Odessa DailyБольшая Одесса

Кто проглотит «Одессакондитер»? (часть1)

28 января 2010 в 10:02

pirojnoeТакого накала страстей и поистине всеукраинского внимания к корпоративному конфликту на одесском предприятии не было, пожалуй, со времен «Одессаоблэнерго» и «Стальканата». Кондитерская фабрика ЗАО «Одессакондитер» в последнее время находится в центре внимания многих телевизионных каналов и информационных агентств. За происходящими вокруг этой фабрики событиями следят сотни заинтересованных телезрителей и читателей средств массовой информации, в том числе  информацию об этом предприятии размещают  крупнейшие сайты. Прокуратура возбуждает уголовные дела, в конфликт вмешивается остальные правоохранительные органы и чиновники разных уровней. Что же на самом деле происходит на Одесской кондитерской фабрике?
Попытаемся сравнить две версии происходящего на предприятии, изложенные двумя сторонами конфликта.


Версия I

Итак, по одной из версий, распространенной в прессе,  акционеры – держатели 88% акций (всего – четыре человека, по странному стечению обстоятельств – однофамильцы, носящие не очень распространенную в Украине фамилию Гросу) еще в августе этого года на своем собрании приняли решение сменить неэффективный менеджмент предприятия, не справившийся с работой в условиях экономического кризиса. А, говоря по-русски, уволить прежнее плохо работающее руководство фабрики и привлечь крупного инвестора. Свою версию дальнейшего развития событий семья Гросу и стоящая за ней группа компаний «ТЕКТ» изложила в «Открытом письме правления ЗАО «Одессакондитер» генеральному прокурору Украины о незаконных действиях старого руководства предприятия» (опубликовано на сайте Украинского антирейдерского движения http://www.zahvat.net/konflikti/59/869/874/).

Авторы письма уверяют, что новым председателем правления ЗАО «Одессакондитер» акционеры назначили ранее работавшего руководителем отдела внешнеэкономической деятельности В. Сухоту, а председателем правления «ЗАО «ТД «Люксембургский» – С. Еременко. Однако бывшее руководство акционерных общества – Алла Маштакова и Валентин Хамалов начали рейдерский захват предприятий. «Они заручились коррупционной поддержкой главы Территориального управления Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) Ровинского Ю.А. и главы Хозяйственного суда Одесской обл. Продаевича В.А. С их помощью они арестовали более 88% акций, возбудили фиктивное уголовное дело и привели на предприятие автоматчиков – военизированную охрану… Понимая, что урегулировать конфликт с бывшим руководством не получится, а высшим органом управления является общее собрание акционеров, правление решило вынести обсуждение всех описанных выше вопросов на собрание акционеров...».
Собрание акционеров превратилось в хорошо поставленное шоу. Начнем с того, что проходило оно не в помещении гостиницы на Гагаринском плато, а на улице – рядом со зданием. По словам инициаторов собрания, их не пустили внутрь, сославшись на нехватку места. Согласно официальному сообщению ГКЦБФР, с администрацией гостиницы просто… не был заключен говор аренды зала на этот день. По логике событий, организаторы собрания не были заинтересованы в том, чтобы оно прошло гладко и спокойно.
Как уже говорилось выше, происходящее на Гагаринском плато транслировалось в офис УНИАН, где за ним наблюдали журналисты ряда изданий.

Вот что писали киевские СМИ об этом собрании: «На собрании зарегистрировалось достаточное для кворума количество акционеров, которые в совокупности владеют более чем 90% акций, в том числе и собственник контрольного пакета Валентина Гросу.
В повестке дня общего собрания акционеров ЗАО «Одессакондитер» стояли вопросы переизбрания нынешнего совета директоров и наблюдательного совета предприятия.
…Также по окончании собрания акционеров В. Сухота (напомним, избранный на предыдущем собрании председатель правления «Одессакондитера», – ред.) сообщил, что на выходе из здания по адресу Гагаринское плато, 5 был замечен представитель центрального аппарата национального регулятора рынка ценных бумаг ГКЦБФР Олег Мисюра, возглавляющий отдел финансового мониторинга контрольно-правового управления ГКЦБФР. По словам В. Сухоты, О. Мисюра входит в состав комиссии ГКЦБФР, которая в момент проведения собрания акционеров на улице, фиксировала внутри здания, что это мероприятие якобы не состоялось. 
«Это яркий пример того, как совершаются сговоры злоумышленников с чиновниками, и как подделываются документы во время рейдерских захватов», – сказал В. Сухота».
Еще одна странность этого собрания, на которое хотелось бы обратить внимание – контроль регистрации акционеров вели не сотрудники территориального управления Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, а представители центрального аппарата ведомства.
«Учитывая жалобы, которые пишут на меня в комитет Верховной Рады, прокуратуру, другие органы, я попросил, чтоб на общее собрание вышла не наша группа, а центрального аппарата», – поясняет глава теруправления ГКЦБФР Юрий Ровинский.
Согласно официальному сообщению ГКЦБФР, с администрацией гостиницы просто… не был заключен договор аренды зала на этот день. По логике событий, организаторы собрания не были заинтересованы в том, чтобы оно прошло гладко и спокойно.

Остается открытым еще один момент. Какое отношение к одесскому акционерному обществу имеет киевская группа компаний? Почему они встали на защиту интересов В. Гросу?
Вот версия самого «ТЕКТа»: «Осенью прошлого года Группа компаний «ТЕКТ» подписала соглашение о намерении приобрести 90,57% акций ЗАО «Одессакондитер» – с его законными владельцами в лице председателя наблюдательного совета ЗАО «Одессакондитер» Валентины Гросу (что подтверждается выпиской из реестра собственников ценных бумаг). Предприятие представляет интерес для фонда прямых инвестиций «TEKT Private Equity Fund I»  –  пакет акций приобретается с целью дальнейшего развития предприятия, повышения его объема продаж и капитализации».

Версия II

На ней настаивает руководство ЗАО – не скажу бывшее, потому что и Валентин Хамалов, и Алла Маштакова до сих пор находятся на фабрике и управляют ею. Насколько эффективно – попробуем разобраться чуть позже.
Контрольными пакетами акций двух ЗАО – «Одессакондитер» и «Торговый дом «Люксембургский» владела не семья главного бухгалтера и члена наблюдательного совета Валентины Гросу, а созданная специально с этой целью зарегистрированная на Кипре компания «Vior Trading Company».
«За историю существования нашего акционерного общества нам пришлось пережить несколько попыток рейдерских атак. Поэтому мы решили выкупить у миноритарных акционеров – работников предприятия акции и саккумулировать их в единых пакет, чтобы обезопасить себя в дальнейшем от таких попыток», – говорит В. Хамалов.
Хронология дальнейших событий такова. В начале прошлого года наблюдательный совет (членом которого являлась и сама Гросу В.) по согласованию с Антимонопольным Комитетом Украины принял решение перевести акции на «дружественную» компанию «Antex Investments LLC» (г. Юджин, США), которая должна была стать надежной защитой контрольных пакетов акций украинского производителя.  Провести сделку было поручено В.Гросу. Для совершения этой сделки  ей была выдана доверенность.

Последний раз В.Гросу видели на работе 10 июня 2009г. В этот день она отпросилась с работы пораньше, сославшись на плохое самочувствие. Сначала она поддерживала связь с сотрудниками; руководство знало, что В. Гросу проходит курс лечения. А затем – пропала. Не отвечали ни домашний, ни мобильный телефоны. А примерно через месяц на прием к председателю наблюдательного совета ЗАО Валентину Хамалову попросился неизвестный юрист, якобы представитель В. Гросу. Он предложил… выкупить  у нее принадлежащие предприятию акции. Причем по цене, явно превышающей рыночную стоимость этих акций.
Затем В. Гросу фальсифицирует протокол собрания акционеров двух ЗАО, якобы состоявшегося 26 августа. При этом была полностью нарушена процедура проведения собрания: минаритарные акционеры не получали приглашения, объявления о нем не были опубликованы в местной и центральной прессе. Кроме того, выяснилось, что по указанному в документах адресу собрание не проходило.
Данные факты подтвердила поверка, проведенная специалистами теруправления ГКЦБФР по обращению СБУ в Одесской области.
Как уже было сказано, согласно протоколу, общее собрание состоялось 26 августа 2009г., то есть в четверг. Государственный регистратор исполкома Одесского горсовета срочно вносит соответствующие изменения в Единый госреестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. А в пятницу, 27 августа, вновь назначенный председатель правления ЗАО «Одессакондитер» Виктор Сухота подает иск в Ширяевский райсуд Одесской области с требованием обязать «бывшее» руководство ЗАО отдать ему печать и уставные документы, и пропустить на предприятие. И уже во вторник, 31 августа, судья Ширяевского суда Сергей Паринюк, демонстрируя чудеса оперативности работы судебной системы, выносит определение, которым удовлетворяет заявление В. Сухоты об обеспечении иска.

Вообще, надо отметить, что дело «Одессакондитер» изобилует решениями судов как различных районов Одесской области, так и областей Украины. При этом не принимается во внимание, что, поскольку и истцы, и ответчик находятся в Одессе, то и рассматривать такие дела должен или Приморский районный суд г. Одессы, или Хозяйственный суд Одесской области. Кроме того, суды общей юрисдикции случайно или специально путают подсудность и подведомственность дел и рассматривают корпоративные споры как трудовые или гражданские. Хотя случайно ли? Все иски пишутся как по шаблону и по таким же шаблонам выносятся определения об обеспечении этих исков.
Параллельно со всеми этими событиями исчезает директор фирмы-регистратора - ООО «Фондовая компания «Гарант», созданной специально для ведения реестров собственников именных ценных бумаг ЗАО «Одессакондитер» и ЗАО «ТД «Люксембургский». Причем исчезает он вместе со всеми документами, с реестром и даже жесткими дисками от компьютеров своей фирмы. Через некоторое время реестр оказывается у киевского ОАО «Комекс-регистратор». Если учесть, что акции двух ЗАО существовали в бездокументарной форме (в электронном виде) и лишь небольшое количество сертификатов было выдано акционерам фабрики, ныне – в большинстве своем пенсионерам, то можно представить себе масштаб потери. Сегодня даже толком неизвестно, сколько у «Одессакондитера» акционеров и каким образом между ними распределены акции.   

В. Хамалов и А. Маштакова обращаются в городскую прокуратуру и СБУ. Там сразу обращают внимание на некоторые странности этого дела, например, нарушение подсудности в рассмотрении исков. И.о. начальника управления СБУ в Одесской области С. Рудый направляет начальнику Одесского теруправления ГКЦБФР Ю. Ровинскому письмо с просьбой провести проверку по данному факту. Прокуратура же возбуждает уголовное дело.
Хозяйственный суд Одесской области, рассмотрев иск одного из акционеров, не получившего приглашение на собрание 26 августа, признает решения этого собрания недействительными. Но госрегистратор отказывается внести изменения в ЕГРПОУ.
Инна Кац, Odessa Daily
(продолжение следует)

Комментарии посетителей сайта


Rambler's Top100