Odessa Daily Мнения Трибуна здравомыслия
Леонид Штекель: Украинский город и его судьба - нужна ли Одесса Киеву?
Odessa Daily
6 марта 2020 в 16:30Анна Филимонова начала дискуссию в ФБ о противостоянии правительств и городов в современных государствах. Это очень симптоматично, что, человек, связанный с опальным Одесским художественным музеем, начал эту дискуссию о самостоятельности городов. Музея, что ведет непримиримую борьбу с Одесским областным советом, пропитанным духом совкового лицемерного ханжества.
Но, как и любая реальная проблема цивилизации на украинской почве, данная тема обретает у нас жесткое политическое значение. На постсоветском пространстве такие вопросы решают не словами, а языком крови.
На самом деле это краеугольный вопрос Западной цивилизации. Ведь именно Западная христианская цивилизация впервые поставила на повестку дня вопрос о городах. Как блестяще показал в своей, едва ли не последней в жизни работе, Макс Вебер, до зарождения Западной цивилизации, человечество, практически, не знало городов в нашем понимании этого слова. Даже в Античном мире город – это, прежде всего, либо столица, либо, военное поселение. По-настоящему город появляется лишь тогда, когда соединяются воедино частная собственность, вера, не зависящая от воли правителя города и многоуровневая система власти. В городах всегда существует несколько центров силы, но при этом отсутствует иерархическая система подчинения. Классическая форма правления городов – Магдебургское право предусматривает наличие сложных механизмов власти, при обязательном существовании различного рода противовесов полномочий отдельных групп горожан. При этом, в классической форме, город всегда оставался вооруженной единицей, так как право требовало наличие силы, способной его отстаивать. Право не даруется слабым.
Когда мы говорим о противостоянии правителя страны и городов, то надо прекрасно понимать, что это противостояние появляется лишь в одном случае: при централизованной системе управления. При этом исторически человеческие цивилизации всегда начинаются с формы правления, которую мы именем «федеральной». Однако уже древние цивилизации очень быстро переходили от стадии федерального устройству к бюрократической форме правления. Даже античная военная демократия, с момента создания больших государств, неизбежно скатывалась к бюрократической системе. Классический пример – поздняя Римская республика. И лишь Западная европейская цивилизация в силу появления института частной собственности, разделения духовной и светской власти, а, возможно, и по ряду других причин, впервые в истории породило иную власть.
Однако расцвет городов, вызванный в том числе, и особенностями технического прогресса, был сравнительно недолгим. Когда эпоха городов сменилась эпохой империй, города-империи оказались обречены. От Новгородской империи до Венецианской. Самым известным и последовательным врагом городов в Европе был, конечно, кардинал Ришелье, вознамерившийся и достигший этого – он лишил великие города Франции их городских стен. Тем самым города становились игрушкой в руках короля-императора. Впрочем, даже, кровавый Ришелье меркнет перед Иваном Грозным, который утопил самостоятельность Новгорода и Пскова в крови горожан. Говорят, во время резни в Новгороде, река приобрела цвет крови.
А вот Новое время стало опять эпохой городов. Союз аристократии и городов породил современный Билль о правах – основа сегодняшней западной цивилизации. А апофеозом либерально-консервативного направления западной мысли стала цивилизация США. Соединенные Штаты изначально и до сих пор сохраняют независимость городов. Строгое разделение полномочий, невмешательство правительства в дела городов – основа американской демократии.
В континентальной Европе это движение приобрело совершенно иное звучание. Франция с момента принятия Кодекса Наполеона, остается централизованной бюрократической страной. Разумеется, не до такой степени, как Россия, которая еще при Николае I превратилась в трагическую пародию на Кодекс Наполеона, но все равно Франция – это страна «победившего бюрократа». Несколько иначе шел процесс в Германии, где под гром фанфар прусскому оружию после австрийско-прусской войны 1866 года, происходит объединение под прусской короной немецких королевств, герцогств и бывших ганзейских городов. Германская империя представляла собой некое единение французской и американской модели. Однако если США возникла на базе либерально-консервативных идей по жесткому разделению полномочий и самоуправлению общин, то Германия, невзирая на королевскую власть, являлась примером лево-либеральной модель, где совмещалось разделение полномочий на среднем уровне с жесткой бюрократической регламентацией городской жизни и гражданского общества в духе Кодекса Наполеона.
И хотя королевская власть в Германии закончилась сто лет назад, и сейчас страной правит парламент, а не король, система лево-либеральной власти, созданная в конце XIX века, остается основой континентальной Европы.
Создание Европейского Союза, Европейского парламента и прочих надгосударственных институтов власти еще более усилило лево-либеральные отношения на континенте. Сегодня влияние власти общин на правительство как никогда низкое. Бюрократия стремительно наступает на власть общин, и в силу этого свобода городов – главный объект наступления бюрократии. И национальной, и наднациональной (брюссельской породы). Мир между ними в принципе невозможен: проблемы городского планирования и бизнеса – два главных плацдарма войны между бюрократией и общинами.
В Украине проблема в тысячу раз сложнее. Наши общины, даже в старых городах, крайне слабы - большевики в свое время именно по общинам и бизнесу нанесли свой первый удар. О новых общинах вообще разговора нет – в 99,99 случаях из ста – они лишь нарисованы на бумаге. Проблема, однако заключается в том, что отсутствие реальных общин – смерть для страны. Бюрократия никогда не могла добиться роста. В лучшем случае, при высоком личном профессионализме бюрократов, она способна не сильно мешать, как это было в Германии в конце XIX века. Но в целом, бюрократическая форма управления, невзирая на надежды Макса Вебера, как показал XX век, это тупик цивилизации. То, что мы сегодня движемся от застоя к потрясениям, и от потрясений к застою – следствие сверхбюрократической природы сегодняшней постсоветской Украины. И, разумеется, бюрократам не нужно развитие городов. Кроме столиц.
Odessa Daily
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален
Комментарий еще не проверен или был удален