Музей современного искусства Одессы совместно со Всемирным клубом Одесситов и при поддержке АБ «Пивденный» приглашают всех желающих на выставку «Муза Одессы», которая будет проходить с 16 февраля по 11 марта 2012 года.
***
Если вы спросите кого-то из легендарных одесских нонконформистов «С чего все началось?», то вам ответят: «Со встреч в начале 60-х на Осипова у Риты и Саши (Ануфриевых); с первых лотерей, проведенных у них Евгением Голубовским и первой квартирной выставки Виктора Маринюка, состоявшейся там же». Если вы поинтересуетесь «Кто продолжал проводить выставки и сохранил у себя Салон, где собирались представители неофициального искусства в тяжелое межвременье конца 70-х - начала 80-х?», то вы услышите: «У Риты на Солнечной». Если вы спросите разъехавшихся по всему свету членов одесской концептуалистской группы «Где вы собирались в начале 80-х, проводили первые выставки и перформансы?», то Юрий Лейдерман, Сергей Ануфриев, Игорь Чацкин и другие ответят вам: «Мы собирались у Риты, у которой был салон на Солнечной. Там же прошли первые перформансы и выставка «Родня». Если вы спросите тех, кто связан с contemporary art в Одессе «Как возникли первые организации современного искусства?», то все художники - успешные и не очень - скажут: «В конце 80-х С.Каликой, Г.Котовым и Ф.Кохрихтом был создан первый Центр и Музей современного искусства «Тирс». Рита Жаркова принимала участие в его образовании, была куратором и директором». Уже перечисленных фактов достаточно, чтобы обратить внимание на Маргариту Шешацкую-Ануфриеву-Жаркову, которая была повивальной бабкой (если можно отнести такие слова к необычайно красивой женщине) одесского неофициального искусства на протяжении более 30 лет. А если добавить, что ею восхищались и ей служили (как могут служить мужчины настоящей женщине) многочисленные (и далеко не только одесские) художники и поэты, то станет понятно, что кроме красоты было у нее что-то еще, что сохраняло за ней место Музы Одессы на протяжении десятилетий. Но кроме перечисленных высоких ролей Рита писала прекрасные тонкие акварели и создавала интересные гобелены, более 20 лет преподавала на архитектурном факультете Одесского строительного института. Она была серьезным арт-критиком и искусствоведом. Все сказанное объясняет, почему мы не могли не организовать проект, посвященный ей. Экспозиция включает произведения Риты: акварели, рисунки и гобелены, ее портреты кистей выдающихся одесских художников и коллажи из фотографий, иллюстрирующих ее Путь.
***
Литургия Кристалла
«Человек без страданий подобен пустой конфетной обертке». А. П. Чехов.
Начнем рассказ о Маргарите Жарковой-Шешацкой с того, что она вдохновила своего бывшего мужа, Александра Ануфриева, на написание сотни ее портретов. Или, может, расскажем увлекательные истории о красоте Маргариты, когда люди собирались возле окон библиотеки, в которой она работала в свои 18 лет, и тайно любовались ею. Можно поведать и обо всех, кто влюблялся в нее, запечатлевая ее образ в поэмах, в музыкальных произведениях и на полотнах. Среди них – джазовые музыканты, писатели, поэты и художники не только Одессы, но и Москвы, и разных стран мира. Иосиф Бродский был другом и почитателем Маргариты Жарковой. Стойкость. Несмотря на трагические и порой совершенно невыносимые жизненные условия. В конце жизни – неизлечимая и тоже уникальная - 1 случай на миллион - болезнь, Sclerosis lateralis Amiotrophica. И все же Маргарита придерживалась главного принципа: «бороться за жизнь до конца». Нельзя забыть и то, что в течении 21 года она обучала студентов архитектурного факультета рисунку и живописи. Спросите любого из бывших студентов Маргариты Георгиевны – я уверена, каждому подарено было настоящее знание, внимание и человеческое тепло. Графический факультет педагогического института плюс влияние отца - портретиста, и деда, Тимофея Шешацкого – иконописца и монуменалиста, плюс мастерская Василия Гусарова в Петербурге и повышение квалификации в архитектурном институте Москвы – это и многое другое заставляет, как говаривал Валентин Хрущ – снять шляпу перед мастерством художницы. А в 90-е совместно с Феликсом Давыдовичем Кохрихтом и фирмой «ТИРС» Маргарита Георгиевна основала музей современного искуства, первый в СНГ. Таланты Маргариты Жарковой словно бы перетекали из одной области в другую. Будучи не в силах воплощать свои идеи в гобеленах и в графических работах из-за болезни, в конце жизни она написала много статей об искусстве. Надо сказать, при жизни у нее не было ни единой персональной выставки. Виной тому – скромность. Маргарита считала себя графиком. Ее акварели пронизаны ласковым южным солнцем, переливаются всеми цветами радуги подобно алмазу. Ее часто спрашивали, почему акварели и гобелены созданы в таких нежных пастельных тонах, сюжеты всегда радостные, радужных оттенков, и столь далеки от ее тяжелой реальной жизни? «Если творчество – это отдавание самого лучшего людям, служение Красоте, то как можно «выдавать» в мир печаль, тяжесть, депрессии?» - так говорила Маргарита. Одно из любимейших слов было «кристалл». Переход из количества в качество. Таинство преобразования материи в природе и в творчестве. Она постоянно, удивительно легко, как бы мановением руки, преображала серые асфальтовые будни в феерические празники! Началось все в 60-е, совместно с Александром Ануфриевым, на Осипова и на Щепкина, с квартирных, иногда однодневных выставок. Позже, на Солнечной, продолжилось: перформенсы и хеппенинги, показы альтернативной моды, квартирные выставки тех, кто вне общепринятого формата, кто «NON». У Маргариты Жарковой немало работ было посвящено известным музыкантам, основателям квартета современной камерной музыки «Гармонии мира» – Наталии Литвиновой и Сергею Шольцу. Сергей Ануфриев, Леонид Войцехов, Юрий Лейдерман, Андрей Маринюк, Лёша Музыченко, Дима Нужин, «Перцы» и Володя Федоров («Федот») зажигали особое творческое огниво, в котором старые обои разрисовывались как древние китайские свитки, из байковой ткани с утятами шились безумные брюки-клёш, а одежда пасечника превращалась в арт-объект. Ядовито-зеленые сетки против комаров использовались для концептуальных аппликаций, всякий выброшенный мусор, газеты и комсомольские «грамоты» преобразовывались в артефакты, причем с истинно одесским юмором. Помню, как-то Сергей Ануфриев и Андрей Маринюк устроили весенний новый год. Рано встали и сорвали ветви цветущих слив, абрикосов, груш и вишен. Они расставили их во все вазы на полу, расстелили циновку и заварили зеленый чай, разложили сладости. На стенах красовались иероглифы и туманные пейзажи в духе древнего Востока, соответствующие туманной погоде. Написаны они были Андреем и Сергеем а-ля-прима, за одну ночь, или, лучше сказать – за один сон! Сергей поприветствовал хозяйку дома бормотанием некоих афоризмов на старо-японском, и началось чаепитие. Перформенс так и назывался «Весенний новый год». Вот оно - умение находить радость в привычном. Прогулки к морю. Туман, ранняя весна. Щедрая летняя зелень, шапка листвы над изысканными домами на Французском бульваре. Расслабленное теплое море и выгоревший добела песок. Осень, карминные листья дикого винограда. Маяк и капли дождя на перилах балкона. Зима, замершее как бы в недосказанности море, с изваянными изо льда волнами, замерзшая пена на песке в лучах розового закатного солнца. И снова весна – проснувшееся море шелестом приветствует сквозь нежные ветви деревьев, просвечивает солнце сквозь небесные покровы… Где Вы сейчас, Жемчужина-Маргарита? Там, за облаками…
Юлия Жаркова
***
Режим работы музея: - среда - суббота - с 12:00 до 19:00 - воскресенье – с 12:00 до 18:00