
Довольно тяжело сформировать мнение о выставке сродни той, которая прошла 26 декабря в «Морском Арт-Терминале». Наверное, не только автору сего материала. До момента созерцания произведений современного искусства, потенциальный зритель был поставлен в жесточайшие, на мой взгляд, рамки. Судите сами. Когда, ещё не увидев работ художников, узнаешь, что кто-то из них участвовал в Венецианском биеннале, кто-то в престижных мировых форумах современного искусства, что их картины уходили из-под молотка на аукционах "Сотбис" и "Филипс", а некоторые вошли в коллекции крупнейших музеев и частных собраний, то сразу становится не по себе.
Думаешь: эти люди знают толк в искусстве! Вот они - лучи света в тёмном царстве застоя. Висеть в доме у миллионера - эт

о вам не дыру в стене среднестатистического музея прикрывать. В общем, СМИ поработали на славу проекта "Restart" в лучших традициях: побоявшись преуменьшить заслуги участников, "ненароком" запугали зрителя. Единственные, кто не нуждался в чрезмерном PR-е, была группа ДахаБраха, выступившая на открытии выставки. Своей музыкой музыканты будто примирили несопоставимые части одного целого. Доказали, что из происходящего хаоса возможен космос.

Через дорогу от моего дома уже две недели висит бигборд с рекламой проекта. А на нем портрет то ли Александра Сергеевича, то ли гориллы, то ли гориллы в образе Александра Сергеевича... Но что бы это ни было, изображение кисти Ильи Чичкана шокировало директора литературно-мемориального музея Аллу Ниршу: "Да, Пушкин говорил о себе, что он - смесь тигра с обезъяной, но что позволено Пушкину, не позволено этим… Думаю, этот плакат отражает внутренний мир его авторов". Анатолий Дымчук, куратор "Restart'а", такой опус со стороны директора музея назвал чугунным и недалёким. Однако каким должно быть мнение, чтобы оно не казалось "чугунным и недалёким", Дымчук указать забыл. Но ещё больше его позабавила версия, будто это великий русский поэт глазами украинских националистов. В общем, психодарвинизм Чичкана остался для нашего зрителя невнятным. В Венеции, судя по всему, его поняли лучше. Да и от Киева, по словам куратора проекта, искусство нонконформистов Одессы отстало где-то на 10-15 лет. "Всё потому, что в непривычном мы сразу видим плохое. Забыв о том, что это искусство контекстуально". - говорит Анатолий.

Кстати, про контекст. На брифинге Дымчук дал ясно понять, что художник, в его понимании, - это человек, находящийся вне политики. В опровержение сказанному, буквально в пяти метрах от него, висела картина в шаржевом исполнении, посвящённая Юлии Владимировне. А ещё в десяти - "карикатура" на скандально известный поцелуй Ющенко и Януковича. Вот и получается, что некоторые художники без политической тематики никуда. Но не всех "кормит" политика, кого-то "кормит" грудь, в переносном смысле. Ню, представленное в разнообразных формах, иногда перерастающее в порнографию, стало визитной карточкой проекта. Говорят, будто бы неприлично задавать автору вопрос: "Что вы хотели сказать своим произведением?" Будто в первую очередь не творца стоит познавать через его творение, а самого себя. Но лично мне было тяжело рефлексировать, в то время, как мне под нос под видом искусства один из авторов подсунул видеоинсталляцию с грубой порнографией.

Отличился и Стас Волязловский. Первое, что пришло в голову после просмотра его артисповедей: да, он немало экономит на холстах и красках. Вместо первых он использует обычный листик в клеточку, вместо вторых - шариковые ручки. Но больше всего Стас экономит на нормативных ресурсах языка. Боюсь даже предполагать, каким было его первое слово... точно не "мама".
В общем, выставочное пространство организаторы проекта заполнили так, что даже переливалось через краешек. И устами Дымчука, применительно ко всему представленному в проекте, было произнесено понятие "антикультура". Хочется верить, что это всего лишь оговорка. Ведь по своей сути антикультура направлена не только против человека как творца. Она идёт в разрез с гуманистическими ценностями общества и деструктивно влияет на людей. В таком случае зрителю ничего не останется, как смотреть на подобное творчество, закрыв глаза.
Анна Юрьева, Odessa Daily