Odessa Daily Бизнес
Леонид Костюченко: Как нарушение Россией Конвенции МДП повлияет на доставку грузов
Odessa Daily
10 октября 2013 в 15:20В последнее время международные автоперевозчики Украины, так же как и все мировое транспортное сообщество, крайне обеспокоены ситуацией, связанной с новыми условиями перевозки товаров по территории Российской Федерации.
Речь идет о решении Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации (ФТС РФ), изложенном в письме от 4 июля 2013 года «О международных перевозках с применением книжек МДП».
На основании этого письма, фактически единоличным решением руководителя ФТС, предусматривается применение с 14 августа (позже этот срок был перенесен на 14 сентября) текущего года дополнительных мер гарантирования в отношении товаров, которые перемещаются по территории России на условиях Таможенной Конвенции МДП, 1975 года.
Благодаря конструктивной позиции Европейской экономической комиссии, Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ, г. Женева) и его членов все же удалось сохранить процедуру МДП и обеспечить перемещение товаров на/через территорию Российской Федерации по общеприемлемой системе таможенного транзита, однако с некоторыми ограничениями.
Так, согласно писем ФТС России от 13.09.2013 г. № 01-11/40499 и 23.09.2013 г. № 01-11/41921 реализация мер, предусмотренных письмом от 4 июля 2013 года «О международных перевозках с применением книжек МДП», введена в Дальневосточном, Сибирском и Уральском таможенных управлениях.
Необходимо отметить, что указанные письма не имеют статуса нормативного акта и носят исключительно рекомендательный характер. Более того, Конвенция МДП является международным договором, который имеет высшую юридическую силу над любым национальным или региональным законодательством. Этот фундаментальный правовой принцип безусловно признается Конституцией Российской Федерации. Вопреки здравому смыслу данными письмами фактически приостановлено действие указанного международного договора на территории трех Федеральных округов РФ, а значит все же отменены его преимущества, как для транспортной отрасли, так и таможенных органов всех стран-подписантов Конвенции, которых на сегодняшний день насчитывается 73.
Пагубные последствия решения Федеральной таможенной службы, безусловно, повлияют на международные автомобильные перевозки грузов в направлении стран Таможенного Союза и транзитом по территории России.
Как известно, Таможенная Конвенция о международных перевозках грузов с использованием книжки МДП, к которой в 1994 году присоединилась и Украина, максимально упростила перемещение грузов под таможенным обеспечением в международном торговом обороте, создала надежную таможенную защиту и решила вопрос гарантий оплаты таможенных сборов и платежей.
На сегодняшний день Конвенция МДП остается одной из наиболее действенных международных транспортных конвенций, фактически единственной глобальной системой таможенного транзита. Она призвана уменьшить количество барьеров, с которыми сталкиваются перевозчики, и в то же время обеспечивает использование таможенными органами международной системы контроля, способной заменить традиционные национальные процедуры.
Пагубные последствия решения Федеральной таможенной службы, безусловно, повлияют на международные автомобильные перевозки грузов в направлении стран Таможенного Союза и транзитом по территории России.
Как альтернативу Системе МДП ФТС рассматривает оформление гарантийного сертификата получателем товара или поручительство специально уполномоченных структур. При этом абсолютно не учитывается, что стоимость поручительства и сопровождение транспортного средства, которое, например, осуществляется ФГУП «Ростек», иногда превышает сумму фрахта! Соответственно это ведет к многократному удорожанию стоимости транзита для иностранных перевозчиков.
Около 3,5 тыс. транспортных операторов Украины активно используют преимущества системы МДП для перевозок товаров в страны-участницы Конвенции. АсМАП Украины придерживается мнения, что использование национальных процедур в отдельной стране транзита неизбежно приведет к существенному увеличению затрат перевозчиков, массовым простоям на границах и, самое главное, к повышению конечной стоимости товаров.
Вопрос нарушения Россией Конвенции МДП стал предметом рассмотрения на чрезвычайной сессии Исполнительного Совета МДП ЕЭК ООН, которая состоялась 27 августа 2013 года в Женеве.
Исполнительный совет МДП обратил внимание на потенциально опасные экономические и политические последствия такого шага, не говоря уже о задержках на границах, увеличении транспортных затрат и перебоях в грузопотоках и международной торговле. Принятое в одностороннем порядке решение не отвечает положениям Конвенции МДП (в частности статьям 4,11, 23, 42 и 48) и международным правовым нормам.
С учетом этого Исполнительный Совет призвал ФТС России отказаться от введения запланированных мер, а также обратился в Секретариат ООН с просьбой проинформировать все заинтересованные стороны о принятом решении.
Сегодня Международный Союз Автомобильного Транспорта и национальные ассоциации стран-участниц Конвенции МДП совместно с государственными органами своих стран принимают активные меры для отмены этого незаконного решения и обеспечения бесперебойного функционирования системы МДП.
Юристы МСАТ разработали специальные инструкции для перевозчиков в случае отказа в принятии книжек МДП к оформлению российскими таможенными органами.
Осознавая разрушительные последствия происходящего для транспортной отрасли, АсМАП Украины обратилась к органам исполнительной власти с просьбой поддержать усилия Ассоциации на международном уровне и обратиться к правительству РФ насчет необходимости отмены письма ФТС от 4 июля 2012 года № 01-11/28474 «О международных перевозках с применением книжек МДП».
МСАТ от имени руководителей национальных Ассоциаций стран-участниц Конвенции МДП обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой принять меры для немедленной отмены решения ФТС России относительно применения мер дополнительного обеспечения транзита при перевозках по системе МДП.
Однако до настоящего времени вопрос остается открытым.
Источник: cfts.org.ua
Odessa Daily