Odessa DailyБизнес

Нет никакой государственной собственности, а только грабеж: тезисы выступления Саакашвили на инвестфоруме в Одессе

Odessa Daily

14 июля 2015 в 09:23

Глава Одесской ОГА Михаэл Саакашвили о роли портов в нечестной конкуренции, перспективах реформирования таможни, роли качественных дорог в борьбе с сепаратизмом и почему инвесторы похожи на красивых девушек

Нет никакой государственной собственности, а только грабеж: тезисы выступления Саакашвили на инвестфоруме в Одессе

10 июля в Одессе состоялся инвестиционный форум, организованный Одесской ОГА. Ожидаемо звездой форума стал Михаил Саакашвили. Он объявил, что при облгосадминистрации будет создан совет экономического развития Одессы (Odessa economic development board) - постоянный орган для защиты инвесторов от произвола и коррупции.

В своем выступлении Саакашвили кроме прочего затронул несколько важных для транспортной отрасли страны тем: приватизации портов, открытого неба, дороги Одесса-Рени, реформирования таможни. Предлагаем вам ознакомиться с наиболее яркими моментами выступления одесского губернатора.

О коррупции

У нас в Украине существует порочная система. Я на заседании губернаторов приводил пример: один акционер ферросплавного завода, гражданин России, поругался с другим – и решил "убить" завод. Каким образом? Через Одесский порт – чтобы предприятие не получало сырье. Он взял решение Херсонского суда – остановить судно. Потом было такое же решение прокуратуры, СБУ, устные распоряжения таможни – и все это длилось неделями! Далее этот акционер подал иск в суд в Донецке(!) – и до рассмотрения дела судно арестовывается распоряжением этого суда. В порту Одессы…

Или, например, кто-то намерен "убить" нефтяной терминал, потому что хочет, чтобы все нефтяные поставки перекочевали в Херсон. И что они делают? Зашли двенадцать компаний на терминал, завезли топливо для сбора урожая. Вдруг СБУ арестовывает топливо, весь терминал, и это за два дня до начала сбора урожая.

Позже в СБУ сменился руководитель, местные испугались, отпустили, но вскоре зашла прокуратура, вновь арестовала и не появлялась там шесть дней. Мы позвонили одному их руководителей прокуратуры из нашего офиса, объяснили, что к нам пришли представители компании – одной из двенадцати. Они говорят: мы завтра им отдадим. Что же это такое? Если их нужно было арестовывать, то почему их сразу же отпустили? Совершенно очевидно, что происходит…

Или еще пример. В прошлом году здесь в порту было произведено 40 тысяч проверок контейнеров, а при этом составлено всего 25 актов. Разве это не говорит о бандитизме? Кроме того, все эти проверки стоили государству от 50 до 60 млн грн, мы посчитали. Сами эти акты составлены на 10 млн. То есть мы потратили в 5-6 раз больше на проверки.

Скажу так: госслужба, которая арестовывает судно по решению суда в ДНР по иску гражданина России и "убивает" конкурента, не находится на службе у государства Украина. Чиновник получает зарплату в две тысячи гривен, но при этом имеет негласно двадцать или сто тысяч.

Вот так делаются дела в Украине. И в этом есть и экономический момент. Потому что когда у нас 60-процентная таможенная пошлина… ты купил за условный доллар, таможня говорит – это три, надо заплатить 60 процентов и еще добавить НДС… и в результате 300-процентный «навар». Да ни один норвежец, швед или немец не будет честно работать при 300-процентном налоге, мазохистов мало, он будет обманывать! Такая у нас в Украине ситуация. Налогоплательщик не заинтересован платить, а налоговик не заинтересован брать налог, потому что он получает две тысячи гривен от государства, а за то, что не берет, – будет получать гораздо больше.

В этой стране бизнес делать очень трудно, а взятки брать очень легко. Бизнесмена очень легко "задушить" контролем, а взяточника практически невозможно посадить.

Реформы в транспорте начнутся с таможни

У нас будет первая в Украине новая таможня. В ноябре мы внедрим новую систему работы, нам на это выделяются деньги. Будет новый глава, личный состав будет сокращен. Будет создана система таможенных терминалов. Первое - мы уберем из этой цепи правоохранителей, санитарный, фитосанитарный контроль, все "органы" должны полностью отойти от того процесса. Во-вторых – самих таможенников мы заменим компьютерами, ведь на деле проверяется меньше 1 процента контейнеров. Пусть софт решает, какие проверки проводить. После этого начнем процесс обновления и в остальных структурах таможни.

В Одесском порту за последние месяцы фиксируется четырехкратное сокращение оборота. Это не объективный процесс, это искусственно вызвано. У нас есть индикативный показатель: в Одессе растаможить, к примеру, мебель – три доллара, в Днепропетровске – доллар. Туфли, одежда – в 2,5 раза больше, чем в Киеве.

Кроме того, нам нужен единый центр, где все эти процессы будут происходить, поэтому мы выступаем с инициативой создать economic development board, как это было в Сингапуре. Там будут главы структурных департаментов облгосадминистрации, таможни, налоговой – и там будут приниматься быстрые решения. Все должно быть в одном месте – и быстро. Потому что то, что происходит в нашей системе, та "закупорка", которая происходит в наших "сосудах", нас убьет.

Нам нужна новая система. Новые люди. Давайте начнем создавать новую систему в Одессе и распространять ее на всю Украину. Набирать новых людей, устанавливать новые правила и создавать новые возможности.

О приватизации портов

Госпредприятия, в том числе Одесской припортовый завод, показали в прошлом году, 120 млрд убытка. Это там, где должна была быть прибыль. Посчитайте, сколько украдено! 120 млрд в ценах прошлого года! Поэтому многие предприятия надо продавать, от них – ни налогов, ни прибыли, ничего. Мы их содержим. Бедные пенсионеры их содержат. Надо их продать, чтобы от них, как минимум, шли налоги.

У нас говорят: не будем продавать порты. Но реально там все давно уже продано. Формально они государственные, но все идет в карманы, государство от этого ничего не получает. А мы будем себя успокаивать, что у нас есть государственная собственность. Нет никакой государственной собственности, есть обыкновенный бандитизм и грабеж. Поэтому надо идти по пути приватизации и прозрачности. И для всех должны быть одинаковые правила. Не может быть "четырех разных режимов". Там, где есть четыре разных режима – есть четыре разные формы коррупции.

Об открытом небе

Ситуация с авиаперевозками. Представитель МАУ стал главой Госавиаслужбы – и у нас одна и та же история со всеми авиакомпаниями. Сейчас "Атласджет", до этого – Alitaia, до этого то же самое говорил Wizz Air. "Атласджет" говорит: мы хотим столько рейсов делать, гостиницу строить, еще что-то. Им не дают. И когда главу ГАС уволили (вмешался Президент, сказал – немедленно уволить), он подал на меня в суд и потребовал миллион. Мне интересно: за минуту, за день или месяц своей работы он хочет миллион?

Мы наконец добились "открытого неба" для Одесского аэропорта. Это позволит нам завести лоукосты. Кстати, чтобы от меня откупиться, дают авиакомпаниям направления Одесса-Тбилиси, Одесса-Батуми, ждут, что я успокоюсь. Не тут-то было. Мне в Киев надо летать, в первую очередь, как и многим из вас!

О необходимости автотрассы Одесса-Рени

Без дороги Одесса-Рени я не вижу будущего не только Одесской области, но и Украины в целом. Потому что, не дай бог, осуществятся планы наших недоброжелателей по отношению к югу Украины… А что мы даем украинской Бессарабии? Худшие дороги в Европе? Канализацию, стекающую прямо на пляжи? Коррумпированную бюрократическую систему?

Нам нужны новые дороги. Поэтому я согласился на эксперимент, когда 50 процентов того, что таможня перечислит, останется на дороги, потому что больше на дороги уже ничего не дадут, все уже украли.

Об отношении к инвестору

Если мыслить образно, то инвесторов можно сравнить с красивыми девушками. Не надо считать, что инвестор будет за тобой бегать. За девушкой нужно ухаживать, водить в рестораны, если нужно – вешать лапшу на уши, представляя с лучшей стороны свои перспективы. И тогда она будет к тебе благоволить. Это же применимо и к инвестору. Когда мы работали в Грузии, мы так и делали – водили инвесторов по ресторанам, все красиво показывали, представляли себя с лучшей стороны.

Источник: cfts.org.ua

Метки: Одесса; таможня; порты; коррупция; реформы; саакашвили

Odessa Daily


Новости по теме

10.02.16 в 10:24 Транзит грузов в Украине «умер»

18.11.15 в 09:33 Саакашвили: В Одессе на нас обижены клан Коломойского и местные представители БПП, которых мы отогнали от кормушки

01.10.15 в 12:10 Украинцы готовы к переменам, россияне - нет. Мария Гайдар рассказывает, почему ее бывшие соотечественники хотят назад в СССР

20.08.15 в 09:02 «Со времени Юры Енакиевского мало что изменилось к лучшему», - Саакашвили о коррупции на одесской таможне

27.07.15 в 09:22 Саакашвили пообещал за 100 дней победить контрабанду в Одессе

11.07.15 в 09:26 Саакашвили: В таможенники наберем парней и девушек с модельной внешностью, их дело – сидеть, улыбаться и оформлять документы

02.07.15 в 08:29 Саакашвили хочет развивать порты и создать новый таможенный центр

31.03.16 в 09:58 Саакашвили о назначенном вместо Сакварелидзе прокуроре Одесской области: Стоянов – символ коррупции

24.03.16 в 08:21 Саакашвили: Только дебил может считать, что я приехал в Украину делать деньги (видео)

08.03.16 в 10:19 Саакашвили: Премьер-министр заврался!

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100