моей сознательной жизни. Они были мне настолько  близки, что я едва ли смогу выразить это словами. Но эти  два мира ушли из моей жизни в силу многих причин. Причал на Пересыпи медленно, но верно погибает. А в яхт-клубе  Отрада сейчас могут  позволить себе держать  свои суда только очень  богатые люди. Поэтому  моя сегодняшняя  выставка – это  очень грустная шутка  о том, чего больше нет. Не только для меня, а для многих, многих…

А в чем перспектива  сожительства таких  разных миров? Они  должны окончательно отделиться или же слиться во что-то новое?
Такого  сожительства никогда  не было. Рыбацкие причалы  и курени существовали на моей памяти всегда. Я смотрел, как  на чудо, на эти огромные новые яхты и катера. Теперь из старых пристаней  остались лишь единицы, а чудо для меня – черноморская фелюга, которую люди строили  своими руками на песке. Об этом я и хочу сказать. Но любая  выставка – это  в некотором роде художественный вымысел. Но, конечно же, за ним всегда что-то стоит. И здесь  одного моего комментария  никогда не будет  достаточно. Очень  важно восприятие зрителя.
Как вы считаете, одесский дух, воплощенный  в этих старых пристанях, обречен на гибель вместе с ними или  же имеет шанс выжить?
Он  не трансформируется в новый мир. Но я хочу верить, что  он не исчезнет. Ведь в соседних Турции, Греции и т. д. эти  два мира существуют вместе.  В одних  и тех же гаванях  стоят королевские  яхты и этот, как  говорили в Одессе, «тюлькин флот», который стоит дешевле улова, который он привозит из моря. Я был очень приятно удивлен, когда увидел это своими глазами. Я надеюсь, что в Одессе, рано или поздно, воцарится такой же симбиоз.
Суммируя, я могу сказать, что Ночь музеев в исполнении Музея Блещунова оставила во мне чувство спокойной и мягкой радости. Да, так и нужно организовывать академические выставки – стройно, дружно, ладно и цельно. И пускай девица с тысячей косичек временами запиналась в своей сказке, а живописец-маринист явственно свеж в своей фотографической практике, приобщение к европейскому культурному пространству состоялось, состоялось в шестой раз и состоялось достойно.
nochvmyzee_bleshynov2nochvmyzee_bleshynov3

georgettems1


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100