Odessa Daily Афиша Одессы
Людоеды не горят
Ирина Лобусова
1 августа 2016 в 11:36Кинофестиваль подарил море фильмов. Но из них мне хотелось бы особенно выделить три. Самый плохой, самый не стандартный и не обычный, и фильм- победитель.
Фильм- победитель сохранял интригу до конца, хотя очень многие считали, что награду получит фильм из Британии. Фильм женщины- режиссера Чании Баттон «Кто горит, горит, горит».
Главный герой умер, когда ему было всего 29 лет. И двое самых близких друзей, Алекс и Сеф выполняют его завещание- развеять его прах в определенных местах Англии. Он оставляет им детальную видеоинструкцию, как и где это сделать, и отправляет их в путешествие, которое заведет в самые неожиданные места. Причем не только во внешнем, но и в психологическом смысле. Фильм тонкий, необычный, с элементами комедии. Прах погибшего друга в багажнике «Вольво»- символ их необычной дороги, ради памяти, теплоты и…прощения.
Тема не нова. И, несмотря на то, что является достаточно трогательной, все- таки несколько избита вторичностью, при чем не в лучшем изложении.
Эта тема уже существует в гораздо лучшем виде- в романе Харуки Мураками «К югу от границы, на запад от солнца». После Мураками трогательность других историй вообще теряет всякий смысл. И потому фильм меркнет, как меркнет электрическая лампочка на фоне настоящего солнца.
Самым худшим фильмом кинофестиваля я бы назвала фильм из Бразилии «Город, где я взрослею». Он абсолютно невероятен! Но подозреваю, что сможет реально обогатить своих создателей, если они начнут продавать его в аптеке как снотворное. После первых кадров начинает клонить в сон. После десяти минут с трудом раскрываешь веки. К концу фильма господствуют только два чувства: страшно жаль потерянного времени, и вопрос- а о чем, собственно, это было? Правильный ответ: ни о чем.
Он вообще ни о чем. Две подруги совершают действия, не понятно, как живут, и на что, очень много говорят ( ни о чем), и идут ( в никуда). Словом, песня. Но фальшивая. А потому во второй раз слушать ее нежелательно. Ни за что.
Самый необычный- без сомнения, фильм из Франции «Людоеды». Режиссер опять- таки женщина- Леа Фенер. В этом фильме она рассказывает свою историю. Она родилась в семье странствующих, бродячих актеров, живущих необыкновенной, невероятной жизнью. Их образ жизни- вызов всему будничному, серому, укладывающемуся в привычные и знакомые рамки.
Прежде всего я отметила бы две вещи. Первое: это удивительное, невероятное воссоздание творческой, бесшабашной цыганщины, от которой просто сносит крышу. Образ жизни бродячего театра ( замечу- не цирка, а именно театра, что в нашем представлении вообще является нонсенсом) открыт с самых необычных сторон, с такой захватывающей лихостью, которая заставляет смотреть на происходящее, широко распахнув глаза. Это тот уникальный случай, когда сюжет первичный, не избитый и пока еще никем не повторимый, что является очень большой редкостью в наши дни.
И второе: уникальная, абсолютно невероятная трактовка пьес Чехова! Это нечто! Никогда, ни в одном театре мне еще не доводилось видеть ничего подобного, видеть представление в виде захватывающего, фееричного шоу с элементами цирка, драмы, мюзикла и клоунады в одном лице. Театр называется русским словом «Давай». И, по словам режиссера, этот театр именно так ставит Чехова, а так же других русских авторов. Получается нечто совершенно невероятное, переворачивающее все представления о русской классике с головы на ноги, но… нечто невероятно привлекательное! Почему- то думается, что сам Чехов был бы совсем не против такой интересной трактовки своих комических рассказов.
К сожалению, фильм ничего не получил. А зря. Ему бы следовало присудить приз за уникальность. По крайней мере, он произвел практически на всех очень сильное впечатление. Творческая сила такого фильма очень высока.
Как, наверное, и сила тех, кто ведет такой невероятный образ жизни, разъезжая по разнообразным дорогам как современные цыгане из какого- то невообразимого табора, больше похожего на фантастическое племя пришельцев из невероятного мира- может быть, действительно людоедов.
Современных зрителей очень трудно удивить. Но фильму «Людоеды» это удалось. Он остался в памяти как один из самых ярких моментов фестиваля.
Впрочем, их было много, этих ярких моментов, оставляющих в памяти прошедший кинофестиваль. И заставляющих с нетерпением ожидать нового- такого же яркого и не забываемого на события.
Ирина Лобусова
Ирина Лобусова