Odessa Daily Бизнес
Мимо кассы: что даст пассажирам инвестиция УЗ в электронные билеты
Odessa Daily
30 июля 2013 в 09:56"Укрзализныця" намерена до конца года оснастить устройствами для считывания электронных посадочных документов все круглогодичные поезда дальнего следования. На эти цели госмонополист потратит от 32 млн до 64 млн грн. Что это даст пассажирам?
Украинские железнодорожники решили привести в движение несколько замедлившийся процесс внедрения электронных билетов. Напомним, пассажиры получили возможность бронировать проездной документ с последующим оформлением в кассе еще в декабре 2008 года. Второй этап стартовал 30 марта 2009 года, после которого путешественники могут оплатить через Интернет полную стоимость проезда, а затем забрать билет в кассе.
Но внедрение третьего этапа, который позволял пассажирам не только бронировать и оплачивать проездные документы, но и самостоятельно распечатывать их, а затем предъявлять при посадке в поезд, несколько затянулось. Нововведение планировалось еще в 2011 году. "Планируется уже в этом году распространить продажу электронных билетов на дневные скорые поезда, и еще по одному фирменному поезду, которые курсируют из Киева в Одессу, Симферополь, Донецк, Днепропетровск и так далее. В целом мы насчитали таких актуальных поездов 20", – заявляла весной 2011 года начальник управления нормативно-технологического обеспечения информационных технологий пассажирских перевозок главного пассажирского управления "Укрзализныци" Нина Кострубицкая.
Однако планы несколько скорректировались, и сейчас возможность самостоятельно распечатать билет и показать его проводнику имеют только пассажиры экспрессов "Интерсити +". Кроме того, такой документ совершенно не устраивал сотрудников, которые ездили по железной дороге в служебных целях. Для оформления командировки им все равно требовались билеты, отпечатанные на бланках строгой отчетности, что, наряду с другими причинами, снижало привлекательность многострадальных Hyundai.
Но с 23 июля электронный посадочный документ наконец получил статус фискального чека. "С 11 часов мы на поезда "Интерсити+" и поезд 37/38 Киев-Донецк ввели электронный проездной документ без надобности выписывать документ на бланке строгой отчетности. Этот документ является фискальным и отчетным для тех, кто едет в командировку, и ему нужны отчетные документы. То есть бухгалтерия обязана принимать эти документы", - сказал заместитель генерального директора "Укрзализныци" Павел Чекалов.
Если же у бухгалтеров возникают сомнения в легитимности электронного посадочного документа, то Госадминистрация рекомендует им обратиться к совместному приказу Министерства инфраструктуры и Министерства доходов и сборов № 331/137 от 30 мая 2013 года. "Есть также письмо Министерства налогов и сборов, которое дает нам право фискализации этого документа в налоговом отчете и, соответственно, он является на уровне государства узаконенным отчетным документом. Если по каким-либо причинам у людей или предприятий, которые приобрели этот документ, возникнут вопросы касательно подтверждения его легитимности, то фискальный сервер не только фискализирует билет, но и архивирует его сроком на месяц. И они могут обратиться к нам, а мы им на основании информации с сервера дадим подтверждение по тому или иному документу", - подчеркнул Чекалов.
Впрочем, он тут же добавил, что это пока что опытная эксплуатация, и продажа электронных документов на эти поезда будет осуществляться только через Интернет в течение недели. После этого Госадминистрация намерена отчитаться перед налоговыми органами и с начала августа начать реализацию таких билетов через кассы. Кроме того, с середины сентября "Укрзализныця" распространит действие электронных посадочных документов еще на пять поездов. Это, в частности, составы №12/11 Киев-Симферополь, №91/92 Киев-Львов, №80/79 Киев-Днепропетровск, №105/106 Киев-Одесса, №64/63 Киев-Харьков.
Затем, говорят в "Укрзализныце", до конца года электронные проездные документы начнут действовать во всех круглогодичных поездах внутреннего сообщения, а их насчитывается порядка 120 пар. Но есть один нюанс: пока что Госадминистрация не располагает достаточным количеством считывающих устройств для применения технологии. "На сегодня считывающие устройства закуплены только для поездов "Интерсити+". Для опытной эксплуатации тех поездов, которые я называл, нам нужно порядка 250 штук с учетом резерва для зарядки и внеплановых выходов из строя. А в общем на сегодня эксплуатационный парк пассажирских вагонов состоит из примерно 4 тыс. единиц, и такое устройство будет в каждом вагоне, у каждого проводника", - сказал Чекалов.
Правда, пока неизвестно, когда же произойдет масштабная закупка. "Мы подготовили техническое задание, согласно которому мы подберем производителя, соответствующего этим требованиям", - говорит замгендиректора "Укрзализныци". Стоимость одного мобильного терминала контроля документов (МТКД) колеблется в пределах 8-16 тыс. грн. То есть для полного оснащения парка пассажирских вагонов МТКД Госадминистрации нужно будет вложить от 32 млн до 64 млн грн. Железнодорожники уверяют: инвестиции окупятся достаточно быстро, так как позволят ежегодно экономить около 18 млн грн на бланках строгой отчетности. "Срок эксплуатации – 10 лет. В результате несложных арифметических подсчетов можно сказать, что будет выгоднее для пассажиров и для нас – экономия порядка 18 млн грн в год на бланках строгой отчетности или закупка таких устройств раз в 10 лет", - говорит Чекалов.
Успеет ли "Укрзализныця" совершить покупку до конца года с учетом сложности процедур и острой нехватки финансовых ресурсов, покажет время. Да и далеко не все пассажиры будут готовы сразу же перейти на электронные билеты. Поэтому, похоже, что пока что кассирам железных дорог хватит работы, да и бланки строгой отчетности пока что будут востребованными как людьми, не имеющими возможности работать в Интернете, так и не менее строгими и консервативными бухгалтерами.
Источник: cfts.org.ua
Odessa Daily