Odessa DailyАфиша Одессы

«Немые ночи – 2011». Очарование чёрно-белого кино…

Валерия

30 июня 2011 в 16:00

«Немые ночи» в этом году прошли еще интереснее, чем в прошлом. Приятно, что этот фестиваль проходит именно в Одессе, в городе с богатой кинематографической историей.
Еще более приятно, что в этом году была интересная образовательная часть фестиваля. Нас, слушателей, было немного, но «мы были в тельняшках», и на следующий год, надеюсь, нас будет гораздо больше, потому что всё было достаточно интересно.
Конечно, все гости фестиваля ждали вечерних кинопоказов. Мы их ждали целый год, и не были разочарованы.
Сначала мы посмотрели фильм Александра Гертца «Бестия, или любовница апаша» с очень обаятельной Полой Негри в главной роли. Фильм был снят в Польше в 1917 году. Очень понятное и захватывающее моралите. Фильм длится всего минут сорок, но за это короткий отрезок времени режиссёр успел рассказать столько, сколько сейчас вкладывают в современные сериалы, длинные как «Богатые тоже плачут». 
pola-negriПола Негри имела очень бурную биографию, в её жизни были и Чарли Чаплин, и Рудольфо Валентино, и грузинский князь Сергей Мдивани, и Адольф Гитлер. Её отпечатки есть на Голливудской аллее славы. Секс-символ немого кино, фатальная женщина…
Сюжет фильма прост и незатейлив: одной девушке надоело жить простой и размеренной жизнью, и она сбежала из дома с любовником, обманула его, сбежала и от него с его деньгами. Устроилась танцовщицей в кабаре, стала вести разгульную жизнь, но новый любовник её оказался женат, когда любовник ушел из семьи, брошенная им супруга заболела нервной горячкой и умерла, танцовщица была застрелена ревнивым первым любовником, и второму любовнику осталось только плакать с маленькой дочкой на могиле жены. «В общем, все умерли…» Вот что бывает, когда не сдерживаются такие страсти. Конец моралите… Незатейливая история в чёрно-белом цвете. Но игра Полы Негри впечатляет. Она действительно очень обаятельна и притягивает внимание зрителей. А взгляд выдает в актрисе душу беспокойную и талантливую.
Диджейская девичья группа DZIEWCZĘCA PATOLOGIA PRASKA (Польша) сделала для «Бестии…» свой музыкальный ряд, наполнив старый фильм современной музыкой, и это было вполне уместно.
Следующим фильмом стал одесский фильм «Два дня», снятый Георгием Стабовым в 1929 году. Фильм очень сильный. Психологически выстроен так, что трагедия несчастного отца становится вашей личной трагедией. Действие фильма происходит в 1918 году, в покидаемом перед приходом большевиков городе. Господский дом остается без хозяев, под присмотром старого дворецкого, получившего строгий приказ: охранять и беречь господское имущество. К сожалению, в сложное время перемен исполнить приказ хозяина не получилось. Сначала вернулся ночью маленький барчук, отставший от родителей, и старый дворецкий Антон спасает мальчишку от нагрянувших «красных», потом усадьбу оккупирует целая орда красноармейцев-хамов, а во главе их – сын дворецкого, на следующий день красноармейцы отступают, прихватив не сбереженное имущество, возвращаются белогвардейцы, юный барчук ведёт себя не лучше Павлика Морозова и выдаёт комиссара – сына дворецкого, и после казни сына дворецкий в приступе благородной ярости поджигает усадьбу вместе с людьми, а наутро, на третий день, несчастный старик и сам умирает на пустой дороге в степи.2dni_poster
Фильм настолько сильный, что трудно было потом переключиться на то, что люди вокруг встают, разговаривают. Игра Ивана Замычковского, актера Одесской Держдрамы, очень выразительна. Персонажи психологически сложны. Выверен каждый кадр. Все мизансцены как будто фотографии картин, настолько «правильно» и ясно выставлен свет, расставлены персонажи, каждый кадр можно рассматривать как отдельную фотографию, и фото будет таким, как будто его специально сделали,  - такая хорошая операторская и режиссёрская работа в этом фильме. И такие жутковатые распоясавшиеся красноармейцы! Понятно, почему фильм сняли с экранов вскоре после премьеры: не только за «излишнюю психологичность», но и за правдивое описание событий.
Музыкальное сопровождение делал известный киевский диджей U-Ra, готовился он почти пол-года, сделал очень интересный музыкальный фон. Ранее в фильме звучала музыка украинского композитора Бориса Лятошинского. Но звукоряд был утрачен.
А потом был фильм «Страсти Жанны д’Арк» режиссёра Карла Дрейера (1928 г.), после которого, мне кажется, все зрители влюбились в великолепную актрису – Рене Фальконетти, сыгравшую заглавную роль. Актёрская выразительность плюс работа оператора – и не нужно ничего лишнего, почти весь фильм строится на крупных планах Жанны, на её лице, кистях рук с беспомощными пальцами, с засохшей грязью. Глаза, ищущие там, наверху, на небе, своего духовного советчика, тяжёлый взмах ресниц, слеза, медленно скатившаяся на щёку и застенчиво стёртая пальцем, запёкшиеся губы – всё так впечатляет, что забываешь о том, что это кино, это не по-настоящему. Нет грима, есть только правильно выставленный свет. Нет сложных декораций, нет бутафории, нет мелочей быта. Есть только лица, есть иногда кусочек окна, краем проходит камера по страшным орудиям пыток, иногда  – яркая деталь, как, например, венец-корона из грубой веревки – и всё, уже есть кино! Вы знаете, трудно после этого фильма смотреть всю ту муть, суету и ненужные разговоры по телевизору, пусть там даже будет куча спецэффектов… 

rene-falkonetti



Актриса, снимавшаяся в этой роли почти полтора года (Жанна д'Арк тоже прожила в застенках полтора года, странное совпадение…) после съемок долго болела, пережила депрессию. Она не играла, она там жила.
А ещё нам очень повезло, что музыкальное сопровождение фильма делал Юрий Кузнецов. Импровизации на рояле и на других музыкальных инструментах были так к месту, так проникновенны, как будто специально написаны для этого фильма. Причем Кузнецов признался, что принципиально не смотрел фильма до этого вечера, и всё было «по-честному» – импровизация была настоящая и искренняя.
И после такого фильма с такой музыкой было так сложно переключиться на реальную жизнь  – морвокзал, друзья, коллеги, дождь за окнами…
«Звенигора» Александра Довженко (1929 г.) был завершающим фильмом в этот вечер. К сожалению, мне пришлось уйти с показа, не досмотрев фильма, но утром  я нашла его в Интернете и посмотрела. Правда, не под музыку FUTUREthno, к сожалению.
Но фильм очень необычен для советского кино. Прежде всего, потому что это сказка вперемешку с реальностью. И так искусно переплетенная с реальностью!
Вообще весь фестиваль напоминал сказку, переплетенную  с реальностью. Может быть, это из-за особой магии старого кино, из-за чёрно-белой графики на экране, из-за особого чувства доверия к персонажам фильмов, которые были выбраны для фестиваля. Мне кажется, их выбирали долго и с любовью.
Оценить украинские фильмы времен немого кино можно с помощью DVD-коллекции, изданной в преддверии фестиваля и презентованной его зрителям.
Вообще осталось очень хорошее впечатление от всего увиденного. От лекций, от встреч, от музыки… Жаль, что до следующего фестиваля ещё целый год ждать!

Валерия


Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100