Директором департамента рекреационного комплекса и туризма Виктором Аксанюком был проведен круглый стол для руководителей музеев Одессы и Одесской области. В Одесской области зарегистрировано 30 музеев – больших и маленьких, старых и совсем молодых. В 2009 году их посетило более 700 тысяч человек, из них 43% детей и 57% взрослых. 13 музеев принимают посетителей не бесплатно, стоимость входных билетов – от 5 до 25 гривен. К сожалению, есть тенденция к росту цен на билеты. К тому же одесситы – не основные посетители музеев, музеи больше посещаются гостями города. Как улучшить качество обслуживания в музеях, сделать их более известными, желанными для посещения, как привлечь новых заинтересованных посетителей? Все это и не только это волнует директоров одесских музеев.
Анализ работы музеев за прошлый год, сделанный департаментом, позволил сделать вывод, что наши музеи плохо разрекламированы. Для хороших рекламных кампаний у музеев просто нет необходимых средств. Наши музеи не объединены в ассоциацию, как в Крыму, например. Музеи сражаются с кризисом поодиночке. Департамент в 2009 году смог разместить на остановках ситилайты с картой Центра Одессы. На карте указано расположение музеев, театров, филармонии, библиотек. В 2010 году планируется сделать еще 50 таких ситилайтов в качестве социальной рекламы. А в остальном музеи рекламируются на улицах Одессы сами, как смогут. Департамент предлагает в 2010 году ввести в одесских музеях новые билеты (сейчас используются билеты еще советского образца, на тонкой сероватой бумаге), такие, как в Эрмитаже или других крупных музеях. Билеты обычно печатаются централизованно и имеют номера, серии и т.д. Но такие билеты неэстетичны, неинтересны и их не хочется оставить на память. Новые билеты будут являться еще и элементом рекламы. Они будут цветными, яркими. Возможен вариант одного билета в несколько музеев – единого, такая практика уже есть за рубежом. На таких билетах могут рекламироваться и те музеи, в которые вход бесплатный. Сейчас идут переговоры о печатании таких билетов в Одессе самостоятельно. Музеям Одессы предложено войти в системы Euro<26 и ISIC, которая позволяют студентам, имеющим специальные дисконтные карты, иметь скидки при покупке билетов. С одной стороны, для иностранных студентов, наши цены на билеты малы по сравнению с европейскими, и музеи теряют часть выручки, с другой стороны, музеи бесплатно рекламируются в каталогах ISIC и Euro<26, о них узнает больше путешественников, и можно будет ждать большего числа посетителей. Музейщики обсудили и вопросы, касающиеся экскурсоводческой деятельности, и стоянки для транспорта посетителей (в центре города это зачастую припарковаться достаточно сложно). А потом директор музея Блещунова Светлана Ивановна Остапова рассказала о предстоящей «Ночи в музее». Музей Блещунова участвует в этом уже 6-й год. Проводится такое мероприятие обычно во Всемирный день музеев – в мае. В этом году – в субботу 15 мая. Каждый год Совет Европы и ЮНЕСКО предлагают темы для этой ночи, тема этого года посвящена Международному году сближения культур. Пример этого маленького и оригинального музея захватил и другие одесские музеи, в этом году еще несколько музеев планируют присоединиться к «Ночи в музее». Мечтается и о специальном транспорте в эту ночь, чтобы желающие могли посетить несколько музеев в этот вечер (опять-таки как в Европе!). Музей Паустовского предлагает переместить действие в сквер Паустовского на улице Черноморской. Краеведческий музей может это сделать в своем уютном дворе. У интересного дела всегда находится много помощников. Хочется придумать что-нибудь оригинальное, необычное. К тому же, надо еще и изыскать средства для этого. Молодежь активно участвует обычно в таких акциях, хочется не потерять молодого музейного посетителя в наше кризисное время, когда культура уходит на задний план. Поэтому музеи должны меняться, чтобы привлекать все больше зрителей, и одесситов в том числе. Итак, музейщики выдвигают новый лозунг: «Меняющийся музей в меняющемся мире!» Лилия Штекель Odessa Daily