Odessa DailyБольшая Одесса

Любой гражданин Украины может быть бездоказательно обвинен в тяжком преступлении

6 октября 2010 в 10:27

tyurmaОб  этом свидетельствуют несколько  уголовных дел, по которым ведутся  журналистские расследования.

Так, Владимира Шпору, жителя Ивановского района, принудили признаться в умышленном убийстве. Со слов его сестры, В.Шпоре приковывали наручниками руки к ногам и за наручники подвешивали на лом, лежащий на двух стоящих рядом столах. В этом висячем положении оставляли на несколько часов. А чтобы скрыть следы пыток, обматывали ноги и руки эластичным бинтом. Сестра В.Шпоры рассказывала, что, когда его отпустили домой под подписку о невыезде, брат не мог сгибать пальцы, руки у него сильно тряслись, несколько месяцев его пришлось кормить с ложки, как маленького.

Виновным  в применении пыток обвиняемый назвал в последнем судебном заседании Алексея Допиру, являвшегося в то время старшим оперуполномоченным уголовного розыска по особо важным делам прокуратуры Одесской области.
Невероятно, но факт – по заключению эксперта смерть наступила в результате огнестрельного ранения, однако Владимира Шпору, никогда не имевшего оружия, обвинили в том, что он нанес потерпевшему более двадцати (!) проникающих ударов отверткой, в том числе и в лопаточную, и в черепную кости.
Странно предположить, что судебно-медицинская экспертиза может спутать характер огнестрельного ранения с характерными признаками нанесения ранений «тупым предметом». И тем не менее, первоначальная экспертиза была отменена, а новая – без проведения дополнительных следственных действий – признала Владимира Шпору виновным. И это – одно из многих доказательств причастности работников прокуратуры в необоснованном осуждении невиновных граждан.

Настораживает и тот факт, что эксперт, вынесший первоначальное заключение о смерти, «ушел из жизни». Так же, как и главный свидетель, утверждавший, что ему была предъявлена дробь, извлеченная из тела потерпевшего и являвшаяся причиной смерти.
Первоначальный  приговор местного суда был отменен  Верхоным судом Украины и дело направлено на дополнительное расследование. Насколько известно в редакции газеты, новых доказательств по делу не обнаружено. В настоящее время дело рассматривается в Коминтерновском районном суде (судья Копица). Есть основания предполагать, что рассмотрение дела затягивается искусственно.
Еще одно дело об умышленном убийстве рассматривается  Малиновсим районным судом (судья Передерко). Обвиняемый, Сергей Дивной, бывший военный летчик, был осужден приговором Приморского районного суда (судья Цильмак) абсолютно без всяких доказательств, исключительно на основании показаний двух заинтересованных лиц.

Дело  это совершенно уникальное, хотя бы потому, что против Сергея Дивного  не было ни единой улики. В процессе «следствия» не было обнаружено ни орудия преступления, ни следов преступления на одежде и теле предполагаемого «убийцы», ни отпечатков пальцев, да и вообще – ни одного прямого доказательства вины подсудимого. Даже дата убийства не была установлена точно, в заключении судебно-медицинской экспертизы лишь указано, что с момента смерти потерпевшего и до осмотра его трупа прошло около 3-5 суток. А ведь здесь точная дата смерти должна была играть важную роль: Сергей Дивной заходил в квартиру, где было совершено убийство, всего на несколько часов, в то время, как «свидетели по делу» находились в этой квартире постоянно. Безусловно, понятно желание «свидетелей», которые как бы ничего не видели и не слышали, оговорить другое лицо. Непонятно только упорство прокуратуры Одесской области бездоказательно обвинить гражданина Украины на основании «без основания».
Приговор  судьи Цильмака был отменен апелляционным  судом Одесской области, как бездоказательный, и дело отправлено на дополнительное расследование.
Нужно отметить, что по материалам журналистского расследования, не было обнаружено никаких дополнительных обстоятельств вины ни Владимира Шпоры, ни Сергея Дивного. Зато возникло много вопросов к областной прокуратуре. Эти вопросы были заданы письменно, а также озвучены в ходе двух «круглых столов», темой которых заявлено применение пыток к подследственным, а также бесчеловечного или унижающего достоинство обращения со стороны сотрудников одесской милиции, с целью выбить показания в совершении преступлений. Присутствовавший на сентябрьском «круглом столе» работник областной прокуратуры посетовал, что большой проблемой для правоохранительных органов является «проблема кадров».

Не  спорю, об этом еще Сталин говорил, что  «кадры решают всё». Хотелось бы спросить у областного прокурора: сколько  еще наших невиновных граждан  должны отсиживать, и на какие сроки, пока прокуратура соблаговолит порешать свои кадровые вопросы? Неужели журналисты должны подменять прокуроров в делах, которым они являются не более, чем недоуменными свидетелями?

Справка: по материалам журналистских расследований  освобожден из-под стражи гражданин Украины Артюшенко, который был осужден на 13 лет лишения свободы. Верховный суд Украины отменил незаконный приговор. Новым приговором Артюшенко был оправдан.  Именем Украины доказано, что его пытали, а дело полностью сфальсифицировано сотрудниками одесской милиции, прокуратурой, экспертами. Артюшенко безвинно провел за решеткой 3 года и 3 месяца.
Справка: Константин Козлов был осужден Первомайским городским судом Николаевской области в 2005 г. за убийство. Вину свою не признал, следствием и судом вина не доказана. В период следствия его подвергали пыткам с целью выбить признательные показания. После перенесенных пыток у него стали отказывать и усыхать ноги. В настоящее время его дело находится на рассмотрении в Европейском суде. После обнародования на февральском «круглом столе» этих фактов он был освобожден из мест лишения свободы.
Риторический  вопрос. Где же те милицейские и  прокурорские профессионалы, которых  мы наблюдаем с телеэкранов? Похоже, в Одесской области их нет.
Одесситам хотелось бы знать – что по этому крайне важному вопросу думает Генеральная прокуратура Украины?

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100