Вот такой путь в 1946 км проплыл т/х «Виссарион Белинский» от Нижнего Новгорода до Волгограда и обратно, неся на своем борту участников необыкновенного фестиваля, который получил забавное, но точное название «КРОК». КРОК с украинского переводится, как ШАГ. И вот так шаг за шагом, крок за кроком, создаются фильмы, радующие детей и заставляющие задуматься взрослых. Вы уже поняли, что речь идет об анимационных, или мультипликационных фильмах.
Международный фестиваль анимационного кино «КРОК» был создан осенью 1991 года в переломный момент, когда распался Советский Союз. Но Мир детства и искусство не имеют границ. Поэтому вскоре фестиваль «КРОК» стал фестивалем, проводимом на паритетных началах Украиной и Россией при поддержке министерств культуры обоих государств. И в этом его уникальность. У фестиваля один генеральный директор – его создатель Ирина КАПЛИЧНАЯ и два президента: Давид ЧЕРКАССКИЙ (Украина) и Эдуард НАЗАРОВ (Россия).
Вначале фестиваль проводился раз в два года, но с 1997 года он стал проводиться ежегодно. Нынешний фестиваль – семнадцатый по счету. Фестиваль традиционно проходит на плывущем корабле. Один год корабль плывет по Днепру. В следующий год - по Волге (или, например, по Ладоге). В сентябре 2010 года ХУ11 Международный фестиваль анимационного кино «КРОК» на т/х «Виссарион Белинский» поплыл вниз по Волге от Нижнего Новгорода до Волгограда. Открытие фестиваля состоялось 19 сентября в Нижнем Новгороде, закрытие уже на обратном пути в Казани. А между открытием и закрытием были девять дней напряженной работы. Впрочем, напряженная работа началась еще в подготовительный период. Фестиваль «КРОК» имеет настолько высокий международный рейтинг, что на участие в нем претендовали авторы 800 фильмов. Отобрать из них лучшие было совсем не просто. В итоге в конкурсную программу были допущены 150 фильмов из 40 стран-участниц (включая Россию и Украину). Как говорится, география фестиваля охватила весь земной шар: обе Америки, Ближний и Дальний Восток, всю Европу и даже Австралию. Как сказал один из призеров фестиваля, говоря о своих дальнейших планах: «Я возвращаюсь домой и начинаю делать следующий фильм, чтобы снова попасть на фестиваль «КРОК». Так чем же так привлекателен «КРОК»? Да, конечно, плыть на корабле всегда приятно. Но дело не в этом. Да, конечно на корабле возникает дружеская атмосфера, возможность интересного общения, в том числе с мэтрами анимационного кино. Но дело не только в этом. Передадим слово участникам фестиваля замечательным мастерам анимации режиссерам Юрию НОРШТЕЙНУ («Сказка Сказок», «Ежик в тумане»), Эдуарду НАЗАРОВУ («Жил был пес») и их ученику Александру ПЕТРОВУ («Старик и море»).
Э.НАЗАРОВ: «КРОК» - это лаборатория, где происходят поиски новых интересных решений, где идет обмен мнениями, где люди смотрят фильмы друг друга, помогают друг другу, критикуют друг друга и учатся.. Фестиваль – это праздник искусства и талантов. И добавлю: такой корабельный вариант фестиваля на территории двух стран – уникален. Да здравствует «КРОК»! А. ПЕТРОВ: Здесь счастье увидеть своих коллег, друзей. Решать вместе с ними проблемы. Для меня показать фильм на «КРОКЕ» большая радость, честь и страх. Ю. НОРШТЕЙН: Да и для меня ожидание «КРОКА», как в детстве, когда я намазывал лыжи и ждал, когда выпадет снег. Ожидание того, что что-то случится. Какое-то художественное явление. Такое тоже бывало. Все же закон генетической устойчивости работает в обществе. Сама возможность поговорить, хотя разговоры бывают и нелицеприятными. Не потому, что хочешь кого-то уесть. Но это честный разговор о творчестве. Здесь выясняются вопросы, которые не всегда могут быть затронуты критиками. «КРОК»- это все. Слово-то такое короткое – шаг!
Так как же складывается день участников фестиваля? Что входит в рабочую программу фестиваля? Ежедневный просмотр не менее двух конкурсных программ. Пресс-конференции, ретроспективы фильмов мастеров, просмотр информационных программ, встречи с детьми и праздничные представления для детей (в городах Н.Новгород, Самара, Волгоград и Казань), и самое главное: мастер-классы и, так называемые, «разборы полетов». Что такое «разбор полетов»? Это обсуждение конкурсных работ, которое проводит мастер, но в котором может принять участие любой из присутствующих. Главное, что отмечаешь на таких обсуждениях – такт и доброжелательность. А уж какое они имеют значение для молодых кинематографистов и говорить не приходится. Тем более, что знаменитой школы анимации, которая была в Советском Союзе, больше не существует. Э.НАЗАРОВ: Наши высшие курсы режиссуры почили в Бозе еще в 2000 году. Все переехало на платное образование. Бедным и талантливым оно не по карману. Курс был закрыт. Но лет 20 мы успешно с Юрием Борисовичем (Норштейном – Е.К.) поработали. Здесь на корабле много наших учеников: Александр Петров, Иван Максимов, Миша Тумеля, Михаил Алдашев… Ю. НОРШТЕН: Это выпускники наших курсов 86-88 года. Это был замечательный набор. Саша Петров даже Оскара получил за свою картину «Старик и море», хотя фильм делал не в России. Это тоже говорит не в пользу нашей страны. Сейчас по идее должна была бы появиться новая волна. Но ситуация такова, что эта страна не дает возможности получать образование. Я давно перестал говорить «наша страна». Страной руководят невежды, которые не понимают, что без культуры общество будет дичать. Пока эстрада является у нас самым ярким выражением наших художественных пристрастий - страна будет дичать. В культуру надо вкладывать деньги. Деньги не должны лежать в кармане, или тратится на приобретение домов, островов и черт знает чего еще, на теннисные корты… А культура – это не только число просмотренных фильмов и прочитанных книг, это чувство сострадания и сочувствия. Эти слова уходят из словаря. Сейчас есть только слова БАБЛО, СКОЛЬКО, БУДУ Я ТЕБЕ ЗА ЭТИ ДЕНЬГИ РАБОТАТЬ и так далее. И в результате начинается одичание общества. Это относится и к интеллигенции. Если бы они себя уважали, они не пошли бы сниматься в той дряни, которую им предлагают режиссер и продюсер. Такого себе представить лет 40 назад было невозможно. Если проставлять очки тому, что сейчас и том,у что было в советское время, то счет будет не в пользу нашего времени. И эта тенденция разрушительна. Она только усугубляется, и остановить ее можно только одним путем. Путем создания нормальных учебных заведений. И не должно быть платных учебных заведений, готовящих режиссеров, писателей, актеров. Когда талантливый человек не способен найти деньги на образование, то погоду в нашей культуре делают другие ребятки, за которыми стоят их хорошо зарабатывающие отцы. Э. НАЗАРОВ: А вот компания «Мир детства» открыла анимационную студию. Изучают с помощью психологов, что нужно смотреть детям. Какие фильмы могли бы не только развлекать, но и учить детей.
Компания «Мир детства» - это группа компаний, создающих уникальные продукты и предоставляющих услуги для детей и родителей. Она является главным партнером фестиваля «КРОК». В один из дней фестиваля компания «Мир детства» провела «Круглый стол». Тему «Влияние современной анимации на развитие детей» обсуждали психологи из компании «Мир детства» и режиссеры-аниматоры. Одновременно с работой «рядовых» участников фестиваля шла работа членов международного жюри, возглавляемого режиссером-аниматором из Норвегии Кине АУНЕ. Итоги подводились на торжественном закрытии фестиваля в Казани. Специальный приз от министерства культуры Татарстана получил забавный, ироничный фильм Натальи Скрябиной (мастерская Е. Сивоконя, Украина) «Царевич и тайна волшебной лягушки» . Гран-при и приз зрительских симпатий единогласно были присуждены фильму Бастьена Дюбуана (Франция) «Мадагаскар». Это путевые впечатления молодого француза, переложенные на язык анимации с использованием всех художественных возможностей, которые дает применение всего спектра современной анимационной техники. По поводу этой работы Юрий Борисович Норштейн, не признающий компьютера, сказал: «Я впервые увидел, как заработали 2Д и 3Д. За компьютером сидел творец. Это настоящее мужское кино». Я бы не сказала, что фильм «Еще раз», получивший вторую по значимости награду – приз имени Александра Татарского «Пластилиновая Ворона», с формулировкой «За высший пилотаж», был настоящим женским. Хотя его сделали семь девушек из Ярославля (мастерская А.Петрова). Под мелодию «Рио-риты», раз за разом прокручивающейся патефонной пластинки, старик вспоминает свое пионерское детство, свою комсомольскую юность, свою жизнь. Приз за лучшую студенческую работу - фильм «Мальчик из жевательной резинки» - был отдан Масаки Окуда (Япония). Приз за лучшую дипломную работу увезла в Великобританию Вики Мэзер –фильм «Стенли Пикл». Приз за лучший профессиональный фильм «Дерево детства» получила россиянка Наталья Мирзоян. В каждой из трех категорий присуждались также дипломы. И еще, каждый приз, каждый диплом выдавался с оригинальной формулировкой, это тоже - особенность «КРОКА». Так «За поэзию, переведенную в анимацию без слов» получил специальный приз жюри фильм болгарки Велиславы Господиновой «Маяк». (В картине бесчисленная стая совершенно Хичкоковских птиц, обезумев от страха перед грозой, летит на свет маяка, а налетев, разбиваются о его стены. Сторож, спасая птиц, гасит огонь маяка, что приводит к гибели судна). Призовой фонд по традиции бескорыстно обеспечил гражданин Франции Франсуа СОЛОМОН. А сами призы представляли собой разного размера колокола, что вполне соответствовало тому, что фестиваль проходит на корабле. Одновременный звон колоколов в руках всех призеров известил о закрытии фестиваля. Что еще бы хотелось сказать о ХУ11 Международном фестивале «КРОК». Наверное, о том странном ощущении, которое вызвало большинство фильмов конкурсной программы. В этом ощущении я была далеко не одинока. Его, практически разделяли все. Думаю, что лучше других об этом скажет Юрий Борисович Норштейн. - Ощущение от программы таково, что в психологическом плане картина безрадостная. Из программы можно сделать вывод, что идет распад, разорванность сознания. Это еще не катастрофа, но впечатление таково, что авторов почти всех работ мало интересует окружающая жизнь. Их интересует исключительно работа внутренней секреции. И, действительно, как отметила режиссер и киновед Наталья Лукиных, рост профессионального мастерства у выпускников знаменитых киношкол сочетается с традиционной мрачностью молодой анимации и с наивной потребностью удивить мир глобальными темами или детским черным юмором. Хотя было несколько фильмов настолько забавных, что они прошли под непрерывный хохот зрителей. Это компьютерная короткометражка (3D) «Мобиль» Верены Фельс (Германия) и созданная в той же технологии картина «Ради носка» - автор Карло Вожеле (Франция-США). Полные юмора, ни на какое глубокомыслие не претендующие работы, где совершенно потрясающе свои роли «играют» игрушки и обычные вещи (носки, рубашки, джинсы). Второе, что, к сожалению, приходится отметить, это еще более тяжелое положение, чем в России, украинской мультипликации. Вот, что сказал о сложившейся ситуации в анимационном кино в Украине классик украинской анимации режиссер-аниматор Евгений Яковлевич СИВОКОНЬ (его фильм «Засыплет снег дороги» стал призером 28 Международного фестиваля короткометражных фильмов в Клермон-Феррари во Франции в номинации «Лучший анимационный фильм»). Е. СИВОКОНЬ: «Укранимафильм» с 2005 года вроде бы стал хорошо субсидироваться, потом возникли бюрократические препоны. И год назад студия закрылась. А фестиваль анимационного кино живет и через год отметить свое двадцатилетие. Таковы уж парадоксы нашей жизни.